Главная » Все файлы » Просмотр файлов из архивов » PDF-файлы » Тема времени в Фарсалии Лукана - историко-культурный контекст и литературная интерпретация

Тема времени в Фарсалии Лукана - историко-культурный контекст и литературная интерпретация, страница 4

PDF-файл Тема времени в Фарсалии Лукана - историко-культурный контекст и литературная интерпретация, страница 4 Филология (32206): Диссертация - Аспирантура и докторантураТема времени в Фарсалии Лукана - историко-культурный контекст и литературная интерпретация: Филология - PDF, страница 4 (32206) - СтудИзба2019-03-13СтудИзба

Описание файла

PDF-файл из архива "Тема времени в Фарсалии Лукана - историко-культурный контекст и литературная интерпретация", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 4 страницы из PDF

Это можно проиллюстрировать системойвзаимныхотсылокмеждулукановскимипассажами,посвященнымиполитической и любовной катастрофе Помпея (ср., напр., Luc. 5.741–742 с7.195 и Verg. Aen. 2.324; Luc. 7.32 с 5.794; ср. также Luc. 3.4–7 с Ov. Met.1711.463–470)17. И действительно, если время представляется как способноетолько отнимать, то в принципе вообще все события должны в равнойстепени мыслиться как катастрофы, будь это хоть вставание с постели утром:ведь всякое событие всегда что-то уносит и уничтожает, и никогда неприносит ничего хорошего.

Если Помпей оттягивает любой решающиймомент, серьезен тот или нет, то Цезарь стремится к тому, чтобы приблизитьрешающий момент, независимо от того, что тот принесет (ср., напр., Luc.6.6–8).Таким образом, мы находим у Лукана оригинальное и своеобразноеразвитие стоической темы, не очень похожее на трактовку времени вфилософииСенеки,ноперекликающеесясинтересовавшимитогопроблемами.ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ исследования («Тема времени в тематическойструктуре “Фарсалии”»), также состоящая из двух глав, должна применитьрезультаты сопоставления темы времени у Лукана и Сенеки к общимпроблемам интерпретации поэмы.В ПЯТОЙ ГЛАВЕ («Оппозиция внешнего и внутреннего в“Фарсалии” и проблема интерпретации поэмы») организация времениПомпея и Цезаря рассматривается с точки зрения противопоставлениявнутреннего/частного и внешнего/публичного в поэме.

Такая перспективапозволяет нам перейти к вопросу о смысле противоречивого отношениянарратора/поэта к персонажам (напр., почему говорится, что читатели поэмыбудут симпатизировать Помпею, если Помпей плохой полководец и какчеловек в общем-то тоже обладает массой недостатков с точки зрения истоической, и декларируемой в «Фарсалии» этики?).Мы уже ввели в предыдущей главе оппозицию «внешнего» и«внутреннего» Помпея; анализ темы лживости публичной риторики у Луканаподтверждает корректность такого противопоставления. Большая роль впоэме публичной риторики, речей перед толпой делает устройство17Ср. также Ahl F. Lucan: An Introduction.

Ithaca; London, 1976. P. 150–189.18коммуникации в мире «Фарсалии» очень специфичным. Речь перед толпой впринципе не подразумевает вербального ответа, диалога, а четкое различениемалого числа вариантов реакции толпы (одобрение/неодобрение) ставит речьв прямую зависимость от эффективности, делает ее прежде всегоинструментом убеждения.Поэтому публичные речи Цезаря и цезарианцев, будучи постоянноуспешными,одновременноподразумеваютпостоянное(ипостоянноподчеркиваемое Луканом) искажение действительности, стремление убедитьв выгодной для себя идее независимо от ее истинности18.

Публичное – этомаска. Напр., когда в Luc. 1.353 войска, вспоминая (как поясняется в текстепоэмы) о благочестивом отношении к родине, не спешат одобрительноотозваться на призывы Цезаря, центурион Лелий обращается к Цезарю,объясняяропоттолпытем,чтосолдатынедовольны,наоборот,медлительностью полководца – и на эту откровенно лживую риторикувойска тем не менее отвечают уже воодушевленными возгласами (Luc.1.359–388). Обычно мастером эффективной (и лживой) риторики выступаетЦезарь (напр., Luc.

5.237–373).Правда, в поэме есть еще один персонаж, фантастическим образомспособный одной только речью изменить настрой целого войска – это Катон(Luc. 9.253–293, ср. Luc. 9.165–166), во многом зеркальное отражение Цезаря,еще один «сверхчеловек», только не злодей, наоборот – скорее своего родастоический «святой». С Катоном как раз не связана тема подтасовкидействительности, но скорее подразумевается, что его устами говорит самаистина (Luc. 2.285, 9.188–189, 9.255, 9.564–565), и этим и обусловлен успех(общее правило: цели достигает лишь циничная риторика – здесьнарушается). Правда, есть одна черта, которая отличает Катона отстоического мудреца – он тоже вовлечен во время (ср. Luc.

2.289–290 с Hor.18См., напр., D’Alessandro Behr F. Feeling History: Lucan, Stoicism, and the Poetics ofPassion. Columbus, 2007. P. 33–35.19Carm. 3.3.7–8). Невовлеченность в поток времени в «Фарсалии», повидимому, вообще практически невозможна.Помпей тоже придает большое значение этой внешней, публичнойдеятельности, но постоянно оказывается в ней неуспешен. Исключение –Luc. 7.382–384: войска все-таки реагируют с воодушевлением на речьПомпея, в которой он как раз апеллировал к собственной судьбе и судьбесвоей семьи, т. е. к частному, а не публичному.

Очевидно, любовь к Помпеюопределяются этим приоткрыванием «внутреннего» Помпея. В этомконтексте, мы полагаем, корректно предположить, что и то сочувствиечитателей Помпею, о котором говорится в Luc. 7.213, точно так же должнобыть связано с получаемой читателем возможностью проникнуть во«внутреннее» пространство Помпея и в его «украденное время» –возможностью, о которой шла речь в предыдущей главе.Если привлекательность Помпея связана с его «внутренней»,«частной»стороной,топочемуПомпейтакпривязанксвоеймалопривлекательной «публичной» личине? Мы полагаем, логика здесь таже, по которой и с другими персонажами поэмы, прежде всего Цезарем,связана система периодических «отступлений от амплуа»: речь, напр., о техслучаях, когда Цезарь вдруг на мгновение ощущает страх и останавливается(= становится «как Помпей»), и потом сразу же приходит в себя, и к немувозвращается его решительность (Luc. 1.192–195, 7.242–249, ср.

7.295–299).Точно так же, по-видимому, и Помпей стремится быть «как Цезарь». Смыслэтой системы, вероятно, в том, чтобы таким образом только сильнееподчеркивать: Цезарь совсем не Помпей, Помпей совсем не Цезарь.Публичное/частное осмысляется именно через вовлечение во время.«Украденное время» Помпея – это бегство от вовлеченности-во-время, ипотому оно невозможно без этой вовлеченности. «Внутреннее пространство»Помпея в общем-то тождественно «украденному времени», и устроено онотак же: невовлеченность в публичную жизнь в мире «Фарсалии» невозможна,и только за счет этого и становится возможным бегство в «частное».

Не20случайно предсмертные («внутренние») мысли Помпея о том, как онвыглядит, умирая (о «внешнем»), оказываются одновременно еще однойдекларацией идеи читательской ἐνάργεια (Luc. 8.622–627); читательперемещается через расстояние во времени внутрь временнóго потока (= впубличную реальность), но сочувствует именно бегству от этого временнóгопотока (= от публичного в частное).Мы полагаем, что такая интерпретация устраняет все видимыепротиворечия в характеристиках персонажей «Фарсалии». Кажущееся невсегдалогичнымутверждениенарратора,чточитателибудутсимпатизировать Помпею (Luc.

7.213), вместе с симпатией самого нарраторак Помпею связано с возможностью проникнуть в «затягиваемое время» этогоперсонажа; откровенно же негативные черты Помпея и привлекательныестороныЦезаряпериодическиподчеркиваютсярадисозданияпарадоксальной системы «отступлений от амплуа».ШЕСТАЯ ГЛАВА («Проблема целостности поэмы») посвященавопросу о смысле включения книг с восьмой по десятую в поэму. Если времяи Помпея, и Цезаря строилось на ожидании (оттягивании/приближении)финальной катастрофы, то как поэма может продолжаться после этойкатастрофы и зачем такое продолжение?Мы полагаем, что в этих трех книгах мы находим различные версиитого, как возможно время после катастрофы.Восьмая книга полностью посвящена Помпею.

Казалось бы, Помпейдолжен освободиться от страха (вместе с политическими амбициями), ипоэма должна закончиться; все уже произошло, Помпей может просто мирнодоживать свой век. Но поэма не кончается, и Помпей не освобождается оттревоги и вовлеченности. При этом он вновь возвращается в уже знакомуюнам атмосферу страха и затягивания. На этот раз надвигающаяся катастрофа– смерть.Центральная часть девятой книги отведена походу Катона поливийской пустыне. Это, мы полагаем, другой ответ на вопрос, как возможно21время после катастрофы, – вариант Катона.

Если до Фарсальской катастрофыКатон не мог по-настоящему проявить себя, поскольку всегда былавозможность, что его подвиги сослужат добрую службу будущему тирану(Luc. 9.19–30), то поражение при Фарсале и потеря шансов на победусоздают те условия, которые и нужны для идеального героизма Катона:война ради войны, не ради победы, чистая демонстрация доблести без всякойпрактической пользы (Luc. 9.386–392). Более того, даже войны-то,собственно, нет, Катон уводит свое войско в пустыню, где нет никакогопротивника и где солдаты выносят тяготы просто так, чтобы выноситьтяготы.ЛивиявизобилиипредоставляетКатонутетрудности, которых он так хочет19, от бесчисленныхфантастическиеи разнообразныхядовитых змей до громадных расстояний, и Лукан, мы полагаем, всяческиподчеркивает чудовищность описываемого в этой книге, в т.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5231
Авторов
на СтудИзбе
424
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее