Тема времени в Фарсалии Лукана - историко-культурный контекст и литературная интерпретация
Описание файла
PDF-файл из архива "Тема времени в Фарсалии Лукана - историко-культурный контекст и литературная интерпретация", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
На правах рукописиШумилин Михаил ВладимировичТЕМА ВРЕМЕНИ В «ФАРСАЛИИ» ЛУКАНА:ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ И ЛИТЕРАТУРНАЯИНТЕРПРЕТАЦИЯСпециальность 10.02.14 – классическая филология,византийская и новогреческая филологияАВТОРЕФЕРАТдиссертации на соискание ученой степеникандидата филологических наукНаучный руководитель –доктор филологических наук,профессор Н. П.
ГринцерМосква2011Работа выполнена в Институте восточных культур и античности Российскогогосударственного гуманитарного университета.Научный руководитель:доктор филологических наукГринцер Николай ПавловичОфициальные оппоненты:доктор филологических наукКузнецов Александр ЕвгеньевичФилологический факультет Московскогогосударственного университета им.М.В. Ломоносовакандидат филологических наукЖурбина Анна ВикторовнаИнститут мировой литературы им.А.М. ГорькогоВедущая организация:Институт философии Российской академиинаукЗащита состоится «__» _______ 2012 г. в __ часов на заседаниидиссертационного совета Д 501.001.82 при Московском государственномуниверситете имени М.В.
Ломоносова по адресу:119991, ГСП-1, Москва, Ленинские горы, МГУ, 1 учебный корпус,филологический факультет.С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Московскогогосударственного университета имени М.В. Ломоносова.Автореферат разослан «__» ________ 2011 г.Ученый секретарьдиссертационного советакандидат филологических наукдоцентО.М. Савельева2ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫОбъект исследования – «Фарсалия» (Bellum civile) Марка АннеяЛукана, латинская поэма середины I в.
н. э., в ее историко-культурномконтексте. Согласно биографической традиции, Лукан, племянник ЛуцияАннея Сенеки Младшего, одно время был среди любимцев императораНерона, но после попал в немилость и покончил с собой, когда его обвинилив участии в заговоре Пизона.Главный предмет исследования – особенности трактовки темывремени в поэме Лукана, ее место в общей тематической и композиционнойструктуре «Фарсалии». Мы постараемся доказать, что данная тема можетслужить своеобразным ключомк общей интерпретации поэмы, еекультурного, исторического и литературного смысла. При этом для полнотыинтерпретации мы привлекаем и материал, лежащий за рамками собственно«Фарсалии».
Важнейшим из таких дополнительных предметов станетстоическая философия и ее связь с развитием темы времени в произведенииЛукана (наиболее значимым философским фоном для Лукана традиционно и,мы полагаем, корректно считается именно стоическая философия, наосновании как биографической традиции, так и отдельных указаний самоготекста «Фарсалии»).Научнаяактуальностьисследования.Проблемыобщейинтерпретации поэмы Лукана в последние 20–30 лет стали привлекатьособенное внимание западной науки.
Причины этого не только в том, чтопрежде Луканом, как и прочими авторами латинского «Серебряного века»,довольно долго скорее пренебрегали, но еще и в большой культурнойзначимости поэмы. Ее понимание проливает свет на литературу раннегопринципата в целом: в «Фарсалии» сконцентрированы центральные для этойэпохипроблемысоотношенияхудожественногопроизведенияифилософского наставления, правды и вымысла, поэзии и политическойдеятельности, текста и зрелища. В то же время согласие по центральным3вопросам интерпретации поэмы и отношения поэмы к ее контексту(например, стоик ли Лукан?) так и не было достигнуто; эта проблематикаостается актуальной и оживленно обсуждаемой.Степеньизученноститемы.Напротяжениивсейисторииинтерпретации поэмы Лукана ее пытались «объяснить» (с точки зрениясмысла отдельных деталей или – реже – структуры и «сообщения» в целом),соотнося с различными контекстами, в том числе философскими, однакопопытки последовательной интерпретации «Фарсалии», соотнесенной сцелостной картиной стоических философских взглядов, имели место только впослевоенной науке (Б.
Марти1 и ее последователи стали интерпретироватьпоэму как последовательную иллюстрацию стоической этики, видя в Помпеефигуру стоического «совершенствующегося» (προκόπτων, proficiens)).Однако в последовавших затем дискуссиях многократно указывалось, чтотакой подход имеет серьезные слабые места и видеть в Лукане «толькостоика»затруднительно.Альтернативнаяангло-американскаяшколаизучения поэмы (прежде всего в монографиях У.
Р. Джонсона, Дж. Мастерса,Ш. Бартч и М. Ли)2 прекрасно осветила ряд аспектов организации поэмы(парадоксализм, важную для Лукана тему риторического вовлечениячитателя в события, мыслимые как зрелище), но в вопросах интерпретацииэта школа обратилась к другой крайности, отрицая всякую содержательнуюсвязь поэмы с философским контекстом и считая ее «нигилистической»игрой. Концепции названных англо-американских ученых, соответственно,также подверглись ожесточенной критике.
Таким образом, несмотря назначительную степень изученности текста, дискуссии об интерпретациипоэмы нельзя считать завершенными. В русскоязычной науке есть только1Marti B. M. The Meaning of the Pharsalia // The American Journal of Philology. Vol. LXVI.1945. P. 352–376.2Johnson W. R. Momentary Monsters: Lucan and His Heroes. Ithaca; London, 1987; Masters J.Poetry and Civil War in Lucan’s ‘Bellum Civile’. Cambridge; New York; Port Chester;Melbourne; Sydney, 1992; Bartsch S.
Ideology in Cold Blood: A Reading of Lucan’s Civil War.Cambridge (Massachusetts); London, 1997; Leigh M. Lucan: Spectacle and Engagement.Oxford, 1997.4очень небольшое количество работ, касающихся «Фарсалии», и в основном вних идет речь только об отдельных аспектах поэмы3.Главная цель исследования – выявить основные художественныепринципыорганизациипроизведенияЛукана,какнаформально-композиционном, так и на содержательно-идейном уровне, показать рольтемы времени в системном строении «Фарсалии». В рамки этой цели входитответ на такие вопросы, как: Можно ли считать поэму стоической? В какой степени Луканиспользует стоическую философию? Как Лукан обращается со стоическимитемами и идеями? Как он модифицирует их? Какнаосновеэтогоможнообъяснитьнепоследовательностьавтора/нарратора в своем отношении к центральным персонажам? Как на основе этого можно объяснить парадокс включения в поэмутрех последних книг, описывающих события после Фарсальской битвы, притом что остальная поэма вроде бы построена как подводящая именно к этомусражению? Какое место занимает стоическая философия среди других актуальныхдля Лукана культурных контекстов? Через какие еще сопоставления можноописывать систему «сообщений» поэмы?Задачи исследования.
Поставленная перед исследованием цельпредполагает разрешение следующих задач: Сопоставить философские теории времени римских стоиков сизображением времени в «Фарсалии»; Показать роль темы времени в формировании/изменении авторскогоотношения к персонажам и в видимых противоречиях этого отношения;3Из сравнительно недавних работ, затрагивающих и вопросы общей интерпретации«Фарсалии», можно упомянуть лишь Петкович А.
Эпический furor и осмысление понятийcivis и hostis в «Гражданской войне» Марка Аннея Лукана // Индоевропейскоеязыкознание и классическая филология – XI / Отв. ред. Н. Н. Казанский. СПб., 2007.С. 233–239; Теперик Т. Ф. Поэтика сновидений в античном эпосе (на материале поэмГомера, Аполлония Родосского, Вергилия, Лукана). М., 2008 (диссертация).5 Показать связь тематики книг с восьмой по десятую (включениекоторых в поэму, мы полагаем, нуждается в специальном объяснении) слукановской разработкой темы времени; Выяснить, насколько мы можем представить себе литературнотеоретические взгляды Лукана на использование философского и вообщенепоэтического материала в поэзии; Сопоставить разработку темы времени у Лукана с разработкой темывремени в других римских и греческих эпических текстах.Источниковедческая база работы.
Кроме самой поэмы Лукана«Фарсалия», в рассмотрение включаются в первую очередь свидетельства остоической философии времени (прежде всего собранные И. фон Арнимомфрагменты ранних стоиков на данную тему и сочинение Сенеки «Ократкости жизни»), другие тексты римской эпической традиции (преждевсего фрагменты «Анналов» Энния, «Энеида» Вергилия, «Метаморфозы»Овидия и «Фиваида» Стация), используемые Луканом греческие поэтическиетексты (прежде всего «Илиада» и «Одиссея», а также «Териака» Никандра),свидетельства об античных спорах по поводу Лукана (у Петрония, Сервия идр. авторов), а также свидетельства о рецепции и понимании поэмы (схолии,средневековые переложения и т.
д.). Такой охват источников необходим длянамеченных нами сопоставлений, а также для понимания текста Лукана (каксамого по себе, так и его восприятия читателями).Методологические основания работы. Мы ориентировались натрадиционные филологические методы критики и интерпретации текста,привлекая по мере необходимости различные теоретические подходысовременного литературоведения (прежде всего нарратологии, поскольку онаактивно используется западными учеными, положения которых критикуютсяв работе).Новизна работы. Принципиально новой является идея сместить визучении вопроса о стоической философии у Лукана акцент с расплывчатой«общей картины» на конкретный аспект, важный и подробно разработанный6как у Лукана, так и в теоретических сочинениях римских стоиков.Предполагается, что этот аспект окажется «ключом», который позволитразрешить и вопросы интерпретации поэмы в целом. Кроме того, в работевпервые применяется к общей интерпретации поэмы взгляд, согласнокоторому Лукан может представлять собственные оригинальные решения имодификациипроблемстоическойфилософии,неявляясьеепоследовательным адептом, но и не отвергая ее целиком.Основные положения, выносимые на защиту.1.«Фарсалия» не является ни иллюстрацией к стоической этике, ниполным отрицанием этой этики; Лукан свободно творчески развиваетотдельные темы римских стоиков, точно так же как он свободно творческиразвивает, напр., темы и модели античной поэтической традиции;2.Видимые противоречия в характеристиках персонажей «Фарсалии»устраняются,еслиодновременноучитыватьорганизациювремениперсонажей «Фарсалии» и представления Лукана о вовлечении читателей вовремя персонажей;3.При учете особенностей трактовки Луканом темы времени книги с 8 по10 оказываются вполне органичной частью поэмы, так как призваны показатьпересечение гражданской войной всех границ (в т.
ч. временных ипространственных);4.Античные обвинения «Фарсалии» в «непоэтичности» обусловленыприменениемargumentum,кпоэмекотораявэллинистическойсвоюочередьоппозицииразвиваетhistoria–fabula–аристотелевскоепротивопоставление поэзии и истории.Практическоеприменениерезультатовисследования.Практические результаты исследования могут быть использованы приразработке общих и специальных курсов по истории античной литературы икультуры.Апробация работы. Положения диссертационной работы былипредставлены в виде докладов и сообщений на конференции «Классическая7филология в контексте мировой культуры. К 145-летию С. И. Соболевского и140-летию М.
М. Покровского» (Москва, Московский государственныйуниверситет им. М. В. Ломоносова, 11 ноября 2009 г.), на конференции «Otempora, o mores!» (Москва, Российский государственный гуманитарныйуниверситет, 20–21 ноября 2009 г.), на XVII Международной конференциистудентов,аспирантовимолодыхученых«Ломоносов»(Москва,Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, 14 апреля2010 г.) и на XV чтениях памяти И. М. Тронского «Индоевропейскоеязыкознание и классическая филология» (Санкт-Петербург, Институтлингвистических исследований РАН, 20–22 июня 2011 г.).Структура работы.