Диссертация (Французский исторический роман 1840-1850-х гг. и становление популярной беллетристики (Э. Сю, А. Дюма, Ж. Барбе д’Оревийи)), страница 3

PDF-файл Диссертация (Французский исторический роман 1840-1850-х гг. и становление популярной беллетристики (Э. Сю, А. Дюма, Ж. Барбе д’Оревийи)), страница 3 Филология (32108): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Французский исторический роман 1840-1850-х гг. и становление популярной беллетристики (Э. Сю, А. Дюма, Ж. Барбе д’Оревийи)) - PDF, страни2019-03-13СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Французский исторический роман 1840-1850-х гг. и становление популярной беллетристики (Э. Сю, А. Дюма, Ж. Барбе д’Оревийи)". PDF-файл из архива "Французский исторический роман 1840-1850-х гг. и становление популярной беллетристики (Э. Сю, А. Дюма, Ж. Барбе д’Оревийи)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 3 страницы из PDF

Скотта. Роман почерпнул новую жизнь в истории: «Историядала ему [роману – П. М.] общие события, идею эпохи, местный колорит –гарантиюправдивости.Воображениеписателямоглоокружитьэтиисторические факты согласными с ними происшествиями и людьми, целикомвымышленными, но одетыми в костюм эпохи и возбуждаемыми ее22Реизов Б. Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма. Л.: Гослитиздат, 1958. С. 3.12страстями».23 При этом Реизов подчеркивает, что между « “романическойисторией” [произведениями писателей XVIII века – П. М.] и историческимроманом принципиальная разница. Отличие исторического романа началаXIX века состоит в том, что он тесно связан с проблематикой общественнойжизни, задачами исторического становления, философией и наукой эпохи»24.1829-1830 гг.

отмечены литературоведом как период кризиса историческогоромана романтической поры.Стоит отметить и другую работу Б. Г. Реизова – «Французскаяромантическая историография. 1815-1830»25 (1956), где литературоведрассматривает процесс становления романтической историографии, борьбу спредществующейейтрадициейXVIIIв.–«просветительской»историографией, вследствие которой вырабатывается новое историческоемировоззрение. В историографии исследуемого периода Б. Г. Реизоввыделяет символическую (Мишле, Э.

Кине), мифологическую (Баланш),нарративную школы (Проспер де Барант), отдельно рассматривая взглядыисториков французской революции (Минье, Тьера). Наиболее характернойособенностью новой школы историографов было «понятие эволюции,твердой взаимозависимости между всеми эпохами истории человечества,или, выражаясь современным термином, его «идентичности»26.Остается актуальным в работах отечественных и французскихисследователей (Л. Гольдмана, Р. Эскарпи, П.

Л. Рея) социологическийподход к проблеме эволюции исторического романа: «Исторический романиграет решающую роль, поскольку при помощи вымысла выявляетмеханизмы, объясняющие великие социальные трансформации» 27. Подход кисторическомуроманукакжанру,«запечатлевающемуреакциюобщественного сознания на революцию и события послереволюционной23Там же. С. 80.Там же. С. 152.25Реизов Б. Г Французская романтическая историография (1815−1830).

Л.: Изд-во ЛГУ, 1956. 535 с.26Там же. С. 48427Rey P.-L. Le Roman. Coll. « Contours littéraires. P.: Hachette, 1992. Р. 46-47.2413эпохи–общееместовомножестверазнообразныхисследований,посвященных истории жанра»28.Н. А. Литвиненко отмечает, что первая половина XIX века – один изважнейших этапов становления французского исторического романа,определивших многие тенденции развития европейской романистики впоследующие эпохи. Однако, по ее мнению, исследователи прямо иликосвенно связывают возникновение и функционирование жанра с эпохойромантизма, что само по себе только усложняет проблемную ситуацию,поскольку доныне хронологические границы романтизма не очерчены четко.Кроме того, исторический роман не вполне совпадает с романтизмом каклитературнымнаправлением,«будучииширеиужеего»29.Исследовательница также говорит о том, что конкретные явления в историиформирования жанра исторического романа «оцениваются исходя изпараметров той целостной системы, которая сложилась у Вальтера Скотта иво французской литературе 20-х годов.

Это побуждает исследователейотторгать от истории жанра то, что в систему не входило»30. Так, к жанруисторического романа часто не причисляются «Мученики» Шатобриана,поздние романы В. Гюго, романы У. Теккерея, А. Дюма. По мнению Н. А.Литвиненко, жестокая привязка исторического романа к романтизму привелак «недооценке жанрово-эстетического разнообразия сложившихся в егосистеме форм и к не вполне адекватному представлению о перспективеразвития жанра».В своей работе литературовед также уделяет внимание проблемесоотношения жанра исторического романа и «массового» в литературе XIXвека, которая в середине XX столетия приобрела особую актуальность. Всобственно литературных и литературоведческих областях «произошлозакреплениетематическихмодификацийжанравсферемассовойлитературы.

К этому пласту французская литературная критика единодушно28Литвиненко Н. А. Французский исторический роман первой половины XIX века: Эволюция жанра:Учебное пособие. М.: Издательство УРАО, 1999. С. 4-5.29Там же. С. 8.30Там же. С. 5.14отнесла, в частности, роман-фельетон»31. В отечественной науке сложиласьтрадиция подхода к историческому роману как жанру если не безусловно, топо преимуществу массовому. Н. А. Литвиненко подчеркивает, что важно«непредвзятоеизучениеисторико-функциональнойиэстетическойсемантики произведений, принадлежащих к сфере массового сознания, темболее, что историко-литературное и социокультурное значение некоторых изних предвосхитило значение тех или иных шедевров. Так было, например, сроманамиА.ДюмаиСтендаля.Отмечаетсяпринцип,ставшийконститутивным в исторической романистике XIX столетия: роман о той илииной эпохе заимствует из ее материала не только персонажей, факты, те илииные черты местного колорита.

Он «воссоздает “дух эпохи”, используястилистические ресурсы, накопленные в разнообразных, в первую очередьлитературно-художественных памятниках ее мысли»32. В заключении Н. А.Литвиненко замечает, что «исторический роман черпает свою топику изтопики жанровых модификаций и форм мышления соответствующейвоссоздаваемой эпохи»33. Так, Шатобриан в «Мучениках» используетжанровую топику эпопеи и античного романа, А. Дюма – рыцарского романа,П.

Мериме – хроники, В. Гюго – средневековой легенды. Исследовательницатакже высказывает интересную идею о том, что романный дискурс, «непренебрегающий вымыслом, тяготеющий к осуществлению – для историинемыслимого – эксперимента, в котором неизбежно участвуют и «реальные»,и вымышленные персонажи, обладает более разнообразными и широкимиресурсами, чем собственно исторический дискурс»34.По мнению О. Л.

Бейнарович, для исторического романа важнопредставить закономерности исторического развития, в силу которых каждаяэпохапредопределенапредшествующимисобытиями.Приэтом31Там же. С. 20.Там же. С. 67.33Там же. С. 161.34Литвиненко Н. А. Французский исторический роман первой половины XIX века: эволюция жанра: дисс. ...доктора филологических наук: 10.01.05. Москва, 1999. С. 24.3215исследователь отмечает, что отнесение действия к более или менееотдаленному прошлому еще не является определяющим признаком жанра.Поэтомутерминдоромантической«историческийлитературелишьроман»условно.можноприменятьЖанровымкпризнакомисторического романа является то, что исторические события в нем служатне фоном, а главным объектом изображения и философского осмысления.Это эпическое начало «органически связано в нем с лирическим –изображением частных судеб героев (реальных и вымышленных) и сдраматическим началом, которое в содержательном плане реализуется черезвовлеченность персонажей в исторические катаклизмы и конфликты, а вплане формы может быть представлено через отдельные картины, сцены идиалоги героев»35.

Первым французским историческим романом О. Л.Бейнарович считает произведение А. де Виньи «Сен-Мар» (1826), а кисторическимроманистамромантическойпорыисследователемпричисляются, помимо А. де Виньи, В. Скотт, П. Мериме, О. де Бальзак,В. Гюго, А. Дюма.Средиотносительнонедавнихработотечественноголитературоведения по историческому роману можно также отметить статьиН. Стариковой («Исторический роман.

К проблеме типологии жанра», 2007),Ю. Балакина («Исторический роман в современном своем выражении»,2002), В. Малкиной («Поэтика исторического романа: Проблема инвариантаи типология жанра», 2002). Ю. Балакин в своей работе исследует вклад В.Скотта в развитие жанра исторического романа, отмечая в качестве главногоего открытия то, что «фабула романа органически увязывает персонажейисторически реальных и вымышленных, причем последние выступают нестатистами, а настоящими творцами истории, наряду с известнымиисторическими деятелями <…> В.

Скотт впервые включил в историческийпроцесс «частного человека», и сделал это художественно убедительно и35Бейнарович О. Л. История и вымысел в романах А. Дюма: диссертация кандидата филологических наук:10.01.03. СПб, 2002. С. 72.16исторически оправданно»36. Рассматривает автор статьи и разные подходыисторических романистов к тому, что помещать в центр произведения:смещение акцентов в сторону деятельности «частного человека» (А. Дюма),сосредоточение внимания на историческом событии самом по себе(Ч. Диккенc), выведение исторической эпохи в качестве героя романа.В. Малкина обращается к проблеме типологии исторического романа, кистокам происхождения жанра, в частности – готической традиции.Исследовательница отмечает, что существующие определения недостаточныдля того, чтобы охарактеризовать специфику исторического романа и четкоочертить круг произведений, к нему относящихся, и, несмотря на обилиеисследований об историческом романе, проблема инварианта до сих пор нерешена.Большинство же исследований посвящены в основном освещениютворчества конкретных писателей-исторических романистов.

Таким образом,общая тенденция указывает на недостаточную изученность в отечественномлитературоведении проблем, связанных с данным жанром.Что касается работ западных литературоведов, стоит отметитьисследования Жиля Нело и Жана Молино. Жиль Нело в работе «Панорамаисторического романа» (1969) предлагает следующее определение жанра:«Повествование, состоящее из реального и правдоподобного, написанное впрозе, в котором автор стремится воссоздать образ известных личностейпрошлого, дух времени, стремления людей прошлого, одним словом,воссоздать эпоху.

<...> Он также старается привлечь внимание читателяописаниемстрастей,нравовилинеобычностьюописываемыхприключений»37. Одной из основ исторического романа Жиль Нело считает«восстановление деталей, которые отличаются от нашей современной36Балакин Ю. В. Исторический роман в современном своем выражении // Пилигрим. – Омск, 2002.

– № 4. –С. 4-7. http://piligrim.omskreg.ru/04/04_public_balakin.html (Дата обращения: 15.04.2014)37Nélod Gilles. Panorama du roman historique. Paris-Bruxelles: SODI, 1969. P.17.17жизни».38 После смерти В. Скотта исторический роман постепенностановится все более «вымышленным»: даже если в повествованиидействуют персонажи, действительно сыгравшие большую роль в истории,то и они «искажены». Однако, как бы там ни было, с приходом романтизмаистория «показывает человека в гуще событий, народ, который сам создаетисторию, отношения между социальными классами»39. Жиль Нело выделяетнесколько типов исторического романа:-роман с историческим контекстом, где действуют вымышленныеперсонажи со своими приключениями, надеждами и бедствиями;-роман с историческими персонажами, в котором свободароманиста ограничивается тем, насколько хорошо известны историческиефакты и события, описываемые в произведении.XIX век и историзм, который появляется вместе с ним, начинаютвидеть повсюду следы прошлого, отдавать себе отчет в том, что прошлое насокружает.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
427
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее