Диссертация (Функциональный анализ религиозного мифоритуала (на материале христианской гимнографии, иконописи и зодчества)), страница 15

PDF-файл Диссертация (Функциональный анализ религиозного мифоритуала (на материале христианской гимнографии, иконописи и зодчества)), страница 15 Философия (35405): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Функциональный анализ религиозного мифоритуала (на материале христианской гимнографии, иконописи и зодчества)) - PDF, страница 15 (35405)2019-03-15СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Функциональный анализ религиозного мифоритуала (на материале христианской гимнографии, иконописи и зодчества)". PDF-файл из архива "Функциональный анализ религиозного мифоритуала (на материале христианской гимнографии, иконописи и зодчества)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РАНХиГС. Не смотря на прямую связь этого архива с РАНХиГС, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 15 страницы из PDF

Почему так происходит – ответ, понашему убеждению, может дать функциональный и сравнительный анализрелигии, мифа и ритуала, предпринятый нами в этом диссертационномисследовании.Видимо, до некоторой степени единомышленником К. Гирца следует считатьМ.С. Евзлина – он тоже отдает предпочтение ритуалу, хотя ни тот ни другой неразделяли взглядов кембриджских ритуалистов: «О первичности ритуала поотношению к мифу … можно говорить в том смысле, что в своей «невербальной»форме «предритуала» он исполняет роль «инструмента» для активизацииГирц К. Указ. соч.

– С. 139.Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом. – М.: РОССПЭН, 2004. – С. 514.147Видимо, А. Шюц имеет здесь в виду экзистенциальные «моменты», о которых говорит СѐренКьеркегор в своем произведении «Гармоническое развитие эстетических и этических начал вчеловеческой личности» (см.: Кьеркегор С. Или – или / перев. с дат., послесл. С.А. Скляренко. –М.: Арктогея, 1991. – С. 195 и след.).148Гирц К.

Указ. соч. – С. 139.149«…Именно в ритуале – т.е. в сакрализованном действии – … возникает убеждение в том, чторелигиозные понятия отражают реальность и что религиозные предписания разумны. Именно вцеремониальной форме … – даже если эта форма не более чем декламация мифа…, –состыковываются и усиливают друг друга настроения и мотивации, которые вызываются у людейсвященными символами, и общие представления о порядке бытия, которые в этих символахвыражаются. В ритуале мир реальный и мир воображаемый, будучи сплавлены посредствомединого комлекса символических форм, оказываются одним и тем же миром, в результате чегопроисходит … характерная трансформация чувства реальности… Религиозные убеждения учеловека возникают, по крайней мере первоначально, именно в контексте конкретных ритуальныхдействий» (там же. – С.

131).14514647архетипических содержаний»150. Но позднее пальму первенства перехватываетмиф: «Последующее движение идет от мифа к ритуалу, в ходе которогоустраняются непродуктивные элементы и создается «очищенная» ритуальнаякосмогония»151.К. Гирц еще сорок лет назад с горечью отмечал медленный прирост знаний иметодологических инноваций в социальной антропологии, констатируя, чтонаибольшим авторитетом обладают четыре концепции – «…это рассужденияДюркгейма о природе сакрального, verstehenden <понимающая> методологияВебера, параллели Фрейда между личными и коллективными ритуалами иисследованное Малиновским различие между религией и здравым смыслом»152. (Кслову, мало что в этом вопросе изменилось и ныне).

В Гарварде он был ученикомТолкотта Парсонса и придерживался методологии структурного функционализма соговоркой дифференцирования, вслед за П.А. Сорокиным, «логико-смысловой»(абстрактно-формальной)и«каузально-функциональной»(конкретносодержательной) интеграции153. Это позволило ему объяснить причину и действиедезинтеграционной функции религиозного ритуала на примере социальных группострова Ява154. Как будет показано ниже, мы полностью солидарны с К. Гирцем внеобходимости разведения двух функций религии – интегративной идезинтеграционной, но применяем не структурно-функциональный, асравнительно-функциональный анализ с привнесением некоторых чертпостмодернистской «сакральной социологии».Несмотря на предпринятую американским антропологом апологиюсобственных взглядов на религию, данное им определение не может считатьсяисчерпывающим, поскольку сводится лишь к системе символов, нуждающихся винклюзивистской или эксклюзивистской интерпретации, иначе исследовательрискует получить вместо стройной картины верований только ворох«фрагментарных поверий и несвязных образов, сакральных рефлексов и духовныхпиктограмм»155.

На наш взгляд, наиболее приемлемой до сих пор остаетсяформулировка, предложенная Эмилем Дюркгеймом в его фундаментальном труде«Элементарные формы религиозной жизни»: «Религия есть солидарная системаверований и практик, относящихся к вещам священным, обособленным,Евзлин М. Космогония и ритуал / предисл. В.Н. Топорова.

– М.: Радикс, 1993. – С. 176.Там же. – С. 176.152Гирц К. Указ. соч. – С. 104–105.153Там же. – С. 171 и след.154Там же. – С. 198–199.155Там же. – С. 144.15015148запретным, верований и практик, которые объединяют в одну моральнуюобщность, называемою церковью, всех, кто их принимает»156.Во-первых,онасодержитоднозначномаркирующуюрелигиозноесущностную категорию священного (нуминозного, в терминах Р. Отто157), стольценимую феноменологами религии, в отличие от понятия сверхъестественного158.Во-вторых, она кратко и емко заявляет, что у «живой» религии всегда имеются двааспекта – это (мифическая) идеология, ортодоксия, и (ритуальная)практика/психопрактика, ортопраксия, с одной стороны, и носители этихкультовых традиций – с другой.

Прагматичную состоятельность такой установкилишний раз подтверждает то, что именно критерий различения носителейрелигиозных верований является основанием общего деления всех религий на трибольшие группы: родо-племенные, народностно-национальные и универсальные(мировые). Других всеми признанных «наименьших общих знаменателей» пока чтоне выявлено. Внимание Эмиля Дюркгейма к сакральным практикам обеспечиваетдопустимую смычку с позицией «кембриджской школы» и вообще школыритуалистики (У. Робертсон Смит, Дж.Дж. Фрейзер, А. ван Геннеп, Ян де Фрис,С.Х. Хук, Э.О.

Джеймс, С.Э. Хайман и др.159) и позволяет разграничитьрелигиозный культ, ритуал в точном смысле слова, культовую и внекультовуюрелигиозную деятельность и социальный церемониал и этикет.Религия – всегда (по мысли Э. Дюркгейма, Марселя Мосса и Анри Юбера160)явление социальное, поэтому верующие неизбежно объединяются в «церковь» –т.е. любую по численности и способам знаковой демаркации (эмблематизации)См.: Durkheim É.

Les Formes élementaires de la vie religieuse. Le Système totémique en Australie –4-e ed. – P.: P.U.F., 1960. – P. 65 (1-e ed. – Paris, Alcan, 1912). Цит. в рус. пер. по: Арон Раймон.Этапы развития социологической мысли / общ. ред. и пер. с франц. П.С. Гуревича. – М.: ПрогрессУниверс, 1993. – С. 345. Альтернативный, более качественный перевод определения религии Э.Дюркгейма с критическими комментариями см.: Эванс-Притчард Э. Теории примитивнойрелигии. – М.: ОГИ, 2004. – С. 62 и след.

Благодаря выходу в свет в 2018 г. сразу двух разныхпереводов фундаментального труда Э. Дюркгейма, спектр смысловых тонкостей расширился, см.:Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни: тотемическая система в Австралии / пер. сфранц. А. Апполонова и Т. Котельниковой под науч. ред. А. Апполонова.

– М.: Дело, 2018; Он же.Элементарные формы религиозной жизни: тотемическая система в Австралии / пер. с франц. В.В.Земсковой под ред. Д.Ю. Куракина. – М.: Элементарные формы, 2018.157См.: Отто Р. Священное. Об иррациональном в идее божественного и его соотношении срациональным. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008.158См.: Пылаев М.А. Западная феноменология религии. Теоретико-методологические основания иперспективы построения религиоведения как науки о святом. – М.: РГГУ, 2006; Он же. Категория«священное» в феноменологии религии, теологии и философии ХХ века. – М.: РГГУ, 2011;Феноменология религии: между сакральным и профанным: матер.

Междун. зимнейрелигиоведческой школы / научн. ред. А.В. Белокобыльского и О.С. Киселева. – Донецк, Донбасс,ЦРИ ГУИиИИ, 2011.159См. библиографию в работе: Обрядовая теория мифа / сост. А.Ю. Рахманин. – СПб.: СПбГУ,2003. – С. 5 и след.160См.: Мосс М. Социальные функции священного / Избр. произв. – СПб.: Евразия, 2000.15649группу единомышленников-единоверцев. Если нет носителей – религия «мертва»,если нет священной мифической идеологии – мы имеем дело с парарелигиознымфеноменом, например, с магией или с ритуализованными формами общественныхотношений в спорте, армии и проч. Если нет ритуала, но имеется набор священныхдогм, то это, скорее всего, внекультовая трансляция вероучения в форме какойлибо умозрительной «теологии», «теософии», «философии», «иерософии» и т.п.Проблемапозитивногоопределениярелигиихорошоизвестнаспециалистам161, а постановка вопроса о возможности негативного определениярелигии вообще лишена смысла, ибо уводит исследователя либо в «ползучийэмпиризм с отрицательной приставкой», либо в «дурную бесконечность»индуктивного начетничества (т.к.

полная индукция не осуществима), либо вмистическую апофатику, по самой своей природе не способную преодолетьсубъективизм. И в силу этого обстоятельства особую актуальность в современнойэпистемологии продолжают сохранять альтернативные эссенциалистскомуподходы, разумеется, отвечающие критериям научности. Одним из таких подходовсо времен выхода в свет трудов Бронислава Малиновского (1884–1942), АльфредаР.

Рэдклифф-Брауна (1881–1955) и Толкотта Парсонса (1902–1979) являетсяфункционализм (и неофункционализм, примерно с Никласа Лумана (1927–1998)),ярко проявивший себя в социологии религии и социальной антропологии 162 (о чемупоминает и Клиффорд Гирц).Но, прежде чем перейти к рассмотрению достижений функционализма,следует подчеркнуть прагматическую ценность определения религии ЭмиляСм.: Красников А.Н.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5259
Авторов
на СтудИзбе
420
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее