Заключение организации (Историко-культурный цикл - российское театральное режиссерское искусство во второй половине ХХ - начале ХХI века)
Описание файла
Файл "Заключение организации" внутри архива находится в папке "Историко-культурный цикл - российское театральное режиссерское искусство во второй половине ХХ - начале ХХI века". PDF-файл из архива "Историко-культурный цикл - российское театральное режиссерское искусство во второй половине ХХ - начале ХХI века", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РАНХиГС. Не смотря на прямую связь этого архива с РАНХиГС, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
доцент льевич 20 ~„" ,г. р,, низации Заславский /,~(., ЗАКЛЮЧЕНИЕ Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российский институт театрального искусства - ГИТИС" Диссертация «Историко-культурный цикл: российское театральное режиссерское искусство во второй половине ХХ вЂ” начале ХХ! века» выполнена Богдановой Полиной Борисовной самостоятельно в период работы в Российском Государственном Гуманитарном Университете в должности доцента кафедры истории театра и кино.
Научный консультант — Кондаков Игорь Вадим 1вич, доктор философских и кандидат филологических наук, профессор, действительный член РАЕН Работает в Российском Государственном Гуманитарном университете в должности профессора кафедры истории и теории культуры Отделения социокультурных исследований Диссертация Полины Борисовны Богдановой «Историкокультурный цикл: российское театральное режиссерское искусство во второй половине ХХ вЂ” начале ХХ! века» обсуждалась на заседании кафедры истории театра России Российского института театрального искусства — ГИТИС ЗО января 20Г7 года ~протокол № 3). По итогам обсуждения принято следуюшее заключение: Диссертация Богдановой П.Б. является и~следованием проблем российской режиссуры второй половину ХХ- начала ХХ1 века. Это целостное и системное исследование трансформаций режиссерского искусства последних шести десятилетий, В науке о театре до сих пор не предпринималось подобного рода исследований.
Предложенная к обсуждению диссертация — первая последовательная работа такого рода, что предопределяет ее научную новизну. Актуальность работы определяется, прежде всего, тем значением, которое обретает сегодня общие вопросы развития отечественной театральной культуры в переломную эпоху' (от советского культурного пространства к постсоветскому). На основании анализа собранного и внимательно изученного обширного материала по теме диссертации.
а также собственного зрительского и театрально-критического опьг.а автор выдвигает идею единого культурно-исторического цикла развития отечественного театра, начавшегося в эпоху «оттепели» и во втором десятилетии нынешнего века, подходящего к своему завершению. По тематике,. методам исследования диссертация Богдановой П.Б, «Историкокультурный цикл: российское театральное режиссерское искусство во второй половине ХХ вЂ” начале ХХ1 века» представляет собой самостоятельное научное исследование, выполненное на стыке театроведения и культурологи. Автора диссертации в первую очередь интересует «структура событий и процессов внутри цикла», то есть сама структура цикла, который зарождается, проходит определенные фазы и в конечном счете приходит к изживанию первоначальных моментов.
Основное содержание исследуемого цикла автор видит в стремлении режиссуры «к преодолению тоталитарных тенденций в мышлении и эстетике». Эта исследовательская установка предопределяет разворот заявленной в названии диссертации темы и ракурс ее аналитического рассмотрения. Отдельные фазы рассматриваемого к~ лыурно-исторического цикла в диссертации определяются как «начало цикла», «фаза надлома», «высокая фаза» и «завершение цикла> . Соответственно этому выделяются режиссерские поколения, действоваьшие в отдельных фазах культурно-исторического цикла: «шестидесятники», «семидесятники», «восьмидесятники», «поколение постмодерна», Автор идет путем выявления логики смены режиссерских поколений, сосредотачивая внимание на особенностях режиссерских стратег ий каждого поколения режиссуры, и раскрывая творческие установки отдельных представителей поколений.
В четырех главах диссертации рассматриваются творческие доминанты четырех поколений российской режиссуры: социоцентризм ц|естидесятников, культуроцентризм семидесятников и восьмидесятников, релятивизм поколения постмодерна. Теоретическая концепция„положенная в основу диссертации, весьма серьезно фундирована автором.
Исследование ведется с привлечением обширного количества специальнь,х трудов по истории, теории и философии культуры. Этим обеспечивается соответствие диссертации научному уровню современных гуманитарных исследований. При этом специфически театральные проблемы эстетики и поэтики режиссуры рассматриваются сквозь призму общекультурного процесса, собственно театроведческая проблематика включена в теоретические культурологические рассуждения о модерне и постмодерне, их особенностях в российских условиях, обществе потребления, снизившем роль культуры и искусства в постсоветском социуме. Кроме того, в диссертации представлен и театроведческий тезаурус.
Однако, в качестве опорных исследовательских понятий используется понятийно- категориальный аппарат культурологи, Предложенная автором интерпретация концепции культурно- исторического цикла позволяет во многом по-новому оценить своеобразие российского театрального режиссерского искусства последних десятилетий и, несомненно, предс гавляет академический интерес.
По существу режиссура исследуется автором не только как особый тип театрального мышления и творчества. Но и как социальный и культурно-исторический феномен, функционирующий в пространстве художественной культуры. Диссертация Богдановой П.Б. представляет итог ее наблюдений над российским театром второй половины ХХ века — начала ХХ!. Автор диссертации рассматривает режиссерскую дея гельность выдающихся деятелей российского театра, составивших его гордость и мировую славу за последние более, чем полвека.
Это — Г. Товстоногов, А, Эфрос, О. Ефремов, )О. Любимов. А. Васильев. Л. Додин, П, Фоменко, В. Фокин, М. Левитин и др. Свое исследование Богданова П.Б. доводит до современности, и ее героями становятся популярные сегодня Е. Каменькович, С. Женовач, а также пре,гставители поколения постмодерна — К.
Серебренников, К. Богомолов, Д. Крымов, Д, Волкострелов, М. Угаров, И. Вырыпаев и др. Диссертация Ьогдановой П.Б. важна тем, ч-о ей удается раскрыть яркие творческие индивидуальности выдающихся российских режиссеров последнего полувеки и сравнить их между собой !по тематике. методу, жанрам и стилям), показать их театральные открытия и находки, но и показать в целом динамику геатрального процесса России через взаимоотношения различных направлений в отечественном искусстве режиссуры (преемс; венность поколений, обновление традиций, творческая полемика, поиск новаторских региений, идейные и эстетические искания и пр,). Факьтчески речь идет о трансформации идей и образов, форм и методов российской режиссуры от периода «оттепели» к постсоветскому театру «нулевых» и «десятых» годов ХХ! века.
Подобный анализ осуществляется впервые в истории отечественной культуры и в истории театра, По тематике, методам исследования, научным положениям диссертация представляет собой самостоятельное научное исследование, обладающее всеми признаками теоретическ~ й и практической значимости, отвечающее современным критериям актуальности и научной новизны, прошедшее серьезную и обширную апробацию. Диссертация П.Б. Ьогдановой характеризуется глубиной анализа, широким культурным кругозором, масштабностью обоощений, логичностью построения, ясностью изложения авторской концепции, аргументированностыо научных положений и выводов.
Полнота изложения материалов диссертации в публикациях: Результаты исследования нашли свое отражение в научных и критических работах, опубликованных Богдановой П.Б. с 1970-х годов, а именно в пяти монографиях общим объемом более 70 а. л.; в критических материалах общим числом более 50-ти; а также в 16 научных статьях в ведущих рецензируемых нау:-ных журналах и журналах, рекомендованных ВАК.
Монографии: !. Логика перемен. Анатолий Васильев: межлу прошлым и будущим 'П.Б. Богданова — М.: Новое литературное обозр зние. 2007. - 371 с. 2. Режиссеры — шестидесятники /П.Б. Богдан~ ва — М.: Новое литературное обозрение. 2010. — 167 с, 3. Театр Анатолия Васильева 1970-1980-х годов. Метод и эстетика /П.Б. Богданова. - ЯаагЬгис1еп.: 1.апзЬег! Асайепйс РиЫ1вЬ1п8. 2011.— 218 с. 4.
Режиссеры — семидесятники: культура и судьбы ~Г!.Б. Богданова, — М.: Новое литературное обозрение. 2014. -- 221 с., 112! л. ил. 5. Культурный цикл. Театральная режиссура от шестидесятников к поколению - роз!!П.Б. Богданова — М.: Академический проект. 2017.- 480 с. Работы, опубликованные Богдановой П.Б. в ведущих рецензируемых научных журналах и журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки России. !.Как важно быть красивой: сестры Кутеповы в < Мастерской Петра Фоменко» ~П.Б. Богданова д Театральная жизнь.
— 2003. №3, -- С.41-42. 2.Анатолий Васильев. Жрецы метафизики /П.Б. Бэгданова П Театральная жизнь. — 2007. Х 3. — С, 30-32. З.Анатолий Васильев — взгляд на человека. Экскурс в 70-е 'П.Б, Богданова д Вопросы театра. Рго всаепшт. — 2008. — С,277-303. 4.Релятивистский мир в драме конца! 970-х.
Спек гакль Анатолия Васильева по пьесе Виктора Славкина «Взрослая дочь молодого человека» ~П.Б. Богданова д Вопросы театра, Рго саепшпь — 2008. № 1- 2. — С. 94-107. 5.Анатолий Васильев: на пути к методу/П.Б, Богданова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.