Диссертация (Неопатристический синтез как религиозно-философское течение XX-XXI веков - религиоведческо-антропологический анализ), страница 8

PDF-файл Диссертация (Неопатристический синтез как религиозно-философское течение XX-XXI веков - религиоведческо-антропологический анализ), страница 8 Философия (35370): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Неопатристический синтез как религиозно-философское течение XX-XXI веков - религиоведческо-антропологический анализ) - PDF, страница 8 (32019-03-15СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Неопатристический синтез как религиозно-философское течение XX-XXI веков - религиоведческо-антропологический анализ". PDF-файл из архива "Неопатристический синтез как религиозно-философское течение XX-XXI веков - религиоведческо-антропологический анализ", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РАНХиГС. Не смотря на прямую связь этого архива с РАНХиГС, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 8 страницы из PDF

Еще одно определение эпистемы – как «скрытой иглубинной структуры мышления определенной культуры, формирующейнадиндивидуальный порядок: фундаментальные языковые коды, схемывосприятия, иерархии практик»33 – также подходит для представлениядуховной традиции христианства.Если мы утверждаем, что восточно-христианская традиция имеетстатус эпистемы, то тем самым она может быть вписана в универсумсовременного научного знания на правах научного дискурса. Причем сфераеѐ рассмотрения, в отличие от частных наук, предельно широка – пусть невсегда как реальность на данный момент, но всегда как потенциальнаявозможность. Обоснуем это.Принцип«согласияотцов(consensuspatrum)»,которымруководствовалась Церковь при выработке догматических положенийвероучения,касалсятольковопросов,имеющихнепосредственноеотношение к спасению.

По вопросам политики, естествознания, эстетики и т.п. отцы могли иметь самые различные мнения. Но эти темы и не входили вих непосредственные задачи. Среди всех этих «внешних» тем оказалась иантропология, которая, в целом, не была догматизирована. Она имплицитноприсутствовала в христологии, экклезиологии, триадологии, и, конечно, всотериологии. В ХХ веке, в эпоху антропологического кризиса, христианская32Фуко М.

Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. — М.: Прогресс, 1977. URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/Эпистема_(Фуко) (Дата обращения 07.11.2017).33Там же.37антропология была эксплицирована трудами многих ученых. Назовѐм такиеимена, как В.И. Несмелов, прот. В. Зеньковский, архим. Киприан (Керн), В.Н.Лосский, прот.

И. Мейендорф, митр. Иоанн Зизиулас, С.С. Хоружий, Ю.М.Зенько, прот. В. Леонов, иеромон. Мефодий (Зинковский), С.А. Чурсанов идр. Но антропологический поворот ХХ века привѐл к тому, что человек сталтой осью, вокруг которой вращается вся система научного познания – какгуманитарного, так и естественнонаучного. Таким образом, через человека вполе зрения христианства попадают вопросы, которые раньше оставались «закадром». Для неопатристики возникает задача их осмысления в координатахсвятоотеческой мысли.Для нас существенно важен тот момент, что восточно-христианскаяэпистемасохраняетбазовыйпринципбиблейскойантропологии–идентификацию личности человека через Божественную Личность – чтоможно обозначить как «теоцентрическая персонологическая парадигма»34,согласно которой сам принцип личности относится к Божественному бытию,а вовсе не к эмпирическому человеку. На Западе же, идущем путѐм активнойсекуляризации, в классической европейской метафизике была в качествебазовой принята иная, антропоцентрическая персонологическая парадигма, вкоторой человек определяется через самого себя.

Теорема Гѐделя «онеполноте» утверждает изначальную несостоятельность такой установки.УстремленностьреализуетсявкБогувтрадицииаскетическойпрактике,Восточногохристианстваимеющейхарактеркритериологической системы для выверки теоретических положенийдогматики. Такая связь догматики и аскетики была активно задействована вэпохуВселенскихСоборовпривыработкедогматическойосновыхристианского вероучения: мистико-аскетическая традиция выступала в ролисистемы экспериментальной поверки на личном опыте Богообщения,имеющемся у отцов Церкви, многие из которых сочетали в себебогословский34См.: Хоружий С.С.

Персоналистские измерения неопатристического синтеза и современный поиск новыхмодусов субъективности // Георгий Васильевич Флоровский /под ред. А.В. Черняева. М.: Политическаяэнциклопедия, 2015. С. 231.38дар с большим аскетическим опытом. Западная же схоластика и, позднее,новоевропейское сознание выстраивали свою парадигму на основаниикритериев автономного рационалистического характера, что привелопостепенно к разрушению догматических барьеров и ускорению процессасекуляризации.

Но затем – в XIX веке – последовал и кризис самогорационализма, который шел рука об руку с кризисом антропологическим.Антропоцентрическаяперсонологическаяпарадигма,возведѐннаянапьедестал в эпоху Возрождения, прошла свой эволюционный путь: отсовершеннозаконногодляхристианстваренессансногоакцентанабогоподобии человека, до утверждения, высказанного на закате немецкойклассической философии на рубеже XVIII и ХIХ веков ЛюдвигомФейербахом, что «человек создал Бога по своему образу»35. Это былатупиковая точка европейского гуманизма.

