Диссертация (Функции библейских цитат в древнерусских преподобнических житиях XV–XVII вв), страница 12

PDF-файл Диссертация (Функции библейских цитат в древнерусских преподобнических житиях XV–XVII вв), страница 12 Филология (32122): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Функции библейских цитат в древнерусских преподобнических житиях XV–XVII вв) - PDF, страница 12 (32122) - СтудИзба2019-03-13СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Функции библейских цитат в древнерусских преподобнических житиях XV–XVII вв". PDF-файл из архива "Функции библейских цитат в древнерусских преподобнических житиях XV–XVII вв", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 12 страницы из PDF

М. О топике в древнерусской словесности… М., 2012. С. 27.43мы не ставили своей задачей ее ичерпывающее описание, приведя в нашем исследованииматериалы наиболее релевантных для нас на сегодняшний день работ.Объектомдиссертационногоисследованияявляетсядревнерусскаяпреподобническая агиография XV – XVII вв. В процессе работы к анализу привлекалисьнаиболее доступные, опубликованные тексты житий. В тех случаях, когда доступнымиоказывались несколько редакций одного Жития (Житие Сергия Радонежского, ЖитиеГерасима Болдинского, Житие Никандра Псковского, Житие Варлаама Хутынского),учитывались все доступные редакции.

Преподобническая разновидность агиографическогожанра была выбрана в качестве объекта нашего исследования, поскольку именно онаявляется наиболее типичной в рамках древнерусского житийного канона: «более двух третейвсех русских святых (общецерковно- и местночтимых), составляют преподобные»155.

Нижеприведен перечень исследованных житий (65 памятников) в порядке убывания количестванайденных в них цитат: Житие Сергия Радонежского. Пространная редакция. (372 цитаты)Житие Антония Сийского. (132 цитаты), Житие Анны Кашинской (129 цитат), ЖитиеДионисия Глушицкого (114 цитат), Житие Евфросина Псковского (112 цитат), ЖитиеЗосимы и Савватия Соловецких (92 цитаты), Житие Григория Пельшельмского (76 цитат),Житие Сергия Нуромского (70 цитат), Житие Герасима Болдинского (70 цитат), ЖитиеЕвфросинии Суздальской (57 цитат), Житие Евфросина Синоезерского (56 цитат), ЖитиеЖитие Саввы Крыпецкого (54 цитаты), Житие Иоасафа Каменского (53 цитаты), ЖитиеТрифона Печенгского (52 цитаты), Житие Кирилла Белозерского (52 цитаты), ЖитиеКорнили Комельского (50 цитат), Житие Ефрема Перекомского (48 цитат), Житие ФилиппаИрапского (47 цитат), Житие Павла Обнорского (46 цитат), Житие Александра Свирского(45 цитат), Житие Кирилла Челмогорского (36 цитат), Житие Евфросинии Полоцкой (32цитаты), Житие Пафнутия Боровского (31 цитата), Житие Артемия Веркольского (31цитата), Житие Даниила Переславского (30 цитат), Житие Иосифа Волоцкого (27 цитат),Житие Авраамия Ростовского (27 цитат), Житие Мартирия Зеленецкого (24 цитаты), ЖитиеИринарха Ростовского Затворника (25 цитат), Житие Александра Куштского (25 цитат),Житие Дионисия Зобниновского (24 цитаты), Житие Никандра Псковского (23 цитаты),Житие Макария Калязинского (22 цитаты), Житие Стефана Комельского (22 цитаты), ЖитиеЕвфимия Суздальского (22 цитаты), Житие Мартиниана Белозерского (19 цитат), ЖитиеМакария Унженского и Желтоводского (19 цитат), Житие Димитрия Прилуцкого (18 цитат),Житие Кирилла Новоезерского (18 цитат), Житие Варлаама Хутынского (17 цитат + 14 цитат(по материалу редакции, изданной Э.

А. Гордиенко), Житие Симона Воломского (17 цитат),Волоколамский патерик (17 цитат), Житие Антония Римлянина (15 цитат), Житие Саввы155Руди Т. Р. О композиции и топике… С. 431.44Вишерского (12 цитат), Житие Ферапонта Белозерского (11 цитат), Житие КассианаУгличского (11 цитат), Житие Вассиана Тиксненского (10 цитат), Житие НиконаРадонежского (10 цитат), Житие Андрея Тотемского (9 цитат), Повесть о царевиче ПетреОрдынском (9 цитат), Житие Арсения Комельского (8 цитат), Житие Никандра Псковского.Редакция 1665 года.

(8 цитат), Житие Саввы Сторожевского (8 цитат), Житие ЕлеазараАнзерского (7 цитат), Житие Феодосия Тотемского (6 цитат), Житие Игнатия Вологодского.(6 цитат), Житие Герасима Вологодского (4 цитат), Житие Амфилохия Глушицкого (4цитаты), Житие Арсения Коневского (3 цитаты), Житие Игнатия Ломского (3 цитаты),Житие Никиты Столпника (3 цитаты), Житие Антония Дымского (3 цитаты), ЖитиеИннокентия Комельского (2 цитаты), Житие Кассиана Босого (2 цитаты), Житие ФотияВолоцкого (1 цитата).

Таким образом, нами было найдено и проанализировано более 2300реализаций библейских цитат.Предметом нашего исследования являются библейские цитаты из книг Ветхого иНового Завета и их функции в рассматриваемых текстах. Осознавая неполноту иограниченность исследования хронологическими и жанровыми рамками, мы тем не менеепризнаем достигнутый в процессе работы над темой диссертационного исследованиярезультат одним из первых шагов на пути решения глобальной задачи построениясистематического каталога библейских цитат в древнерусской агиографии и древнерусскойлитературе в целом. Вместе с тем мы утверждаем, что в составе найденных ипроанализированных нами цитат есть как те цитаты, которые свойственны житию как жанру,– вне зависимости от его разновидностей (житие юродивого, святительское, княжеское илипреподобническое житие), так и те цитаты, которые являются атрибутом исключительнопреподобнической агиографии и призваны свыше осмыслять подвиг именно преподобных,то есть разряд тех «святых, подвиг которых заключался в монашестве»156.Отличие преподобнической библейской интертекстуальности от святительской илиюродскойобуславливаетсяразличиямимеждупреподобническимагиографическимканоном, понимаемым как совокупность повторяющихся сюжетных мотивов в биографиипреподобного, и святительским или юродским каноном с другой стороны.

Напомним, что,«являясь словесной иконой, любое житие представляет некий идеал, и понять смысл жития –значит понять, каким был этот идеал»157.О существовании негласного поэтического мерила, или агиоканона, умениесоблюдать нормы которого осмыслялось как совокупность навыков, необходимых длянаписания жития, писали многие медиевисты XIX и XX столетий. Так описывал суть156Живов В.

М. Святость. Краткий словарь агиографических терминов. М. 1994.http://azbyka.ru/tserkov/svyatye/zhivov_agiografia_1g7_all.shtml#005157Исидорова З. Н. Житие Варлаама Важского в контексте агиографического канона. С. 112.45агиографического канона Х. М. Лопарев: «Ученик, пишущий воспоминания о своемлюбимом учителе и руководителе в иноческом подвиге, с благоговением останавливается накаждом факте его духовной аскетической жизни, прославляя святость дел его.Воспоминания эти, в виде βίος`а, пишутся для прославления имени подвижника,следовательно должны отличаться известными литературными приемами и достоинствами,и от степени образованности и начитанности автора зависит большее или меньшеериторическое украшение самого изложения. Но и в тех случаях, когда агиограф писал оподвижнике отдаленном, с которым у него не было уже никаких связей, цветы красноречия,благодаря усвоению агиографической схемы, ничуть не были бледнее»158.

Агиографическойсхемой же, вслед за Лопаревым, называет житийный канон Л. А. Дмитриев: «На Русьжитийный жанр пришел из Византии с принятием христианства. В византийской агиографиик этому времени (конец X в.) уже были выработаны определенные строгие каноны жанра,схема агиографического сочинения»159. Различия сюжета и содержания разных типовжитийногожанрапорождаетгетерофункциональностьцитат,входящихвсоставпреподобнического канона по сравнению с реализациями тех же цитат в рамках другихагиографических канонов.Проиллюстрируем наш тезис на одном из примеров.

Так, один из наиболее типичныхагиографических топосов – Мф 5:14-15 «Вы есте свет мира, не может град укрытися,верху горы стоя. Ниже вжигают светилника и поставляют его под спудом, но насвещнице, да светит всем, иже в храмине суть» - имеет различное и дажевзаимоисключающее значение в святительских и преподобнических житиях. Если в составепреподобнических житий цитата традиционно комментирует сюжетный топос «возведениепреподобного в сан игумена», то в составе святительских житий цитата комментирует мотиввозведения святителя в архиерейский сан. Таким образом, пребывание в стенах монастыря,пусть даже в сане игумена, для протагониста святительского жития есть бедственноепрозябание в безвестности, тогда как для героя-преподобного игуменский сан естьнаилучший способ послужить Богу и людям и преумножить данные ему Богом таланты.Подобное противоречие не смущало ни древнерусского книжника, ни древнерусскогочитателя: множество человеческих характеров порожает множественность путей служенияБогу и разнообразит пути совершенствования в искусстве достижения святости.По мнению В.

М. Лурье, «агиография не обязана сохранять для истории “факты”, ноее дело... – создать подходящий информационный код для трансляции определенного158159Лопарев Х. М. Греческие жития святых VIII и IX веков. Петроград, 1914. С. 14.Дмитриев Л. А. Житийные повести русского севера как памятники литературы XIII–XVII вв. С. 4.46смысла, а именно смысла данного культа»160. Несомненно, частью этого кода являетсябиблейскаяинтертекстуальнаяагиографическогопамятникаисистемаобщиекаждогонепреложныеотдельнозаконырассматриваемогоразвитияжитийногоповествования, обусловленные совокупностью обязательных для канонических текстовтопосных цитат.

Изучение информационного агиографического кода Лурье назвалагиографической лингвистикой. В отличие от агиографического литературоведенияагиографическая лингвистика изучает различия между разновидностями жанра. Мы, такимобразом, как агиографические литературоведы, указали на различия, существующие междуфункциями библейских цитат в рамках различных агиографических жанров, и какагиографические лингвисты поставили своей целью описание интертекстуальной система вграницах одной разновидности жанра – преподобнического жития.Итак, предмет нашего диссертационного исследования – цитаты, которые органичновходили в состав преподобнического канона и сами являлись его составляющимиэлементами; это цитаты, вводившие в повествование основные мотивы монашескогоподвига: мотив молитвы, поста, умерщвления плоти, мотив оставления мира и егоценностей, жизнь в монастыре пострига, уход в пустыню и построение нового монастыря.Целью и задачами данного исследования является:1.Обнаружениемаксимальнополногоперечнябиблейскихцитатвсоставерассматриваемых памятников древнерусской агиографии.«Дополнительная (интертекстуальная – М.К.) семантика древнерусского текста внастоящее время отнюдь не всегда очевидна современному читателю, что лишает текстаутетичного смысла, а зачастую и приводит к его искажению»161.

Таким образом,восстановление аутентичной семантики, вводимой в текст посредством библейских цитат,призвано способствовать восстановлению авторского замысла его создателя.2.Исправление ошибок издателей в оформлении цитат, в том числе ошибок вопределении инципитов, а также устранение ошибок в интерпретации и графическомоформлении текста, обусловленных тем, что та или иная цитата не была обнаружена.3.Не менее значимой, чем указанная текстологическая задача, является задачаопределения удельной роли цитат из конкретных библейских книг в составе древнерусскихагиографических текстов и статистический учет всех выявленных цитат.

Именно такимобразомстанетвозможнобезошибочноопределитьистинныеинтертекстуальныепредпочтения древнерусских агиографов.160Лурье В. М. Введение в критическую агиографию. С. 56.Башлыкова М. Е. Топика житий в Киево-Печерском патерике // Герменевтика древнерусской литературы. М.2010. С. 191.16147Так, утверждение М.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5259
Авторов
на СтудИзбе
421
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее