Главная » Все файлы » Просмотр файлов из архивов » PDF-файлы » Формирование мифа о поэте в лирике Р.М. Рильке (традиция немецкого романтизма)

Формирование мифа о поэте в лирике Р.М. Рильке (традиция немецкого романтизма)

PDF-файл Формирование мифа о поэте в лирике Р.М. Рильке (традиция немецкого романтизма) Филология (32104): Диссертация - Аспирантура и докторантураФормирование мифа о поэте в лирике Р.М. Рильке (традиция немецкого романтизма): Филология - PDF (32104) - СтудИзба2019-03-13СтудИзба

Описание файла

PDF-файл из архива "Формирование мифа о поэте в лирике Р.М. Рильке (традиция немецкого романтизма)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст из PDF

На правах рукописиЛилеев Юрий СергеевичФормирование мифа о поэте в лирике Р.М. Рильке(традиция немецкого романтизма).Специальность: 10.01.03 — литература народов стран зарубежья(европейская и американская литературы)Авторефератдиссертации на соискание ученой степеникандидата филологических наукМосква — 20102Работа выполнена на кафедре истории зарубежной литературы филологическогофакультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.Научный руководитель —доктор филологических наук,профессор Чавчанидзе ДжульеттаЛеоновнаОфициальные оппоненты:доктор филологических наук,Седельник Владимир ДенисовичИнститут мировой литературы РАНкандидат филологических наукИноземцева ЕкатеринаВладимировнаМосковский государственныйуниверситет им. М.В.

Ломоносова,кафедра общей теории словесности(теории дискурса и коммуникации)Ведущая организация —Московскийгосударственныйуниверситет печати (МГУП)Защита диссертации состоится «24» сентября 2010 г. в 16.00 назаседании диссертационногосоветаД501.001.25приМосковскомгосударственном университете им. М.В. Ломоносова.Адрес: 119991, г. Москва, Ленинские горы, МГУ, 1-й учебный корпус,филологический факультет.С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Московскогогосударственного университета им. М.В. Ломоносова.Автореферат разослан2010 г.Ученый секретарьдиссертационного совета,доцентА.В.

Сергеев3Традиция немецкого романтизма не раз проявлялась в литературе, в том числе и влирике рубежа XIX-XX вв. Она не могла не сказаться на творчестве такого большогопоэта, как Р.М. Рильке, по своему миропониманию, по широкому охвату мира во всейего духовной природе органически близкого романтикам.Актуальность исследования этой связи обусловлена несколькими причинами:обострениеминтересазарубежныхиотечественныхисследователей к проблематике мифа и мифологии в литературе1;активнымизучениемместалитературывпроцессахсакрализации/секуляризации духовной культуры рубежа веков (XVIII-XIXи XIX-XX вв.)2;повышеннымвниманиемсовременноголитературоведениякпроблеме взаимоотношения «автор – текст»;недостаточной изученностью в российской науке поэтическоготворчества Рильке.Научная новизна диссертации заключается в том, что впервые проблемамифологии в лирике Р.М.

Рильке рассматривается на примере всех периодов егопоэтического творчества, а не как особенность какого-то определенногостихотворного цикла. При этом мифологический аспект представлен не только втематическом и образном выражении, но и на уровне художественного мышленияавтора, закрепленного в его поэтике.

Для этого анализируются как традиционныемифологические образы, так и средства мифологизации самого поэтическогоязыка.Влияние романтической традиции на поэзию Рильке осмысляется не какзаимствование отдельных мотивов и образов, а как творческая эволюцияхудожественного метода («романтизация»).Широкий корпус текстов Рильке и многих работ, посвященных еготворчеству, вводится в контекст российского литературоведения впервые.Предметом исследования является прежде всего поэзия Рильке раннего, среднегои позднего периодов (книги «Мне на праздник», «Тебе на праздник», «Часослов»,1Vietta, Silvio/ Uerlings, Herbert (Hg.).

Mythos und Moderne. Munchen, 2006.Vietta, Silvio/ Uerlings, Herbert (Hg.): Asthetik. Religion. Sakularisation. Von der Renaissance zur Romantik.Munchen, 2008.24«Книга образов», «Новые стихотворения» «Дуинские элегии», «Сонеты к Орфею»), атакже его прозаические работы, посвященные природе творчества («Записи к мелодиивещей», «Письма к молодому поэту», «Письмо молодого рабочего» и др.).Цель работы - проследить развитие традиции немецких романтиков вформировании мифа о поэте и ее трансформации в лирике Рильке.

В связи с этимрешаются следующие задачи:исследоватьспецификухудожественногометоданемецкихромантиков (прежде всего Новалиса);показать,чтомифопоэтическиепостроенияромантиковипоэтическая система, созданная ими, содержат идею «индивидуальныхмифологий»;описать поэтику Р.М. Рильке и его мифопоэтическую систему;доказать,чтопривсейсубъективности«индивидуальных»мифологий, представленных в поэзии романтиков и позднее Рильке,конечной целью их поэтического творчества является создание нового путипознания божественной целостности мира, каковое возможно лишьпосредством слова;Научно-практическаязначимостьдиссертациисостоитввозможностииспользования полученных результатов в лекционных курсах по истории зарубежнойлитературы ХIХ и XX веков, при подготовке практических занятий, семинаров испецкурсов по истории немецкой поэзии, а также по истории русской поэзии XX века(концепция поэтического творчества Рильке оказала огромное влияние на лирикупоэтов Серебряного века, внутренняя духовная связь с Б.

Пастернаком и М. Цветаевойслужит лишь самым ярким примером).Апробация основных результатов исследования осуществлялась на ежегоднойнаучной конференции молодых ученых «День науки» в МГУ им. М. В. Ломоносова(2004), на международной конференции «Германистика в России и Германии:результаты и перспективы» (РГГУ, 2005), XXV конференции по германистике ДААД(СПб, 2008) и практических семинарах института компаративистики университетаЛюдвига-Максимилиана г. Мюнхена (2007).

Отдельные главы работы и всядиссертация целиком были обсуждены на заседаниях кафедры истории зарубежнойлитературы филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.5Содержание диссертации.Во Введении дан подробный анализ литературы по теме; определяются объект,цель и задачи диссертационной работы; формулируются теоретические положения,которые лежат в основе исследования.При определении понятия миф мы опираемся на концепцию А.Ф.Лосева,сформулированную в его раннем исследовании «Диалектика мифа». Важно отметитьне только мировоззренческую близость религиозно-философских построений Лосева ипоэзии Рильке, но и терминологическую связь ключевых понятий, раскрывающихмифопоэтическую концепцию того и другого: поэтический образ, вещь, нарастаниебытия во времени, предметно-сущностное единство мира, явление вещи в имени,высказывание вещи, личности, Богообщение3.Согласно концепции А.Ф.Лосева, миф – это особое «чудесное слово», в которомвыражено обобщённо-целостное, первично-нерасчленённое представление о мире.Категорию мифа Лосев связывает с категориями эстетическими, т.

е. поэтическими.Такое понимание сущности мифа и поэтического слова, как представляется, исближает мировоззрение Лосева и Рильке.В ходе работы над первой главой «Мифологизация образа поэта в немецкомромантизме»показывается,чтомифопоэтическиепостроенияромантиковипоэтическая система, созданная ими, содержит идею «индивидуальных мифологий», атакже приводятся доказательства, что сакрализация поэзии в эпоху романтизма былареакцией на процесс секуляризации общественного сознания в эпоху Просвещения. Всвоём поэтическом творчестве романтики стремились связать поэзию и религию,увидеть в религии черты поэтического мышления, а в поэзии – основы религиозногомифологическогосозерцания.Впоискахнеобходимогосовременномумируобъединяющего начала противоположных в мире явлений - мира материи и мира идей романтики пришли к идее создания новой мифологии.В исследовании выделяются ключевые идеи, связанные с мифопоэтическойпроблематикой: признание закодированности божественного языка и сакральностипоэтического языка (Гаман); идея необходимости мифологии как объединяющегоначала («Старейшая программа немецкого идеализма», авторство которой неустановлено точно; «Речь о мифологии» Ф.

Шлегеля); создание принципиально нового3Речь не идёт о прямой зависимости, о которых не может быть и речи в данном случае, необходимоподчеркнуть совпадение концепций.6образа художника (поэт – проводник божественных идей); несостоятельность«обычного» языка для описания «невыразимого» (Вакенродер).Как художественное выражение концепции, созданной в работах немецкихромантиков, рассматривается поэзия Новалиса: дается характеристика его мифопоэтики,главной составляющей которой является принцип «романтизации». Анализ еготворческого воплощения представлен на примере интерпретации «Гимнов к ночи».Итогом является вывод, что романтическая мифологизация естьне простоепересоздание мифологических образов и мотивов, а целостный художественный метод4.Природа поэзии с точки зрения Новалиса изначально трансцендентна, поэтомулюбое явление действительности, «освоенное» поэтическим словом, может статьмифом. Принцип изображения, в процессе которого происходит превращение(преображение) «обыденного» в возвышенное, Новалис назвал романтизацией.

Поэтомуможно говорить о своеобразной внутренней мифологичности поэтического текста,являющейся основой романтического мифотворчества. Однако приводимые примерыхудожественного «попеременного возвышения и снижения» явлений реального мира уНовалиса надо считать единичной попыткой достичь мифологичности собственнопоэтического языка. Только в поэзии Рильке был создан тот самый новый поэтическийязык, о котором писали романтики, именно у него мифологическое осмыслениеокружающего мира было выражено посредством самого поэтического языка.Особое место уделяется анализу элегии Гельдерлина «Хлеб и вино» и осмыслениюконцепция «скудного времени», в котором поэту отведена роль «сказывать священное».Образ Диониса как единственного оставшегося божества раскрывает понятиеГельдерлина о поэзии и ее предназначении.Сопоставляется трактовка двух мифологических образов в поэзии немецкихромантиков - Орфея и Диониса.Образ Диониса позволял найти утраченную под воздействием рационализмаПросвещения религиозную основу мира.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5173
Авторов
на СтудИзбе
437
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее