Сведения о результатах защиты (Историко-культурный цикл - российское театральное режиссерское искусство во второй половине ХХ - начале ХХI века), страница 2
Описание файла
Файл "Сведения о результатах защиты" внутри архива находится в папке "Историко-культурный цикл - российское театральное режиссерское искусство во второй половине ХХ - начале ХХI века". PDF-файл из архива "Историко-культурный цикл - российское театральное режиссерское искусство во второй половине ХХ - начале ХХI века", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РАНХиГС. Не смотря на прямую связь этого архива с РАНХиГС, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
Достоверность и обоснованность результатов исследовании определяется корректным применением общенаучных и специальных методов исследования: культурно-исторического, структурно-функционального метода, системного подхода. В диссертации эффективно использованы методология российской и западной культурологии, философии культуры: теории культурно-исторических циклов (Н. Данилевского„ О.
Шпенглера, А. Тойнби, П. Сорокина, Н.Кондратьева, А. Ахиезера, Н. Хренова н др); теоретическая модель модерна — постмодерна„~Р. Барт, Ж. Бодрийяр, Ж, Деррида, М. Фуко, А. Вислова, Б.М. Гаспаров, И, Голомшток, Б. Гройс, Е, Деготь, Б. Дубин, И. П, Ильин, Н. А, Хренов, И. В. Кондаков, М. Липовецкий Н. Б Маньковская, М.А. Можейко, А. В. Соколов, М. Эпштейн и др).; разработки концепции общества потребления в трудах: ~Ж. Бодрийяра, Ь Фромма, Д.
Сибрук, А. В. Костиной); социологический анализ различных аспектов жизни советского и постсоветского общества в трудах (Б. Дубина, Л. Гудкова, С.А. Кравченко и др.); теории игры в трудах (Й. Хейзинга, М.А, Можейко, Н.А. Хренова и др.). Методологической базой диссертации стали также театроведческие труды, которые накоплены за достаточно продолжительный период развития дисциплины.
Сюда относится и классический метод анализа спектакля, драмы, режиссерского языка, методологии режиссуры, эстетики. Все эти аспекты театроведческого подхода содержатся в трудах ведущих театроведов. Научная новизна исследования заключается, прежде всего, в самом ракурсе рассмотрения режиссерского искусства последних шести десятилетий в границах историко-культурного цикла. Режиссерское искусство последних шести десятилетий в диссертации рассматривается как целое, построенное в логике развития и трансформаций, обосновании причин зарождения определенного свойства художественных и социальных тенденций, их развития, подъема и дальнейшего снижения, изживания.
Изучение режиссерского искусства в его тенденциях и трансформациях на протяжении большого культурно-исторического цикла предпринимается впервые и выявляет принципиальную новизну данного исследования. Кроме того, в диссертации впервые рассматривается режиссерское искусство в поколенческом срезе. Описываются конкретные режиссерские поколения как некие художественные и культурные общности. В диссертации также впервые прослеживается логика развития и трансформаций (во времени, от поколения к поколению, от одной индивидуальности к другой) методологических принципов режиссуры, что наглядно показывает изменение режиссерского взгляда на проблему человека и общества, вскрывает логику перехода от понимания человека в культуре модерна к постмодерну.
В диссертации впервые применительно к искусству режиссуры обрисовывается ситуация общества потребления, кардинально меняющая задачи культуры и искусства в целом, а также место и роль режиссера в культурном пространстве. В диссертации по-новому ставится вопрос о роли «новой драмы», возникшей на фоне хаоса 1990-х, Тот ракурс изучения развития режиссерского искусства в границах историко-культурного цикла, который предлагается в диссертации, впервые исходит в большей степени нз общих оснований, нежели из частных.
Отнюдь немаловажным обстоятельством является и то, что исследование театра и режиссуры впервые ведется с привлечением ведущих концептуальных п~~ожений культурологической и культур - фи~о~~фскоЙ мысли последних десятилетий, что может послужить открытию новых путей театроведению, которое в настоящее время значительно отстает от других гуманитарных дисциплин, в первую очередь, культурологии. Перед театроведением сегодня стоит задача выйти за границы субъективных и нестрогих критических описаний и стать научной дисциплиной.
Теоретическая значимость определяется той степенью новизны, которая содержится В основополагающих положениях диссертации. Диссертация вносит свой вклад в исследование сценического искусства и режиссуры второй половины ХХ вЂ” начала ХХ1 века. Обобщая большой эмпирический материал, выстраивая логику анализа, подходя к важным и принципиальным обобщениям, диссертационное исследование становится тем плацдармом, на основе которого можно изучать режиссерское искусство в пространстве всего ХХ-ХХ1 века. Поэтому в диссертации содержится большой потенциал для дальнейших исследований, Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в педагогической практике театральных и гуманитарных вузов, в курсах лекций по ~~торин российского теа*ра ХХ- ХХ1 века; специальных курсах по истории и методологии режиссуры; специальных курсах по истории и теории драмы в театральных и художественных учебных заведениях.
Результаты исследования могут быть положены в основу последующих научных работ по истории режиссуры ХХ-ХХ1 века, анализу общих тенденций и процессов в сфере сценического искусства (не только чисто научного характера, но и методического, экспертного„предназначенного для сотрудников Министерств, Комитетов по культуре и других государственных и общественных организаций культуры). При проведении тайного голосования Диссертационный совет Д 504.001.35 в количестве 16 человек, нз ннх 8 докторов наук по специальности рассматриваемой диссертации, участвовавших в заседании„из 21 человека, входящего в состав совета, проголосовали: «за» - 15, «против»- 1, недействительных бюллетеней - нет.
Председатель диссертацнонног доктор философских наук, про Егоров В.К. И.О. ученого секретаря диссер совета, доктор культурологии, Шлыкова О,В. Диссертационный совет пришел к выводу о том, что диссертация представляет собой научно-квалификационную работу, которая соответствует критериям, установленным Положением о порядке присуждения ученых от~пеней, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ЗО января 2002 г. № 74 ~в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 г. № 475), и принял решение присудить Богдановой Полине Борисовне ученую степень доктора культурологии. .