Пройдя еѐ, философия встала напуть неклассического дискурса. Подробно эти этапы рассматриваются впараграфе 3.3.1.2. Генезис христианской антропологии.Библейская антропологияБиблия утверждает главенство человека в творении. Вся священнаяистория откровенно антропоцентрична. Библейские слова о сотворениичеловека свидетельствуют об этом: «И сказал Бог: сотворим человека пообразу Нашему, по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбамиморскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и надвсеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека пообразу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщинусотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь иразмножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над35Фейербах Л.

Сущность христианства. URL: https://www.litmir.me/br/?b=70789&p=1.(Дата обращения16.11.2017).39рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным,пресмыкающимся по земле» (Быт. 1, 26–28).Традиция библейской богословской экзегезы различает два близких позначению, но содержательно-различных понятия: «творение» и «создание».Творение при этом – есть акт возникновения из абсолютного небытия кбытию.

Такой акт творения выражен в библейском тексте словом ‫[ בָּ ָּר‬bara].Это слово используется во всей Библии три раза. Во всех трѐх случаях речьидет о возникновении принципиально новой сущности. Первый раз –творится небо и земля (Быт. 1, 1). Второй раз – творятся животные,являющиеся «душою живою» (Быт.

1, 21). Третий раз – творится человек(Быт. 1, 27). Слово «создание», (на древнееврейском ‫[ עָּשָּ ה‬asa]), означаетвозникновение не из небытия, а из предшествующей, ранее сотвореннойосновы. В Книге Бытия (Быт. 2, 7) говорится о создании человека: «И создалГосподь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни,и стал человек душою живою». Эта двойственность в описании появлениячеловека говорит о том, что, с одной стороны, он является принципиальноновым существом, но, в то же время, подобно другим организмам, онсотворен из материи и подчинѐн природной необходимости.

«Какпринципиально новое существо человек сотворен, ибо до него не былотворения, подобного ему по одарѐнности. Он сотворѐн по образу и подобиюБожию»36. Но, вместе с тем: «Человек по своему телу не так резко отличаетсяот всех остальных тварей, которых извела земля. По телу он, подобно всемпрочим тварям, зависим от природы, не может жить без питания, ему даноблагословение, подобно прочим тварям, размножаться. В этом отношении онне представляет ничего принципиально нового, и поэтому о его появленииговорится в шестом дне творения, когда возникли все высшие животные»37.На этом факте двойственности природы человека зиждется вся библейскаяантропология.3637Иванов Вяч.

Anima // Русская религиозная антропология: Антология. Т. 2. М., 1997. С. 132.Там же. С. 158.40Та часть человеческой природы, которая роднит его с животными –плоть: «…дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота,непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев,распри, разногласия, [соблазны], ереси, ненависть, убийства, пьянство,бесчинство и тому подобное» (Гал. 5, 19–21). Отчѐтливо выражено вСвященном Писании противопоставление плоти и духа: «дух бодр, плоть женемощна» (Мф.

26, 41); «рожденное от плоти есть плоть, а рожденное отДуха есть дух» (Ин. 3, 5-6); «живущие по плоти о плотском помышляют, аживущие по духу – о духовном. Помышления плотские суть смерть, апомышления духовные – жизнь и мир» (Рим 8, 5-6); «поступайте по духу, ивы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противногодуху, а дух – противного плоти: они друг другу противятся» (Гал. 5, 16-17) ит. п. Эта дихотомия плоти и духа легла в основание всей христианскойаскетики. Как писал в своих творениях создатель подробного монашескогоустава Феодор Студит (759–826): «Дадим преимущественное значение неплоти, которая довѐдет нас до ада, – а духу, ибо, благодаря ему, мы будемжить в вечной радости.

Поэтому есть, пить и спать будем мерою и весом.Победителю предстоит венец»38.Однако понятие плоти употребляется в Священном Писании отнюдь нетолько в негативном смысле. Оно используется для обозначения отдельногочеловека или людей: «…и узрит всякая плоть спасение Божие» (Лк. 3, 6);«делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал. 2, 16); и др. Понятиеплоти имеет и первостепенную богословскую значимость: «Слово сталоплотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славуЕго, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1, 14).

Плоть Христа имеетпрямое отношение к спасению: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущийхлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя,которую Я отдам за жизнь мира» (Ин. 6, 51). Люди, как принадлежащие38Феодор Студит. Творения.

СПб.: Тип. М. Меркушева, 1908. С. 731.41одному роду, имеют общую им плоть. Связь между поколениямиустанавливается по плоти. Дети есть «дети плоти» (Рим. 9, 8), родители –«родители по плоти» (Евр. 12, 9), и всѐ человечество, связанное плотскимиродственными узами, является единой плотью. Именно эта плоть причастнапервородному греху (Рим. 8, 6; Гал. 5, 13) и, в силу этого, грешночеловечество в целом.При этом понятие тела носит, как правило, довольно нейтральныйхарактер.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5173
Авторов
на СтудИзбе
436
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее