Произведения Л.Н. Толстого и Н.А. Некрасова для детей в контексте педагогических полемик 1860-1870-х гг., страница 3
Описание файла
PDF-файл из архива "Произведения Л.Н. Толстого и Н.А. Некрасова для детей в контексте педагогических полемик 1860-1870-х гг.", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 3 страницы из PDF
Толль рассуждал о возможности разлада между «наглядноузнанным» ребенком в ходе практической жизни и «читаемым» в том или иномтексте (Учитель, 1861. № 19). Подобные мысли высказывал и Н.И.Пирогов16.В разделе показано, что в «Новой Азбуке» и «Русских книгах для чтения»Толстого можно обнаружить множество слуховых и зрительных образов,рассчитанных на усиление наглядности информации, заметны тенденция ксозданию объемных словесных «картин», широкое использование цветописи.Н.А. Некрасов прекрасно понимал, что «картинки» оказывают на ребенкасильное эмоциональное воздействие: «А как увидела в книжках картинки, / Такна глазах навернулись слезинки…» («Дядюшка Яков»)17.
Однако, детализируяпейзаж в стихотворениях для детей, поэт не всегда использует цветопись дляпрорисовки «картинки». Начало стихотворения «Железная дорога» - чуть ли неединственный пример текста, в достаточной мере насыщенного красками. Темне менее, у Некрасова есть средство, которое позволяет ему, без обозначенияцвета, сделать описание ярким и понятным детской аудитории. Этосравнительные обороты. Про соловьев крестьянка, к примеру, говорит: «Тамих, что в кузове груздей» (3, 110), про песни соловьев – «Звончей и слащехоровода» (3, 110). Капли дождя в стихотворении «Дедушка Мазай и зайцы»рассказчик сравнивает с такими знакомыми детям реалиями, как прутья (3,105).Во второй главе речь идет о содержательных, психологическихпризнаках литературы для детей второй половины XIX века.В первом разделе главы рассмотрена проблема дистанции «авторчитатель».
Эта проблема не раз обсуждалась в педагогической литературе ипублицистике. Например, в 9-м номере «Современника» 1861 года появилась 16 Пирогов Н.И. Вопросы жизни. Спб., 1887. С. 116-117.17 Некрасов Н.А. Полное собрание сочинений и писем: В 15 томах. Л.-Спб.,1981-2000. Т.3.
С. 98. В дальнейшем ссылки на это издание приводятся втексте с указанием номера тома и страницы. 12статья М.А. Антоновича, в которой он подчеркивал, что дети терпеть не могуткниг, в которых заметна хоть малейшая претензия на подделку под детский тон.Он привел в пример рассказы К.Д. Ушинского «Два козлика», «Одуванчик»,рассказ о беседе ручейка и мальчика. Критик назвал их «побасенками»,«лепетом»18.В произведениях Толстого, работа над которыми велась и до, и посленаписания «Азбуки», обнаруживается немало примеров, доказывающих, чтописатель осознает стремление детей «казаться взрослыми». Так, в «Войне имире» Анна Михайловна обращается к маленькой Наташе Ростовой испрашивает, дочкой ли ей приходится кукла.
Наташе, замечает автор, «непонравился тон снисхождения до детского разговора, с которым гостьяобратилась к ней»19. Как и М.А. Антонович, Л.Н. Толстой высмеивал такназываемый «приятный стиль», в частности «Детского мира» К.Д. Ушинского.Автора «Азбуки» раздражали «сладкие эпитеты» и формы с уменьшительнымисуффиксами, такие как жучок, паучок, зайчик, котик и др.
(8, 281).В «Новой Азбуке» и «Русских книгах для чтения» Л.Н. Толстойпоследовательно избегал таких форм. Избегал он и прямых обращений к детям,о которых также упоминал М.А. Антонович: «милые дети», «дорогие дети»,даже просто «дети».Некрасов, по всей очевидности, так же, как и Толстой, полагал, чторебенок скорее стремится «общаться со взрослым на равных». Показателен вэтом плане отрывок из поэмы «Крестьянские дети»:И шествуя важно, в спокойствии чинном,Лошадку ведет под уздцы мужичок… (2, 120)Тем не менее, Некрасов не отказывается в своих стихотворениях,адресованныхнепосредственнодетям,отоборотов,подчеркивающихвозрастную дистанцию между рассказчиком и слушателем: 18 Современник, 1861. № 9. С.
172-173. 19 Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений: В 90 томах. Юбилейное издание(1828-1928). М.,Л., 1928-1964. Т.9. С. 48. В дальнейшем ссылки на этоиздание приводятся в тексте с указанием номера тома и страницы курсивом. 13Ни озера, дети,Забыть не могу… (3, 113)Или:Дети, я вам расскажу про Мазая.Каждое лето домой приезжая… (3, 105)В третьем разделе второй главы речь идет о познавательном аспектедетских произведений второй половины XIX века.В конце 1850-х годов Н.А.
Добролюбов в статье «О значении авторитетав воспитании» вступил в открытую полемику с Н.И. Пироговым, по мнениюкоторого, младшее поколение в процессе накопления знаний должнонаходиться под непосредственным влиянием старшего20. Н.А.
Добролюбовсчитал, что нельзя к этому вопросу подходить слишком категорично, ребенканеобходимо учить «самостоятельности в суждениях»21.П.Д. Юркевич в 1869 году в книге «Курс общей педагогики, сприложениями» пишет, в свою очередь, о необходимости воспитания детейстрого в христианском духе22.
Подобный взгляд на педагогику вызвал резкуюкритику П.Н. Ткачева, который, в отличие от Юркевича и подобноДобролюбову, задачу педагогики видел именно в образовании, а не ввоспитании23. На позициях, близких Н.А. Добролюбову и П.Н. Ткачеву, стоит иТолстой. Известно, что в начале 1860-х годов он совершил путешествие «пошколам Европы». В это время Толстой записал в своем дневнике: «Был вшколе. Ужасно. Молитва за короля, побои, все наизусть, испуганные,изуродованные дети» (48, 26). В теоретических статьях, посвященныхвоспитанию, писатель неоднократно подчеркивает, что дети по натурелюбознательны, они ищут знания, удовлетворяющие их интерес (8, 14).Высказывались педагоги и теоретики второй половины XIX века и обесполезности, примитивизме сведений, содержащихся в детских книжках.
Так, 20 Добролюбов Н.А. Собрание сочинений: В 9 томах. М.-Л., 1961-1965. Т. 1.С. 499.21Там же. С. 505.22Юркевич П. Курс общей педагогики, с приложениями. М., 1869. С. 4—5.23Ткачев П.Н. Кладези мудрости российских философов. М., 1990. С. 32.14Ф.Г. Толль отмечал: «Книги, не заключающие в себе никаких сведений,которые бы стоило удержать в памяти, напрасно засоряют, если можно таквыразиться, эту способность»24.
Л.Н. Толстой, в свою очередь, в обращении «Кучителю» в первом издании «Азбуки» особо подчеркивал: «Как можно меньшесообщайте ему <ребенку – Ю.С.> общих выводов, определений» (22, 193).Л.Н. Толстой, действительно, не стремился к тому, чтобы литература веларебенка к научным обобщениям или давала ничего не значащие сведения. Егоцелью были практические выгоды. На развитие смекалки, приобретениепрактического опыта и навыков направлены абсолютно все рассказы, сказки,басни и были из «Азбуки» и «Русских книг для чтения».Процесс познания мог быть ориентирован писателем на живой опыткрестьянского быта, как, например, в басне «Дойная корова». СообщаетТолстой и различные географические сведения, как в сказках «Судома», «Шати Дон». При этом географическая информация также приобретает характерморального наставления.
Многие исследователи творчества Л.Н. Толстого длядетей называют писателя чуть ли не родоначальником зоологическойбеллетристики25.Некрасов, как и Толстой, показывает детей проявляющими любопытствои интерес к знаниям. Так в поэме «Дедушка» маленький Саша задает взрослымс десяток вопросов. С настойчивым любопытством в поэме «Крестьянскиедети» ребята пытаются выяснить, что за «гусь» ночует в сарае (2, 117).Взрослый герой в детском цикле сообщает детям немало интересных для нихсведений, в частности о животных.
Сведения эти не примитивны и не излишни,они направлены на практическую пользу. Однако не сложно заметить, чтоНекрасов не свободен от идеи «авторитета» в воспитании. В том жестихотворении «Соловьи» или «Дедушка Мазай и зайцы» взрослые героиделают наставление относительно того, как нужно относиться к природе. 24 Толль Ф.Г.
Наша детская литература. Опыт библиографии современнойотечественной детской литературы. СПб., 1862. С. 18.25 См.: Бабушкина А.П. История русской детской литературы. М., 1948;Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. М., 2002.15В третьем разделе главы представлены рассуждения о нравоучительномаспекте произведений Л.Н. Толстого и Н.А. Некрасова.Речь идет о том, что в 1850-х годах сюжеты большей части книг,предназначенных для детского чтения, строились по простой схеме: хорошийребенок делает добрый поступок и тут же неизменно награждается, злой жесоответственнонесетнаказание.Вначале1860-хгодовпередовыепедагогические круги критиковали «Детский мир» К.Д.