Отзыв научного руководителя-консультанта (Историко-культурный цикл - российское театральное режиссерское искусство во второй половине ХХ - начале ХХI века)
Описание файла
Файл "Отзыв научного руководителя-консультанта" внутри архива находится в папке "Историко-культурный цикл - российское театральное режиссерское искусство во второй половине ХХ - начале ХХI века". PDF-файл из архива "Историко-культурный цикл - российское театральное режиссерское искусство во второй половине ХХ - начале ХХI века", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РАНХиГС. Не смотря на прямую связь этого архива с РАНХиГС, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
научного консультанта на диссертацию БОГДАНОВОЙ Полины Борисовны «Историко-культурный цикл: российское театральное режиссерское искусство во второй половине ХХ вЂ” начале ХХ1 века» на соискание ученой степени доктора культурологии 1специальность 24.00.01 — «Теории и истории культуры») Исследование культуры в ее циклическом ра звитии, особенно русской культуры, история которой отличается особой дискретностью, в ХХ в, занимала многих ученых — философов, историков, социологов, литературоведов, искусствоведов, культурологов. У истоков такого подхода к изучению культуры — К.
Леонтьев, О. Шпенглер, Н. Бердяев, П. Сорокин, А.Дж. Тойнби, Л. Гумилев. В последние годы о цикличности российской культуры много писали 1О. Лотман, А. Ахиезер, И. Яковенко, И, Клямкин, Н. Хренов и другие отечественные ученые. Однако никто до сих пор не рассматривал историю театра как циклический пр щесс; тем более никто не анализировал, с этой точки зрения, искусство театралыюй режиссуры. Более того, о самой театральной режиссуре как самостоятельном предмете культурологического анализа„обладающем своей спецификой, своей природой, своим единством как цельного феномена культуры, своей автономной историей, речь никогда, по существу, и * шла.
Это и понятно. Для того, чтобы представить историю театра как закономерный процесс, с одной стороны, движущийся по преимуществу поступательно, с другой — развивающийся через повторы, частичные возвращения, через размежевания, противостояния. полемику, — нужно было найти некую магистральную составляющую историко-театрального процесса. Конечно, такой составляющей является, в какой-то мере, история драматургии — создания литературных текстов, рассчитанных на театральную постановку и их сценическое восприятие публикой. Менее определенной, а потому и менее убедительной составляющей театрального процесса является актерское мастерство, которое исторически меняется от века к веку, от десятилетия к десятилетию.
В своей диссертации В.Б. Богданова убедительно показала, что важнейшей доминантой историко-театрального процесса является именно театральная режиссура, выс::упающая не только как важнейшая отрасль театрального искусства, но и как систелообразук~щий фактор театрального процесса.
В работе Полины Борисовны Богдановой сделано важное открытие: искусство театральной режиссуры развивается циклично, и формирование, трансформация и «снятие» циклов тесно связано культурно-историческим контекстом эпохи, а косвенно — с социально-политическими и идеологическими процессами, влияющими на культуру в целом.
Первый культурный цикл развития театральной режиссуры зародился на рубеже Х1Х вЂ” начала ХХ вв. и во многом связан с возникновением МХТ и режиссерским новаторством К. Станиславского; завершился тот цикл с окончанием сталинской эпохи кризисом МХАТа и «системы Станиславского». Автора диссертации больше интересует второй цикл театральной режиссуры, начавшийся в период «Оттепели» и завершившийся уже в постсоветский период, в 2010-е годы, когда начинает зарождаться третий культурно- исторический цикл, тенденции которого пока неясны.
Обращаясь к творчеству таких режиссеров, как А. Эфрос, О. Вфремов, Г, Товстоногов, 1О. Любимов, А. Васильев, Л, Додин, М. Левитин, В. Фокин, П. Фоменко, С. Женовач, Е. Каменькович, К. Богомолов, Д. Крымов, М. Карбаускас и др., П.Б. Богданова показывает, как во втором цикле своей трансформации театральная режиссура закономерно проходит 4 фазы: зарождение, надлом, высокую фазу и заключительную фазу снятия. При этом открытая гражданственность «оттепели» сменяется концептуализмом, который переходит в 1970-е гг.
в культуроцентризм, а в 90-е в плюрализм театральных моделей, Индивидуальный же поиск режиссеров реализуется в творческом диапазоне между модернизмом и постмодернизмом и выливается в принципиальный спор со сталинской эстетикой соцреализма. Завершая свой отзыв научного консультанта, хочу подчеркнуть: перед нами новаторская работа, в которой автор диссертации — Полина Борисовна Богданова — впервые с культурологической точки зрения и в терминах современной истории и теории культуры рассмотрела искусство театральной режиссуры как неповторимый феномен отечественной художественной культуры и показала, что для его исторического развития в ХХ в.
характерна цикличность и второй цикл истории русской театральной режиссуры, начавшийся в эпоху «оттепели», в настоящее время завершился. Я как научный консультант поддерживаю эт~ работу и рекомендую ее к защите. Доктор философских и кандидат филологических наук, профессор, действ. член РАЕН, профессор кафедры истории и теории культуры Отделения социокультущ~ых:- исследований РГГУ --" И.В, Кондаков (, <, ' д" /~"'/~4Я, .