Диссертация (Формирование образа русского мира в современных условиях потенциал гуманитарного сотрудничества), страница 7
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Формирование образа русского мира в современных условиях потенциал гуманитарного сотрудничества". PDF-файл из архива "Формирование образа русского мира в современных условиях потенциал гуманитарного сотрудничества", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РАНХиГС. Не смотря на прямую связь этого архива с РАНХиГС, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 7 страницы из PDF
Дата начала формирования Русского мира вего современном понимании определяется началом XX века и связана спервой волной эмиграции.Существенной задачей характеристики любого явления считаетсяразграничение его и родственно близких ему понятий через определение ихКофырин Н.В.Русский мир: миф или реальность / Клайпедская Ассоциацияроссийских граждан, 06.12.2004 Электронный ресурс: http://www.klaipeda1945.org/nashigosti/russkij-mir-mif-ili-real-nost/ Дата обращения: 02.09.2016 г.1См.:30специфики. Так, в исследованиях Русского мира зачастую поднимаетсявопрос о взаимосвязи его с понятием «русская цивилизация».Мы исходим из понимания мира как общности носителей однойкультуры, духовных ценностей и языка.
Основным признаком Мира, помнениюэкономистаР.М.Ямилова,являетсяегоспособностьксамовосстановлению, которая реализуется посредством периодическойперезагрузки ядра мира, используя цикл «созидание-разрушение», которыйаннулирует тем самым накопившиеся в процессе развития ошибки.Каждый Мир формирует свою зону влияния, которая подразделяется набезусловную и притязательную.
Безусловная зона включает в себя рядтерриторий и этносов, структурирующихся в исторической перспективевокруг конкретного Мира, образуя общий организм, независимо отизменения впоследствии настроений этносов, которые населяют этутерриторию, и даже от желания самих Миров. К притязательной зоневлияния можно отнести весь остальной мир, чьё состояние зависит отсуществующей конфигурации Миров1. В этом смысле безусловной зонойвлияния Русского мира можно считать страны СНГ, а также Прибалтики,остальные же страны могут рассматриваться в качестве притязательной зонывлияния.В.А.
Тишков отмечает, что не каждое государство способно создатьтакое глобальное явление, которое можно было бы назвать «миром». Такимимирами, по мнению учёного, обладают, помимо России, Испания, Франция иКитай, a также Ирландия совместно с Великобританией. Он считает «мир»равным диаспоре, определяя его как возникновение культурно родственногонаселения за пределами исторического государства2.По мнению диакона В. Василика, слово «мир» наиболее точноиллюстрирует тягу рассеянного в XX веке русского народа к «дому», егоСм.: Ямилов Р.М.
Русский Мир vs Англосаксонский Мир: вопросы, возможности,стратегия // Гуманитарные научные исследования, 2015, № 3.2См.: Тишков В.А. Русский мир: смысл и стратегии // Стратегия России, №7, 2007 г. URL:http://sr.fondedin.ru/new/fullnews.php?archive=1185275035&id=1185274651&start_from=&subaction=showfull&ucat=14 Дата обращения: 21.06.2016 г.131стремление к сохранению, объединению и восстановлению «русского дома».При этом под «миром» диаконом понимается «одновременно среда обитанияи способ жизни того или иного народа, его «дом» 1.Цивилизация же трактуется исследователями как крупное сообществолюдей, объединённое общей территорией, а также совместными усилиями ипотребностью в её защите, сохранении и росте данного сообщества, a такжеобщиммировоззрением,религией,понятиемонравственности,художественными ценностями и собственным подходом к решению проблем.Каждая цивилизация должна обладать рядом признаков, в том числе,монументальными постройками, развитой наукой, искусством, ремёслами ит.д.
2.Цивилизационный подход в современной науке реализуется в рамкахдвух основных теорий:•Теории стадиального развития цивилизации (К. Ясперс, П.Сорокин, У. Ростоу, О. Тофлер и др.), характеризующей цивилизацию какединыйпроцесспрогрессивногоразвитиячеловечества,вкоторомвыделяются определённые этапы (в данном случае цивилизационный подходпротивостоит формационному подходу, сторонником которого был, вчастности, К. Маркс).•Теории локальных цивилизаций (Н.Я. Данилевский, А.Тойнби), признающей существование отдельных цивилизации, т.е. большихисторическихобщностей,занимающихопределённуютерриториюиимеющих свои особенности социально-экономического, политического икультурного развития.Говоря о русской цивилизации, мы будем придерживаться теориилокальных цивилизаций как наиболее точно описывающей сущностьисследуемого явления.Василик В.
Русский народ. Русский мир. Русская цивилизация // Русин. 2009. №1.Электронный ресурс: http://cyberleninka.ru/article/n/russkiy-narod-russkiy-mir-russkayatsivilizatsiya Дата обращения: 15.10.2016.2См.: Тойнби А. Постижение истории, Айрис-Пресс, 2002.132Первым,ктовыделилрусскуюцивилизациювкачествесамостоятельной, был английский историк А. Тойнби. Под цивилизацией онпонималустойчивуюобщностьлюдей,объединённыхдуховнымитрадициями, сходным образом жизни, географическими, историческимирамками. Русскую цивилизацию он относит к цивилизациям живым,основанным на религии (в его концепции она называется Православнойрусской цивилизацией)1.Однако о русской цивилизации говорили ещё в XIX веке представителифилософского течения славянофилов, занимавшиеся поиском русскойидентичности и самобытности, утверждением особого пути России. Кнаиболее известным представителям данного направления относятся Н.Я.Данилевский, В.С.
Соловьёв, С.Н., Булгаков, Ф.М. Достоевский, Л.Н.Толстой, А.С. Хомяков и др.Н.Я. Данилевский в своём ключевом произведении «Россия и Европа»говорил о «славянском культурном типе», которому, в отличие от«гниющего Запада» 2, принадлежит будущее. В исследовании философопирался на теорию циклического развития каждого культурного типа(подъём, кульминация, спад).
По его мнению, западную цивилизацию можносчитать умирающей, т.к. она уже пережила кульминацию своего развития иисчерпала запас идей. В отличие от неё, славянские народы подруководством России способны достичь нового культурного расцвета.Философ утверждал, что русская цивилизация должна заимствовать самоелучшее из западной цивилизации, как сделала последняя из античности 3.По мнению же Ф.М. Достоевского, русская цивилизация основана наглубоком православном понимании христианства.
В романе «БратьяКарамазовы» писатель противопоставляет западное мировоззрение русскомуСм.: Тойнби А. Постижение истории, Айрис-Пресс, 2002.Данилевский Н.Я. Россия и Европа, Институт русской цивилизации, Благословении.2011.3См.: Данилевский Н.Я. Россия и Европа, Институт русской цивилизации, Благословении,2011.1233(анархизм и социализм против православия и патриотизма) 1. По мнениюФ.М. Достоевского, у России есть призвание, заключающееся в направлениичеловечества по религиозному пути к спасению.Втуэпохупредставлялосьвозможнымговоритьорусскойцивилизации как высшей форме существования русского государства врамках определённых территориальных границ и этносов, историческисвязанных с Россией. Однако и на современном этапе многие исследователисклонны ставить знак равенства между русской цивилизацией и Русскиммиром.С пониманием русской цивилизации как исключительно православнойкоррелируют выделенные философом и культурологом А.Л.
Казиным циклырусской цивилизации.По его мнению, русская цивилизация пережила пять переломныхэтапов, восстановление после каждого из которых было возможно толькопосредством религии:•татаро-монгольское иго (восстановление связано с именемпреподобного Сергия Радонежского);•Смутноевремя(преодолениекоторогоассоциируетсяспатриархом Гермогеном);•«петровская революция» XVIII в. (восстановление связано спреподобным Серафимом Саровским);•революция 1917 г.
(реконструкция началась с восстановленияпатриаршества и переноса столицы в Москву);•распад СССР в 1991 г. (надежды на восстановление связываютсяс патриархом Кириллом) 2.См.: Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы, АСТ, 2015.См.: Русский народ, Русский мир и русская цивилизация: история и современность //Русин. 2009. №1, стр. 110-113 Электронный ресурс: http://cyberleninka.ru/article/n/russkiynarod-russkiy-mir-i-russkaya-tsivilizatsiya-istoriya-i-sovremennostДатаобращения:15.03.2016 г.1234Философ В.Ю. Даренский, соглашаясь с православным пониманиемрусской цивилизации, отмечает в её формировании ключевую роль русскогонарода, чему способствовало наличие у него качеств, сформированных подвлиянием православия1.Русский мир как синоним русской цивилизации понимали ещё С.Б.Чернышев и Г.О. Павловский: «Россия остаётся своеобразным миром(цивилизацией), располагающим главной силой цивилизации – емкойсложностью,проникаемостью,притягательностьюсвоегоречевогоиинтеллектуального устройства для всякого человеческого существа – т.е.переводимостью на все языки мира…» 2.По словам Председателя правления Фонда «Русский мир» В.А.Никонова, Русский мир представляет собой цивилизацию, которая ширенаций или этносов, их территорий, веры, политической системы иидеологии3.При этом, с точки зрения историка А.П.
Афанасьева, Русский мирзарубежья, сформированный рядом эмиграционных волн, крайне далёк отРоссии и непонятен ей, что позволяет сделать вывод, что Россия и Русскиймир – два сущностно разных мира в составе единой русской цивилизации 4.Философ Е.Н. Трубецкой писал, что нам привычно восприниматьРоссию как целый мир, в связи с чем считается, что в ней не существуетничего местного, потому что она не восток и не запад, a Востоко-запад5.Существует мнение, разделяемое российским Президентом и Премьерминистром, согласно которому Россия является частью европейскойСм.: Даренский, В.Ю. Украина как локальный феномен Русского мира: историософские икультурологические аспекты [Текст] Крым в контексте русского мира: общество икультура.