Диссертация (Французский исторический роман 1840-1850-х гг. и становление популярной беллетристики (Э. Сю, А. Дюма, Ж. Барбе д’Оревийи)), страница 4
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Французский исторический роман 1840-1850-х гг. и становление популярной беллетристики (Э. Сю, А. Дюма, Ж. Барбе д’Оревийи)". PDF-файл из архива "Французский исторический роман 1840-1850-х гг. и становление популярной беллетристики (Э. Сю, А. Дюма, Ж. Барбе д’Оревийи)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
Как отмечает Ж. Молино, «исторический роман романтическойпоры находит удовольствие в том, чтобы подчеркивать ту связь, котораясуществует между прошлым и настоящим».40 Создавая исторический роман,писатель создает воображаемый мир, мир романа, состоящий в одно и то жевремя из элементов вымышленных и реальных: «реальная историяоказывается погруженной в роман, где она переплетается, соединяется систорией вымышленной».41 Писатель принимает и даже умышленно ищетпрямого столкновения между реальным и воображаемым мирами внутриромана. Что касается временных рамок развития жанра, исследовательпишет: «Исторический роман не родился с В. Скоттом и не умер в 1830 или1848 году»42. Таким образом, границы становятся более гибкими.38Ibid.
P. 19.Ibid. P. 165.40Molino, Jean. Qu’est-ce que le roman historique? // Revue d’histoire littéraire de la France. - P. Mars-juin 1975.P. 217.41Ibid. P. 235.42Ibid. P. 240.3918Международный словарь литературных терминов43 дает следующееопределение историческому роману: «Исторический роман объединяет в себедва противоположных начала: правду и вымысел. Романное повествованиепротивостоит фактам, научной манере изложения, вымысел сочетается срезультатами документальных исследований, вымышленные персонажисоседствуют с персонажами историческими.
Это мир, в котором реальноестановится возможным, правда становится правдоподобием».44 В эпохуромантизма писатели больше не довольствовались простым, статичнымописанием истории. Они стремились к созданию «местного колорита»,живописности, движению.В поисках адекватного жанрового определения историческому романулитературоведы так или иначе обращаются к проблеме соотношения понятийистория/вымысел. Так, Пьер Ронзо в предисловии к сборнику статей,посвященных историческому роману, определяет, как эти два понятиясвязаны между собой: «Роман и История не являются абстрактнымикатегориями, неизменно присутствующими друг в друге, скорее, это дваразных способа восприятия и представления, изображения реальности.
Романи История должны рассматриваться отдельно, даже если они частопересекаются друг с другом, чтобы дополнять и изменять друг друга».45Исторический роман – это «способ пролить свет на историю, а не способ ееисказить».46 Интересно, что разные исследователи (П. Л. Рей, Н. А.Литвиненко, П.
Ронзо, Ж. Жанжамбр) высказывают схожую мысль:романный дискурс помогает прояснить прошлое, более того – он не уступаетили даже превосходит историко-научный в попытке добиться «правды опрошлом».43DictionnaireInternationaldesTermesLittérairesURL:http://www.flsh.unilim.fr/ditl/Fahey/ROMANHISTORIQUEHistoricalnovelHistoricalfiction_n.htmlобращения: 15.11.2013)44Ibid.45Ronzaud P.
Le roman historique XVII-XX s. P.: Papers on French 17th Century literature, 1983. P. 7.46Ibid. P. 99.(DITL).(Дата19Даниэль Мадалена так формулирует определение историческогоромана:«Историческийромансоздаетправдивыйобразпрошлогопосредством вымысла, который изображает поступки, поведение и образмыслей реальных исторических персонажей»47. Здесь следует заметить, чтоправдивый образ прошлого в историческом романе не всегда воссоздаетсяпутем введения в повествование реальных исторических лиц. Так, напримерв романе «Шуаны» (1829) Бальзака исторические лица вовсе отсутствуют, неуделяет им внимание и Мериме в «Хронике времен Карла IX» (1829).В современном зарубежном литературоведении важное место висследовании жанра занимают работы Клоди Бернар48.
Исследовательницазамечает, что историческому роману свойственна «двойственность, в томплане, что два понятия, объединенные в словосочетание, «роман» и«история», отсылают нас к традиционно противопоставленным реалиям:вымысел и наука о человеке»49.
После Французской революции появляетсяновое видение Времени, упор делается на роль изменения, котороепонимается как прогресс или как упадок. Подобная черта отмечается идругими исследователями, в частности – Ж. Жанжамбром («Историческийроман», 2006): «С приходом Революции История приобретает новоезначение, вынуждает индивидов и коллективы мыслить о себе исторически икореннымобразомобновляетжанрромана»50.Настоящееначинаетосознавать дистанцию между собой и прошлым, пусть и недавним. Прошлоеначинает вызывать интерес, то восхищение, то осуждение, то ностальгию.Бернар выдвигает идею о постоянной «реконструкции», «ре-составлении»прошлого (le passé recomposé), которая связывает историю, историографию иисторический роман: «история составляется, потом воссоздается вновьисториографией,азатемещеразреконструируетсяисторическим47Madaléna D. Dictionnaire des littératures de langue française.
Bordas, 1987. Col. 2136.См. ее монографию: Bernard Cl. Le Passé recomposé. Le roman historique du XIX s. (1996), а такжепредисловие к сборнику статей Problèmes du roman historique (2008).49Bernard Cl. Le Passé recomposé. Le roman historique du XIX s. P. : Ed. Hachette Supérieur, 1996. P. 99.50Gengembre G. Le roman historique.
P.: Klincksieck, 2006. P. 23.4820романом»51. Она определяет исторический роман как «роман, либовымышленную историю (английское story), которая имеет дело с реальнойИсторией (английское history), то есть воссоздает некий срез, долю Истории,прошлого, неизбежно проходя через историографию, и это на виду учитательской публики, разделяющей в то же время свою современнуюИсторию»52. Особое внимание Бернар уделяет фигуре автора историческогоромана, акцентируя внимание на его двойственной роли: скриптора, которыйстремится быть как можно незаметнее, излагая события прошлого, и автора,который творит вымысел.Согласно французскому Словарю литературных родов и понятий53,история всегда была для романа «источником, в котором он черпалвдохновение для своих сюжетов, и способом сделать повествование болееправдоподобным»54.
Исторический роман выводит на первый план «связьтого или иного индивида с ходом истории, где вражда народов, религий,классовая вражда создают, свергая одних и приводя к власти других,поистине драматические ситуации»55.Как отмечает Ж. Жанжамбр, термин «исторический роман» встречаетсяв прессе еще в самом начале XIX века, однако пользуется не очень хорошейрепутацией: «Это сочинение написано в плохом стиле, поскольку, попризнанию самого автора, является историческим романом» (Mercure deFrance, 12 апреля 1806 г.)56.
На развитие французского исторического романаромантической поры, по мнению литературоведа, оказала влияние такназываемая «болезнь века»: «накладывающая неизбежно свой отпечаток насознание романтиков “Болезнь века” определяла контекст, в которомразвивался во Франции современный исторический роман»57. В связи с51Bernard Cl. Le Passé recomposé. Le roman historique du XIX s. P. : Ed. Hachette Supérieur, 1996. P. 12.Bernard Cl. Si l’Histoire m’etait contée // Problèmes du roman historique. P. : L’Harmattan, 2008. P. 20.53Dictionnaire des genres et notions littéraires. P.
: Encyclopaedia Universalis et Albin Michel, 2001.54Ibid. P. 712.55Ibid. P. 712.56Ibid. P. 24.57Ibid. P. 33.5221постепенно растущей популярностью исторического жанра (особенно смомента публикации во Франции переводов романов В. Скотта) роман«уделяет большее внимание изображению, описанию, усиливает интригу,обновляет диалог»58. Ж. Жанжамбр выделяет нечто вроде сложившейся ктому времени формулы, присущей историческому роману: «Местныйколорит и картины повседневной жизни, образ прошлого, противостояниемеждутипичнымидраматизм,персонажами,чередующийсясвоплощающимикомичнымивраждебныемоментами,силы,национальнаяистория…».59 Исторический роман демонстрирует причинно-следственныесвязи.Ж. Жанжамбр выделяет ряд признаков, присущих, по его мнению,историческому роману романтической поры:-Сосуществованиеврамкахповествованияисторическихивымышленных персонажей, когда на первый план выдвигаются то великиеисторические личности (А.
де Виньи), то выдуманные герои (В. Скотт).- Тип повествования, когда реальные персонажи имеются ввиду,однако на сцене появляются лишь вымышленные герои («Шуаны» О. деБальзака).- Подражание исторической хронологии событий без стремлениядостичь исторического правды (П. Мериме).В конце своей работы литературовед старается дать собственноеопределение исторического романа как жанра: «исторический роман – это,следовательно, роман, имеющий вымышленную интригу, которая, однако,обретает правдоподобие благодаря пространственно-временной рамке иглубокой динамике действия.
Исторический роман в некотором роде дажеправдивее самой Истории, поскольку он позволяет ее понять в живой,оживленной манере»60.58Ibid. P. 47.Ibid. P. 51.60Ibid. P. 87.5922Жиль Коссон в своей статье «Исторический роман: личный ход иливоссоздание?» (2004) отмечает, что «исторический роман – это прежде всегоплод воображения, призванный использовать временную дистанцию длявозвеличивания и восхваления того или иного народа или отдельныхличностей»61.
Однако, хочется заметить, что это не совсем так: далеко не вовсех образцах жанра эта функция присутствует в принципе или являетсяосновополагающей. Исторические романы также служили и источникомзнанийдлянарода:самироманистыотмечаливоспитательную,образовательную роль своих произведений (Бальзак, Дюма), эту функциюотмечают и исследователи жанра62.В работе Изабель Дюран-Ле Герн исторический роман определяетсякак «роман, то есть вымышленное повествование, которое включает в себяисторический аспект»63. Интерес к прошлому и желание воссоздать былыереалии лежат в основе исторического романа и являются одним изисточников развития этого жанра.
Изабель Дюран-Ле Герн пишет, что «присоздании исторического романа речь идет не только о том, чтобыиспользовать исторический материал, но о том, чтобы сделать этот материалосновой,центромповествования.Вэтомтипероманаперсонажисталкиваются с событиями, связанными с разрешением политических исоциальных кризисов»64. В центре повествования исторического романа XIXвека становится народ: «Великие личности не одни теперь занимают сцену,на первый план выходит народ»65. Задача этого жанра – «набросать картинуобщества в определенную эпоху и в ограниченном пространстве посредствомпреимущественновымышленныхперсонажей,которыевынуждены61Cosson G. «Le roman historique: demarche personnelle ou reconstitution?» // Bulletin de la Sabix [En ligne],35|2004 // mis en ligne le 08 novembre 2010. URL: http://sabix.revues.org/445 (Дата обращения: 31.07.2012).62См., напр.: Nélod G.