Главная » Все файлы » Просмотр файлов из архивов » PDF-файлы » Формирование российского структурализма (1956–1964) и рецепция идей тартуско-московской семиотической школы в 1990–2000-е годы

Формирование российского структурализма (1956–1964) и рецепция идей тартуско-московской семиотической школы в 1990–2000-е годы, страница 3

PDF-файл Формирование российского структурализма (1956–1964) и рецепция идей тартуско-московской семиотической школы в 1990–2000-е годы, страница 3 Филология (32105): Диссертация - Аспирантура и докторантураФормирование российского структурализма (1956–1964) и рецепция идей тартуско-московской семиотической школы в 1990–2000-е годы: Филология - PDF, стра2019-03-13СтудИзба

Описание файла

PDF-файл из архива "Формирование российского структурализма (1956–1964) и рецепция идей тартуско-московской семиотической школы в 1990–2000-е годы", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 3 страницы из PDF

С начала 1960-х гг.7заметен акцент М.Л.Гаспарова на рассмотрении индивидуального явления не какзакономерного элемента системы, а как элемента, всегда готового из этой системывыпасть или занять по отношению к ней диалектически сложную позицию. Можносделать вывод, что в дальнейшем (за пределами хронологических рамок диссертации)культурно-исторический взгляд на анализируемый материал позволит М.Л.Гаспаровуприйти к рассмотрению взаимодействия метра и смысла.Историю литературы как таковую М.Л.Гаспаров не строил: он считал, что задачапостроения этой дисциплины – дело будущего, а сейчас необходимо подводить под этообширный фундамент – исследовать точными методами весь наличный корпусхудожественных текстов. При этом система, которая должна получаться в результатетакой фронтальной обработки литературы, должна демонстрировать индивидуальныеособенности каждого произведения, каждого автора, каждого литературного направленияи каждой эпохи.

История литературной эволюции при этом закономерно предстанет какрезультат такой деятельности. Однако в его монографиях, посвященных истории русскогостиха XVII–XX вв. и европейского стиха от античности до XX в., демонстрируетсяобразец построения истории литературы (на примере поэзии), основанной на строгонаучных методах анализа.В задачу четвертого параграфа «Поэтика выразительности А.К.Жолковского иЮ.К.Щеглова» входит пересмотр точек расхождения теории А.К.Жолковского иЮ.К.Щеглова с другими течениями российского структурализма.

Если обобщить этутеорию в самых общих чертах, то направление анализа «Тема → Глубинное Решение →Глубинная Структура → Поверхностная Структура», реализующееся с помощьюалгоритма «Тема ↔ Приемы Выразительности ↔ Текст», во многом сходно с концепциейИ.А.Мельчука, суммированной в книге «Русский язык в модели "Смысл ↔ Текст"».Думается, что «большая парадигма» с самого начала не была близка авторампоэтики выразительности: они рассматривали структурализм только как научнуюстратегию (однако универсальную по своим методам), позволяющую анализироватьматериал с помощью определенной системы формальных приемов. Тем не менее наначальном этапе А.К.Жолковский и Ю.К.Щеглов оказались близки кружку – видимо,именно благодаря специфике их методики: перенесения в модифицированном видеметодов, характерных для генеративной грамматики Н.Хомского, структурного анализаволшебной сказки В.Я.Проппа и теории организации драматическогодействияС.М.Эйзенштейна, на литературные тексты.Но вскоре произошло расхождение, связанное с тем, что авторы поэтикивыразительности не были заняты поисками системности и изоморфизма между8различными явлениями культуры, не строили гомологичные объяснительные моделиобъекта.

Систему анализируемого явления они создавали каждый раз заново, ad hoc, ихмодели представляли собой алгоритмы порождения данного уникального текста, и дажепоиск инвариантов свидетельствовал скорее о поиске индивидуальной системыконкретного автора, чем о глубинной семиотической структуре текста; за текстом всегдастоят автор и читатель, которые эту систему и создают.На первый взгляд, концепция А.К.Жолковского и Ю.К.Щеглова должна бытьближе к семиотике Ю.М.Лотмана, однако это не так. Можно обнаружить следующиеточки расхождения. Для Ю.М.Лотмана неприемлемо то, что порождающая поэтикафактически игнорирует заложенные автором в самой структуре текста его многообразныекомплексные смыслы, которые заменяются единым конечным смыслом, создаваемым спомощью формальной системы приемов (за это же Ю.М.Лотман критикует и группуА.Н.Колмогорова).

Для Ю.М.Лотмана анализ структуры текста – лишь начальный этаплитературоведческого анализа; основной интерес представляет автор и то, что он в этоттекст вкладывает, а конечной целью исследования становится реконструкция историколитературного и идеологического фона эпохи. Нельзя сказать, что для А.К.Жолковского иЮ.К.Щеглова авторская позиция не важна, однако основную роль (особенно в раннихработах) играет текст и то, что и как из него может вычитать читатель. Лишь постепенноони придут к тому, чтобы «уравнять в правах» читателя и автора. Автор в теорииА.К.Жолковского и Ю.К.Щеглова присутствует не как творец произведения, а какчеловек, который порождает стратегию влияния на того, кто воспринимает его текст(отсюда интерес к теории С.М.Эйзенштейна; отсюда же – исследования стратегийсимволической власти А.А.Ахматовой, В.В.Маяковского и др.

в работах А.К.Жолковского1980–2000-х гг.). Идеологический фон эпохи в ранних работах А.К.Жолковского иЮ.К.Щеглова остается нерелевантным: поэтика выразительности оперирует только синдивидуальными идеологическими стратегиями автора и читателя, которые вступают вборьбу в пространстве наделения данного конкретного текста смыслом. В более позднихработах А.К.Жолковский и Ю.К.Щеглов корректируют свой взгляд: они уже неотбрасывают идеологический фон в принципе – он для них существует, принеобходимости его стоит учитывать, но вообще рассмотрение эпохи как таковойнаходится за пределами поэтики выразительности.Однако для авторов поэтики выразительности их метод (по крайней мере,применительно к сфере искусства) универсален – в этом они близки и Московскомукружку, и Ю.М.Лотману, особенно позднему. Здесь они, наоборот, расходятся сконцепцией М.Л.Гаспарова, с методологией которого поэтика выразительности схожа в9ряде существенных параметров, но у которого нет апологии самоценности метода.

Приэтомвосприятиепроцессапорожденияпроизведенияискусства(вчастности,стихотворения), представленное в работах А.К.Жолковского и Ю.К.Щеглова, оказываетсясозвучно взглядам А.Н.Колмогорова на это же явление.Пятый параграф «Ранний Ю.М.Лотман и зарождение российского вариантасемиотики» посвящен анализу идей Ю.М.Лотмана, выраженных в небольшом количествеструктуралистских работ 1962–1964 гг. (вплоть до книги «Лекции по структуральнойпоэтике»), которые можно считать своеобразной «точкой поворота» от структурализма ксемиотике. Рассмотрение дальнейшей эволюции взглядов Ю.М.Лотмана 1960–1990-х гг.не входит в хронологические рамки диссертации, но эта эволюция во многом была заданаименноразвитием того комплекса идей, которые сформулированы в работах,анализирующихся в данном параграфе.

Поэтому здесь прослеживаются некоторые итогиразвития этого идеологического комплекса в мировоззрении позднего Ю.М.Лотмана,которое проявилось в разработке теории семиосферы.Выдвигается тезис, что если для участников Московского кружка модель и объектоказывались как бы в неком абсолютном пространстве, синхроническом (по сути,вневременном) универсуме, а модель стабильно отображала существенные свойствасвоего объекта и отношения между его элементами, которые оставались неизменными, тоЮ.М.Лотман с самого начала ввел два принципа, в корне подорвавших такую системуСтруктурализма. Во-первых, он ввел в структурный подход марксистско-гегелевскуюдиалектику и диахронию (а также, как следствие, социологизацию объекта исследования),а во-вторых, переосмыслил на этой основе понятие «модель». Хотя термины «модель» и«моделирование» одинаково применялись и структуралистами «долотмановского»периода, и Ю.М.Лотманом, однако, по-видимому, точнее было бы говорить одоминировании статичной «модели» в теории Структурализма и динамического«моделирования» у Ю.М.Лотмана.Оказалось существенно также введение понятия (идеологического) контекста,который в итоге и определяет специфику объекта.

И эта специфичность любого явлениядействительности, в частности искусства, определяется не имманентно заложенной в немпоуровневой иерархией отношений, представляющих собой закрытую структуру, аоткрытой системой отношений, в которых оно находится по отношению к остальномумиру, внеположному ему. Благодаря введению в рассмотрение понятия контекста,исследуемый объект из абстрактного «большого времени», где он был изоморфноймоделью универсума, возвращается в конкретно-историческое время (что переноситисследователя из сферы Структурализма в область традиционного исторического – в10частности, историко-литературного – анализа).

В определенном смысле исследуемыйтекст оказывается важен именно потому, что он встроен в динамически-изменчивыйконтекст.Думается, однако, что на этом внедрение Ю.М.Лотманом диалектического подходане заканчивается: динамическое моделирование оказывается не односторонним, как вСтруктурализме,аобоюдонаправленным–например,реальностьмоделируетхудожественное произведение, которое, в свою очередь, моделирует реальность. В раннемструктуралистском творчестве Ю.М.Лотмана об этом говорится более осторожно – чтоискусство изменяет реальность, – однако тема именно моделирования искусствомдействительности, как известно, была одной из основных в работах Ю.М.Лотмана, в томчисле в разработке теории семиосферы, с 1960-х гг.

до опубликованных посмертно «Беседо русской культуре» (СПб., 1994).Отношения между текстом и воспринимающим этот текст Ю.М.Лотманвыстраивает наподобие того, как продемонстрирована диалектическая взаимосвязьискусства и реальности. Язык искусства при этом строится по принципу фрактала:каждый элемент структуры отражает всю структуру в целом и отражается в ней; врезультателюбой,самыйформальный,элементнесетсодержание,присущееисключительно этой структуре.Из этого можно вывести итог, что уникальность объекта (произведения искусства)познается благодаря анализу контекста, который, в свою очередь, становится длявоспринимающего иным после каждого акта познания этого объекта. Отсюда следуют двакардинальных вывода. Во-первых, разрушается самая фундаментальная минимальнаямодель передачи информации (адресант → сообщение → адресат): единый акт изоднократного превращается в многократный, текст становится полноправным партнеромвоспринимающего и начинает не только передавать информацию о вне его лежащейдействительности, но и самостоятельно моделировать реальность.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
428
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее