Главная » Все файлы » Просмотр файлов из архивов » PDF-файлы » Отзыв научного руководителя Е. Р. Сквайрс

Отзыв научного руководителя Е. Р. Сквайрс (Эволюция языка и жанра в немецких текстах XV века о валашском князе Владе III)

PDF-файл Отзыв научного руководителя Е. Р. Сквайрс (Эволюция языка и жанра в немецких текстах XV века о валашском князе Владе III) Филология (32411): Диссертация - Аспирантура и докторантураОтзыв научного руководителя Е. Р. Сквайрс (Эволюция языка и жанра в немецких текстах XV века о валашском князе Владе III) - PDF (32411) - СтудИзба2019-03-13СтудИзба

Описание файла

Файл "Отзыв научного руководителя Е. Р. Сквайрс" внутри архива находится в следующих папках: Эволюция языка и жанра в немецких текстах XV века о валашском князе Владе III, документы. PDF-файл из архива "Эволюция языка и жанра в немецких текстах XV века о валашском князе Владе III", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст из PDF

Отзыв научного руководителя о диссертации А. П. Кашперской «Эволюция языка и жанра в немецких текстах ХУ в. о валашском князе Владе 1П», представленной иа соискание ученой степени кандидата филологических наук по специальности 10.02.04 — германские языки Диссертация А. П, Кашперской посвящена филологическому и лингвистическому исследованию текстов о Владе 111, созданных в ХУ в. и положивших начало длительной и разветвленной традиции сюжета о Дракуле, вплоть до современной литературы и кино.

Несмотря на распространенность и чрезвычайную популярность этой тематики в различные эпохи и в различных странах (включая Румынию и Русь), ее исследователи в основном ограничивались выяснением исторической основы мифа о Дракуле, тогда как языковедческий анализ данных ранних письменных памятников никогда не предпринимался. Обратившись к филолого-лингвистическому анализу ранее не исследованного материала, представляющего значительный научный и общекультурный интерес, диссертантка поставила перед собой актуальную задачу, успешное научное решение которой обладает теоретической значимостью и практической полезностью для различных прикладных областей филологии, преподавания немецкого языка и литературы, культурологии. В соответствии с этой особенностью изучаемого материала и с необходимостью выделить его из общего потока художественных произведений и исследований о графе Дракуле первая глава диссертации начинается с обзора литературы, посвященной историческому прототипу данных текстов и реальным событиям.

Из известных исторических фактов А. П. Кашперская выделяет те, которые связаны с появлением немецких текстов, объясняют его причины и коррелируют с их содержанием. Сравнение созданного сюжета о Дракуле с реальными фактами позволило ей обосновать предположение о политической направленности текстов, созданных в современной графу Дракуле южной Германии в эпоху острых разногласий католических держав с Турцией с одной стороны и с православной Валахией, с другой. Этот вывод„ а также жанровое разнообразие созданных немецких текстов выдвинули в качестве основных теоретических проблем (глава П) вопрос о лингвопрахматической оценке этих текстов и их анализ в аспекте теории речевых жанров, и, применительно к средневековой словесности, - в социолингвистическнх рамках теории типов текстов. Важно отметить„ что анализ на этой основе корпуса исследуемых текстов позволил средствами филологии и лингвистики пролить дополнительный свет на некоторые исторические факты и решить ряд вопросов смежных дисциплин.

Так, обращение к классификации средневековых немецких жанров и сопоставление с ней исследуемого материала показало, что корпус ранних текстов о Дракуле представляет собой парадигму — в том смысле, что этот цикл произведений реализует практически все жанровые возможности„ которые имелись в немецкой словесности ХЧ в. для эффективного воздействия на различные аудитории реципиентов. (Исключение составляют лишь средневековая драма и листовки; последние, судя по косвенным свидетельствам, сущестаоыли, вполне вероятно по данным диссертантки и существование фастнахтшпиля, не дошедшего до нас.) Выявленная последовательность в жанровом охвате может, как справедливо полагает автор, свидетельствовать о запланированной намеренной анти-валашской информационной кампании. В третьей главе подробно описаны рукописные и старопечатные источники, представляющие корпус исследования, и дан анализ структуры текста каждого из них. Путем текстологического сравнения А.

П. Кашперская показала, что четыре произведения о Дракуле, созданные в промежутке между 14б2 и 1488 г. — рукописное донесение, составленное в одном из бенеднктинских монастырей, поэма Михаэля Бехайма о кровожадном валашском графе, нарратив из «Констанцской хроники» и печатная брошюрка с иллюстрациями ~«народная книга»), - генетически связаны между собой, являясь последовательными этапами развития одного и того же текстового материала, источником которого был, согласно реконструкции диссертантки, некий исходный информационный текст на латинском языке, не сохранившийся, но частична отраженный в «Комментариях» папы римского Пия П и в трактате Антонио Бонфини.

Сопоставление с историческими фактами показало, что только последний этап ~печатная народная книга) имел место после смерти Дракулы и, следовательно, уже не преследовал тех злободневных политических целей, которым были подчинены написание донесения, поэмы и хроникального нарратива. Изменившейся исторической ситуации соответствует изменение идейного смысла произведения и смена финала повествования (осуждение врага христианских государей > религиозно-наставительное поучение о раскаявшемся злодее«нехристи), и жанровое преобразование из злободневного политического памфлета в коммерческое массовое нравоучительное чтение. Проведенный в четвертой главе анализ языка и стиля текстов, составляющих корпус исследования, показал сравнительно скромный ассортимент языковых и образных средств, используемых в каждом из произведений для воздействия на реципиентов и создания у них отрицательного отношения к главному персонажу.

