Русский самиздат 1960–1980-х годов - судьба поэзии модернистов и ее традиции. Московские творческие объединения и периодические издания, страница 4
Описание файла
PDF-файл из архива "Русский самиздат 1960–1980-х годов - судьба поэзии модернистов и ее традиции. Московские творческие объединения и периодические издания", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
Окуджава.В ЛИТО при Московском государственном педагогическом институтеиностранных языков, существовавшем с 1953 г., формируется так называемая«группа Черткова», или «Мансарда», в которую входили как «местные»студенты – Станислав Красовицкий, Валентин Хромов, Галина Андреева,Андрей Сергеев, – так и студенты других институтов – Леонид Чертков изБиблиотечного института, Олег Гриценко из Института рыбного хозяйства,Юрий Галансков с исторического факультета МГУ. Стихи многих из нихвпоследствии публикуются в журналах участников чтений у памятникаМаяковскому, часто без ведома авторов.Возросший в конце 1950-х гг. интерес к поэтическому творчеству сталпричиной появления такого «жанра» литературно-общественной жизни, какофициально не запланированные сходки под открытым небом, а самымизвестным местом таких сходок стала нынешняя Триумфальная площадь вМоскве, на которой 29 июля 1958 г.
был открыт памятник ВладимируМаяковскому. На чтениях у памятника читались стихи как забытых ирепрессированных,такисовременныхпоэтов.Участникичтенийподготовили к изданию несколько самиздатских сборников, изначальнопланировавшихся как журналы, – «Бумеранг», «Феникс», «Коктейль», – ижурнал «Сирена», вышедший в двух номерах. В 1961 г. чтения былизапрещены властями, а организаторы и «завсегдатаи» сходок – ВладимирОсипов, Эдуард Кузнецов и Илья Бокштейн – были арестованы.17Среди объединений московского андеграунда можно назвать двегруппы, в состав которых входили не только поэты, но и художники, –лианозовскую, или барачную, школу, зародившуюся еще в 1940-е гг.
ипросуществовавшую до середины 1970-х гг., и группу СМОГ, которойпосвящена большая часть главы II. Дляочерка истории СМОГа былипривлечены воспоминания его организаторов и поэтов-смогистов ВладимираАлейникова и Владимира Батшева, подчас содержащие противоположныеоценки происходивших в то время событий, интервью с Аленой Басиловой,женой Леонида Губанова; некоторые факты из истории СМОГа изложены поличнойперепискеавтораданнойдиссертациисВ. Алейниковым,В. Батшевым, Ю. Кублановским.
Зарождение группы СМОГ практическиединодушно датируется январем 1965 г., однако вопрос о конце СМОГаостается дискуссионным. Отчасти это связано и с тем, что история СМОГараспадается на два периода – условно «поэтический» и «правозащитный»,диссидентский, – и не всем поэтам, начинавшим в СМОГе, была близка этаэволюция. Разнятся и оценки СМОГа как литературного явления: некоторыеего представители, такие как Владимир Алейников и Юрий Кублановский,считают СМОГ исключительно поэтической группой, другие говорят оважнейшей роли СМОГа в истории правозащитного движения (В. Батшев, М.Шур).
Скорей всего, правда находится посередине: с одной стороны, СМОГ«поэтический»выдвинулнесколькояркихимен–Л. Губанова,Ю. Кублановского, В. Алейникова, А.Величанского, барда В. Бережкова; каксмогист начинал свою творческую деятельность известный прозаик СашаСоколов, рассказы в духе СМОГа писал знаменитый лингвист, фонетистМ.В. Панов; с другой стороны, это объединение сыграло и важнейшую роль вистории диссидентского движения, поскольку многие из смогистов принялиучастие в подготовке «Митинга гласности» 5 декабря 1965 г.По итогам главы II делается вывод, что особенную роль в развитиираннего московского периодического самиздата сыграли чтения у памятника18Маяковскому и, впоследствии, собрания смогистов, поскольку именно в этойсреде возникали первые неподцензурные альманахи Москвы.Глава III «Ранние периодические издания московского самиздата(1959-1965) и традиции модернизма» организована хронологически ивключает в себя следующие параграфы: «Журнал «Синтаксис» (1959-1960)»,«Журнал «Бумеранг» (1960)», «Сборник «Коктейль» (1960)», «Журнал«Феникс» (1961)», «Журнал «Сирена» (1962)» и «Журнал «Сфинксы»(1965)», в каждом из которых представлена краткая энциклопедическаясправка по истории журнала17, делаются выводы о критериях отбора лирики вжурнал, дается анализ поэтики участников сборников с целью проверитьгипотезу о преемственности традиций модернизма в самиздатской поэзии.Журнал «Синтаксис» – первый самиздатский журнал Москвы, ставшийшироко известным, – создавался Александром Гинзбургом вне привязанностик определенной литературной группе, и таким образом в отобранных в негостихах можно увидеть некий срез неофициальной литературной жизни конца1950-х–1960-х гг.
Первые два номера журнала дают абрис неофициальнойпоэзии Москвы того времени, третий номер посвящен поэтам-ленинградцам.Отобранныевидеологического«Синтаксис»подтекста,стихотворенияглавнымдляобъединялоучастниковотсутствиежурналабылавозможность творческой свободы. Принципиально новым стало то, что«Синтаксис» издавался открыто: на его обложке были проставлены фамилияи адрес издателя.
Таким образом, издательская деятельность Алика Гинзбургапредвосхитила некоторые ключевые принципы диссидентской активностивторой половины 1960-х–1970-х гг.Одной из самых сильных тенденций в самиздатской поэзии серединыХХ в., объединяющей авторов «Синтаксиса», является обращение к традиции17 Следует остановиться на вопросе о наименовании перечисленных изданий. Очень часто они былизапланированы как периодические: так, на обложках «Бумеранга», «Феникса» и «Сфинксов» указан №1,однако фактически эти журналы являются сборниками, поскольку новые выпуски в силу разных причинне появились. В данной работе мы называем журналами и те издания, которые планировались какпериодические, но фактически являются сборниками.19авангарда,подкрепленноеВ.
Хлебникова.Средиинтересомприверженцеввэтойтомчислетрадицииктворчествуможноленинградских поэтов «круга Михаила Красильникова»назвать(М. Еремина,С. Кулле и В. Уфлянда), представителей «лианозовской школы» Г. Сапгира иИ. Холина, а также поэтов «вне групп» – С. Чудакова, М. Павлову,О. Прокофьева, Н. Котлерева. В противовес неофутуристической традициисуществовала иная, так называемая неоакмеистическая, ее поддерживалипоэты-ленинградцы,сосредоточившиесявокругАнныАхматовой,–«ахматовские сироты» (Д.
Бобышев, И. Бродский, Е. Рейн); также чуждойавангардизму оказывается лирика советских поэтов –Б. Окуджавы,Н. Бялосинской, А. Кушнера и Н. Слепаковой.Журнал «Бумеранг» Владимира Осипова, первое печатное изданиеучастников чтений у памятника Маяковскому, объединил гражданские стихии «чистую» лирику. Несмотря на то, что современники откликались о«Бумеранге» как о журнале исключительно художественном, многие стихи,представленные в нем, сочетают в себе политическую направленность иформальный эксперимент: например, А. Щукин и А.
Шухт в своих стихах нетолько ориентируются на поэтику Маяковского (образность, ритмику), но ивоспринимают его идеологию; в лирике И. Харабарова переплетаютсяесенинская, новокрестьянская, традиция и завуалированный призыв к бунту,у В. Вишнякова – революционный пафос и декадентская образность и т. д.Сборник «Коктейль» был задуман и выпущен студентами МИФИВиталием Скуратовским и Григорием Якобсоном, также участниками чтенийу памятника Маяковскому, но, в отличие от В. Осипова, не интересовавшихсяполитикой. Сборник был составлен исключительно из поэтических текстов,написанных авторами-составителями, но напечатанных под различнымипсевдонимами.«Коктейль»сталпервымсамиздатскимсборником-мистификацией, возродившим опыт В. Брюсова, составившего, как известно,несколькосборников«Русскиесимволисты»,20выступаявнихподпсевдонимами. Скуратовскому и Якобсону удалось сымитировать стилиразличныхпоэтическихнаправлений:символизма,импрессионизма,неоромантизма в гумилевском изводе, футуризма; в альманахе представленыи образцы гражданской лирики.Журнал «Феникс» Юрия Галанскова продолжил традицию «Бумеранга»(собственно, частично в него вошли стихи, отобранные Осиповым длявторого номера его журнала).
Лирика Ю. Галанскова, А. Головатенко,А. Шухта носит ярко выраженный антисоветский характер. Но этохарактерно не для всей лирики, опубликованной в «Фениксе». Видимо,Галансков отбирал для журнала тексты, которые не могли быть опубликованывофициальнойпечатииподругимпричинам,напримерстихи,продолжавшие традиции модернизма. В некоторых случаях можно говорить окультурном диалоге с предшествующей эпохой (например, А.
Орлов–Н. Гумилев). В стихах поэтов «Феникса» (В. Хромова, С. Красовицкого и др.)сочетаются эксперименты с языком и рифмой и образотворчество. На них вравной мере оказала влияние лирика В. Маяковского, В. Хлебникова иС. Есенина. Можно говорить о наследовании сразу двум авангардистскимтрадициям, имажинизму и футуризму, без четкого их разграничения, какбыло принято в современной этим направлениям литературной критике18.Журнал «Сирена», составленный поэтом Михаилом Капланом, –четвертый и последний журнал чтений у памятника Маяковскому,заключительныйаккорд«Маяковки».Если«Бумеранг»и«Феникс»создавались все-таки политиками и в них большую роль играла идеология, то«Сирена» представляет собой именно художественный журнал, о политике внем нет практически ни строчки, что, возможно, определило его судьбу – этоединственный журнал «Маяковки», существование которого не закончилосьна первом выпуске.
Попытки творить в русле различных модернистских18 Впрочем, эта параллель скорей случайна – вероятней сочетание словотворчества и метафоричности влирике «молодых» поэтов самиздата связана с их ориентацией на поэтику вышедших за рамкифутуризма поэтов – В. Хлебникова и В. Маяковского.21течений, эпиграфы и отсылки к стихам поэтов Серебряного века – все этохарактерно для творческих исканий московских и ленинградских поэтов,публиковавшихся на страницах журнала «Сирена».Можно говорить о том, что в начале 1960-х гг.
внимание читающеймолодежи ненадолго стало обращено к «просто стихам» без идеологическойподоплеки, о чем свидетельствует и следующий опыт самиздатского журнала– «Сфинксов», изданных группой СМОГ. В «Сфинксы» отбиралисьпреимущественно авангардистские стихи поэтов-смогистов и бывшихучастников чтений у памятника Маяковскому; хотя ряд стихотворенийантисоветского содержания все-таки присутствует и здесь, но политическаянаправленность стихов уже явно не находится среди основных критериевотбора лирики в журнал.Тематически эволюцию московских самиздатских журналов в первойполовине1960-хгг.можноохарактеризоватькакдвижениеотобщечеловеческих и гражданственных мотивов (поэма Ю.