Диссертация (Трагическое в русской литературе XX века (на материале повестей Б. Лавренева, В. Быкова, В. Распутина)), страница 22
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Трагическое в русской литературе XX века (на материале повестей Б. Лавренева, В. Быкова, В. Распутина)". PDF-файл из архива "Трагическое в русской литературе XX века (на материале повестей Б. Лавренева, В. Быкова, В. Распутина)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 22 страницы из PDF
Это страдающий человек,склонный к беспощадному самосуду. Он идет и находит свою вину там, гдедругой не увидел бы даже намека на нее. Идея нравственного поиска,саморефлексии и самонаказания становится важнейшей для героя и автора», ―таково мнение современного исследователя232. Не случайно на пути домой, всамолете, героя настигает сердечный приступ, который представляется емупризнаком и предвестием жизненной катастрофы. Значит, и здесь возникает таситуация, которая может быть названа экзистенциальной.Рассмотрение названных произведений в выбранном аспекте наводит намысль о необходимости их сопоставлении в жанровом плане.
Дело в том, чтоименно в 1975-1976 г.г. на страницах журнала «Вопросы литературы» (№№ 2,6, 8, 9, 10 за 1975 г.; 1, 3, 5, 6 за 1976 г. ; 1 за 1977 г.) шла дискуссия по вопросу осущности и возможности существования жанра романа в современнойлитературе. Причиной дискуссии было желание разобраться в том, что такое«романноемышление»,апобуждающимифакторами―публикациятеоретических работ М. М. Бахтина, посвященных исследованию романа(«Эпос и роман», 1975), заметные измения в мироощущении общества, т. е.232Голубков М. Военная проза // М. Голубков.
Литература. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.2000. С. 340.110движение авторитарного сознания в сторону открытости и диалогизма;наметившаяся тенденция к изменению жанровой парадигмы советскойлитературы,вкоторойпреобладалипроизведения,именовавшиеся«героическим эпосом советской эпохи»; наконец, потребность увидеть героев,изображаемых в аспекте личностных качеств, при этом в экстремальныхобстоятельствах.Интерес к экстремальным ситуациям, возникшим в жизни молодойженщины с берегов Ангары, и бывшего лейтенанта, а ныне писателя Никитина,позволяет писателям заглянуть в глубины сознания героев, показав ихотношения со своим окружением и тем самым реализовать тот подход кчеловеку, который издавна характерен для романного жанра233.Сочинение Бондарева под названием «Берег» сразу было признанороманом, поскольку в центре внимание оказался интеллигентный, более того ―интеллектуальный герой, все время думающий и обладающий определеннымуровнем своего самосознания.Произведение Распутина «Живи и помни» традиционно называютповестью, что означает рассказ, повествование или, как сейчас говорят,нарратив.Насамомделеиздесьприсутствуетроманноеначало,проявляющееся в том, что изображены сложные отношения Андрея и Настеныдруг с другом и с окружающим миром, а главное, их нравственнопсихологическое состояние и тип сознания, привлекательный у героини, и явноущербный у героя.
Предложенные наблюдения подтверждают те мысли,которые активно обсуждались в ходе названной дискуссии, т. е. мысли о том,что «романное мышление» обнаруживалось в самых разных произведениях исвидетельствовало о стремлении увидеть в человеке личностное начало, т.
е. егосложный подчас неоднозначный внутренний мир. Появление произведений В.Распутина и Ю. Бодарева практически в одно и то же время и в одном и том же233Чернец Л. В. Литературные жанры. М., 1982; Эсалнек А. Я. Типология романа. М., 1991. Анализ романноготекста. М., 2004.111журнале («Наш современник»), посвященных разным жизненным ситуациям иотнюдь не похожим героям, дает основание задуматься о некоторыхтипологических особенностях их содержания, активно обсуждавшихся в товремя.Подводя итог анализу избранного произведения Распутина, нельзя несказать что оно заставляет еще раз задуматься о месте и значении трагическойтональности в русской литературе XX в., о причинах и предпосылках этогоявления, а также о многообразии трагических ситуаций и участвующих в нихгероев, об экзистенциальных аспектах в жизни и сознании, людей, оказавшихсяпричастными к существованию и судьбам трагического двадцатого века.112ЗАКЛЮЧЕНИЕВ соответствии с поставленной задачей ― рассмотреть несколькопроизведений русской литературы XX века ― с точки зрения наличия в нихтрагической тональности, т.
е. трагических ситуаций и присутствовавших в нихтрагических героев, в диссертации прослежена история становления понятиятрагическое,намеченыосновныеэтапыегоэволюции(Античность,Возрождение, Просвещение, XIX и XX века), кратко охарактеризованыконцепции и точки зрения ученых, занимавшихся данной проблематикой.Имена ведущих исследователей названы во введении, а работы рассмотрены впервой главе.Во второй главе, которая включает три параграфа, проанализированычетыре повести русских советских писателей, посвященных изображениютрагических обстоятельств, складывавшихся в жизни страны в 20-е и 40-е годыXX в. («Сорок первый» Б.
Лавренева, «Сотников» и «В тумане» В.Быкова,«Живи и помни» В. Распутина). Анализ каждого из них позволил объяснитьистоки и причины обращения художников к данной тематике, важнейшими изкоторых были: Гражданская война на территории России в конце 10-х ― начале20-х годов прошлого века и Великая Отечественная война, которая развернуласьв 1941-1945 гг. вследствие нападения гитлеровской Германии на СоветскийСоюз.Рассмотрение текстов Б. Лавренева, В.
Быкова, В. Распутина, даловозможность представить, какое место занимали трагические моменты иобстоятельства в жизни советских людей в указанные периоды, в чем именнопроявлялась трагичность их судеб, насколько эти судьбы зависели отобъективных обстоятельств и от личных качеств людей, от их мироощущения иценностных ориентиров, в первую очередь от чувства ответственности перед113собой, перед обществом и даже перед миром.В этом плане очень показательным оказалось сопоставление двух типовгероев ― верных высшему нравственному долгу или лишенных такой верностииозабоченныхмысльюособственномспасениивэкстремальныхобстоятельствах, которые можно назвать экзистенциальными. При этомоказалось, что в жизни страны преобладали люди героико-трагического плана,такая как Мария Басова, Сотников, Сущеня, Настена Гуськова, а также ипотенциально очень многие из их окружения, которые морально поддерживалитех, кто попадал в беду.
Предателями и отступниками от нравственныхпринципов оказались только двое ― Рыбак из повести «Сотников» и АндрейГуськов из повести «Живи и помни», не считая, конечно, полицейских, которыеоткрыто служили гитлеровцам, а потому о них и не идет речь в разговорах отрагическом.В целом же, оценивая результаты предпринятого исследования, можносказать, что постановка вопроса о трагическом в русской литературе XX векавесьма правомерна, что научные исследования русских и западноевропейскихученых, создававшиеся на протяжении многих веков и продолжающихся внастоящее время, составили теоретическую базу для конкретного анализа кпозволили увидеть специфические моменты как в трагических ситуацияхвозникавших в разные исторических периоды, так и в героях, которые могутбыть отнесены к категории трагических.
И все это, конечно же, благодаряхудожникам, которые, опираясь на свое знание жизни, миропонимание итворческийталантсумелипреподнестичитателямрезультатысвоихнаблюдений и творческих достижений.114ЛИТЕРАТУРА1.Абуашвили А. Б. Кто виноват?: повесть В. Распутина «Живи и помни» //Нация. Личность. Литература. 1996. Вып. 1. С. 171-178.2.Адамович А. Горизонты Берорусской прозы.
М., 1974.3.Адамович А. Память народа – память писателя: Размышления осегодняшней воен. прозе. // Лит. газ., 1977, 4 мая, № 18, С. 3-6.4.Айзерман Л. «Хочу» и «надо»: (Нравств. Традиции рус. классич. исоврем. сов. лит.). // Наука и религия, 1977, № 3, С. 19-21.5.Ангеносов В. В. Валентин Распутин // История русской литературы XXвека: в 2 ч.
Ч. 2: учебник для бакалавров. М., 2013. С. 511-5306.Андреев Ю. Летопись советской эпохи: (Об идейно-эстет. Своеобразиисов. лит.): Статья 2-я. // Октябрь, 1977, № 11, С. 203-204.7.Андреев Ю. Летопись советской эпохи: (Об идейно-эстет. Своеобразиисов. Лит.). // Литература и современность. М., 1978, сб. 16, С.
61-63.8.Апухтина В. А. Художественные искания советской прозы 60-70-х годов.// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9. Филология, 1977, № 5, С. 26-32.9.Апухтина В. А. Современная советская проза: (60-е – нач. 70-х гг.). Учеб.Пособие для филол. Фак. Ун-тов. М.: Высш. школа, 1977, С. 49-52, 105107.10.Аристотель. Об искусстве поэзии. М., 1957.11.Аристотель. Риторика // Античные риторики. М., 1978.12.Астафьев В. Вглядываясь в глубь // Роман-газета.
1978. №7.13.Астафьев В. Посох памяти. // Современник. М., 1980. С. 118.14.Астафьев В. Зрячий посох. // Перспектива о сов. лит. Зрелого социализма.М., 1983, С. 211-212.15.Андреев Ю. А. Октябрь и гражданская война в русской советской115литературе и становление социалистического реализма. М., 1975.16.Аникст А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. М., 1967.17.Бадрызлова О. В. Критерии оценки качества перевода художественноготекста: [на материале повести В. Распутина «Живи и помни»] // Вестн.Тюмен.
гос. ун-та. 2002. № 4. С. 200-206.18.Баранов В. Дойти до сути. 70-е годы в литературе. Горький, 1980. С. 160.19.Баранов В. Бочаров А. Г. Суровцев Ю. И. Литературно-художественнаякритика: Учеб. Пособие для фак. И отд-ний журналистики. М.: Высш.школа, 1982, С. 131.20.Баранов В. Формура творчества. // Литературное обозрение. 1975.
№ 12.С. 64-69.21.Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.22.Белая Г. Связь чувств с действиями... (К проблеме психолозма всовременной военной прозе) // Литература великого подвига (ВеликаяОтечественная война в литературе). М., 1980.23.Белинский В. Г. Разделение поэзии на роды и виды. Полн. Собр. Соч. М.,1954.24.Белинский В. Г. Полн. Собр. Соч: В 13 т. Т. 3, 5, 8. М., 1935-1959.25.Беляев Н. Высокое назначение искусства. Ангар. правда, Усть-уда, 1977,12 нояб.26.Бердяв Н. Об истории как драме и трагедии // Смысл истории.
М., 1990.С. 29-30.27.Бердяев Н. Судьба России, М., 1990. 205с.28.Блажнова Т. Живи и помни: самый последний срок // Кн. Обозрение.1997. 29 апр.29.Бобкова А. Василь Быков: горькая сладость жизни. // Историк ихудожник. М., 2008. №1. С. 387-397.30.Богатко И. Право жить среди людей.