Сравнительно низка доля оценочной лексики, небогат ассортимент ярких эпитетов и отрицательно окрашенной лексики, используемой для описания героя произведений, Эмоциональное воздействие создается скорее за счет привлечения реципиента на сторону рассказчика риторическими средствами (восклицаниями, обращениями в адрес слушателя/читателя, риторическими вопросами)„а также использованием уменьшительно-ласкательной лекспкн для изображения жертв, пострадавших от жестокости кровавого тирана. Не вьпвлено также больших различий в использовании этих языковых средств между отдельными текстами; напротив, переходя из одной жанровой реализации в другую, сюжет о Дракуле в основном сохраняет стилистикориторические характеристики, приобретенные в предшествующем тексте. В результате автор считает главным выразительным приемом в языке и текстах корпуса именно это накопление черт различных жанров, в сочетании оказывающих эффект убеждения.

Например, народная книга 1488 года соединяет в себе лексические характеристики поэмы, а также признаки документа (точные количественные характеристики) и хроники (структурнрованне текста в виде отдельных хроникальных записей), создающие эффект документальной достоверности сообщаемого. Это наблюдение диссертантки о корреляции жанровых признаков каждого из текстов с требованиями момента и социолингвистической ситуацией, а также ее вывод о намеренном сочетании средств различных жанров для создания прагматического эффекта обогащают теоретические представления о жанрах средневековой словесности и представляют научную новизну. В работе имеется целый ряд конкретных результатов, имеющих филологическое и лингвокультурологнческое значение. К ним относится, например, вывод диссертантки о прагматически значимом характере опущения в тексте православного имени главного персонажа Влад: автор видит в этом линга опрагматический прием намеренного отчуждения изображаемого персонажа от аудитории реципиентов„а также соблюдение дипломатической осторожности в отношении целого ряда европейских правителей-союзников, носивших то же имя (в различных национальных вариантах).

Кроме этого, диссертанткой подтверждена датировка печатного издания Варфоломея Готана (считавшаяся предположительной и спорной) временем не ранее 1488 г., так как текстологический сравнительный анализ показал, что оно не могло быть старше изданий Айрера и Вагнера, дата которых была известна. Это, в свою очередь, доказывает вторичный характер нижненемецкого издания (В.Готан, Любек 114881) по сравнению с верхненемецкими изданиями (оба — Нюрнберг 1488), географически более близкими к территориям, непосредственно вовлеченным в политические события сюжета о Дракуле. Эти и другие наблюдения помогают решить ряд исследовательских загадок, существующих в литературе о Дракуле„ устранить неточности и обосновать критику спорных гипотез, традиционно поддерживаемых в литературе о графе Дракуле.

Особую лингвистическую проблему представлял анализ конструкции 1аяхеп + ннфннитив, которая встречается во всех текстах корпуса с частотностью„значительно превосходящей данные по текстам различной тематики н жанровой принадлежности. Подсчеты, приведенные в диссертации„опираются на обследование большого текстового материала и убеждают в том, что данный статистический признак характеризует именно корпус анализируемых текстов. Исследован значительное количество контекстов, содержащих зту конструкцию, н рассмотрев историю ее взаимосвязей с другой 1Ье1ххеп + инфинитнв), диссертантка установила, что 1алхеп + инфинитнв имеет каузативную семантику и сменяет в зтой функции более старую средневерхненемецкую конструкцию пе1яяеп + ннфинитив. В научной литературе по истории немецкого языка данная конструкция с глаголом 1аххеп практически не упоминается, в связи с чем выявление ее смысла и функции в данных текстах стало самостоятельной и теоретически сложной задачей, которую диссертантка решила, выдвинув при зтом ряд лингвистически значительных идей, перспективных для дальнейших исследований как в области истории немецкого языка, так и в области типологии.

На основе теоретических типологических положений о семантике и синтаксических характеристиках каузативов А. П. Кашперская определяет исследуемую конструкцию как фактитивную и дистантную по семантике, а ее синтаксический смысл — как привнесение в высказывание дополнительного агенса, замещаю щего позицию подлежащего и позволяющего переориентацию с конкретного исполнителя действия на его каузатора, Подобная переориентация, как логично полагает автор, могла быть полезна составителям текстов для создания необходимой модальности прн рассказе о деяниях, кау затором которых 1но не конкретным исполнителем) является высокопоставленная персона.

В данном случае непрямое указание на агенса тем более полезно, что речь идет об обвинении в громадных злодеяниях. Отвечая на вопрос об источнике данной конструкции в исследуемых текстах, А,П.Кашперская обратилась к латинским текстам Бонфини и папы Пня, отражающим формулировки изначального документа. Сравнение с латинскими оригинальными формами позволило ей поставить вопрос в контрастивной плоскости, оценив конструкцию с 1ахкеп как переводческую стратегию в условиях отсутствия системного эквивалента в языке перевода. Обязательная для немецкого языка этой эпохи двусоставность могла при помощи описываемой каузативной модальности быть реализована без прямого указания (опасного в данной ситуации) на активного агенса.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5167
Авторов
на СтудИзбе
437
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее