Образ и его языковое воплощение (на материале английской и американской поэзии)
Описание файла
PDF-файл из архива "Образ и его языковое воплощение (на материале английской и американской поэзии)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
На правах рукописиШАХБАЗ Самир Абдель СалямОБРАЗ И ЕГО ЯЗЫКОВОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ(на материале английской и американской поэзии)Специальность 10.02.04 – германские языкиАВТОРЕФЕРАТдиссертации на соисканиеученой степени кандидата филологических наукМосква – 2010Работа выполнена на кафедре английского языкознания филологическогофакультетаФГОУВПО«Московскийгосударственныйуниверситетимени М. В. Ломоносова».НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:доктор филологических наук, профессор кафедрыанглийского языкознания филологического факультетаФГОУВПО«Московскийгосударственныйуниверситет имени М. В.
Ломоносова»Велта Яновна ЗадорноваОФИЦИАЛЬНЫЕ ОППОНЕНТЫ: доктор филологических наук, профессор, заведующаякафедрой теории преподавания иностранных языков,деканфакультетаиностранныхязыковирегионоведенияФГОУВПО«МосковскийгосударственныйуниверситетимениМ. В. Ломоносова»Светлана Григорьевна Тер-Минасовакандидат филологических наук, профессор, деканфакультетаиностранныхязыковГОУВПО«Московский городской психолого-педагогическийуниверситет»Татьяна Ивановна ТуранскаяВЕДУЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ:ГОУ ВПО «Российский университет дружбы народов»Защита состоится «8» апреля 2010 г. на заседании диссертационного совета Д 501.001.80при ФГОУ ВПО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова» поадресу: 119991, ГСП-1, Москва, Ленинские горы, МГУ им.
М. В. Ломоносова, 1-ыйучебный корпус гуманитарных факультетов, филологический факультет.С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке 1-го учебного корпуса ФГОУ ВПО«Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова».Автореферат разослан «Учёный секретарьдиссертационного советапрофессор»2010 г.Т. А. КомоваТермин «образ» служит для обозначения широкого спектра понятий и частоиспользуется как в повседневной жизни, так и в самых разных областях науки.
Онприменяется как к языку, так и к речи, используется как в применении кнехудожественным, так и к художественным текстам. И даже в отношении последних нетединодушия в употреблении этого термина. Так, например, в работах западныхисследователей под словом «image» понимается и «картина, созданная словами»1, и«всякое выражение, придающие речи красочность или наглядность», и просто «метафораили фигура речи».2 Осознавая неоднозначность и расплывчивость этого термина,некоторые западные учёные предлагают вообще отказаться от его использования3.Сложность возникает и из-за того, что то, что вкладывается в русском языке в понятие«образ», в английском языке соответствует целому ряду понятий, таких как: “image”,“icon”, “figure”, “symbol”.
В отечественном литературоведении образ также определяетсяпо-разному, например, как «форма отражения действительности искусством, конкретная ивместе с тем обобщённая картина человеческой жизни, преображаемой в светеэстетического идеала художника, созданная при помощи творческой фантазии»4 или«присущий только искусству способ освоения и преобразования действительности, <…>любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении».5 В русскойлитературоведческой традиции «образ» относится и к литературным персонажам, чтосоздаёт дополнительные трудности. Образы персонажей заслуживают отдельноговнимания и требуют отдельного исследования.
Данная диссертация посвящена образу какодному из выразительных средств поэтической речи.Актуальность данной диссертации определяется тем, что, несмотря намногочисленныеисследования,посвящённыеобразу,сутьсловесногохудожественного/поэтического образа по-прежнему остаётся недостаточно прояснённой.Бoльшая часть исследований относится к области литературоведения, где данный терминобозначает ещё и «образ литературного персонажа», и искусствоведения, котороетрактует образ очень широко, с позиций разных видов искусства. Однако практически несуществует работ, в которых образ был бы рассмотрен с точки зрения лингвопоэтики игде определялась бы его суть как важнейшего понятия этой области филологии. Даннаяработа в какой-то мере восполняет этот пробел.Новизна работы состоит в том, что поэтический образ, которому даётсяопределение с позиций лингвопоэтики, рассматривается как связующее звено междулингвостилистическим уровнем поэтического текста и его художественным содержанием.Образ изучается с разных сторон: с точки зрения его языкового воплощения (принимая вовнимание три уровня: лексико-синтаксический, звуковой и ритмический), его предметнойосновы, а также как элемент композиционной структуры текста и как часть поэтической1C.
D. Lewis. The Poetic Image. – Lnd., 1947. – P. 18.C. F. E. Spurgeon. Shakespeare’s Imagery and What They Tell Us. – Cambridge, 1935. – P. 5.3P. N. Furbank. Reflections on the Word “Image”. – N. Y., 1970.4Словарь литературоведческих терминов. Сост. Л.И.
Тимофеев, С.В. Тураев. М., 1974. – C. 241.5Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987. – C. 252.32традиции. Кроме того, выявлены основные механизмы создания образов, характерные дляанглийской лирической поэзии.Теоретическая значимость диссертации обусловлена определённым вкладом вразвитие лингвопоэтики, в разработку её понятий и категорий. Сделана попыткапроникнуть в суть одного из центральных понятий лингвопоэтики, дать его определение ивыяснить его связь с поэтическим языком, поэтическим текстом и филологическойтрадицией, а также выявить механизмы создания образов в лирической поэзии. Показанатакже разница между образом и тропом или фигурой речи, помогающая яснее ощутитьграницу между лингвостилистикой и лингвопоэтикой.Практическая значимость заключается в том, что в работе предлагается методикаанализа поэтического текста с точки зрения его образного языка.
Она может бытьиспользована на семинарах по чтению поэзии, и шире – интерпретации художественноготекста, чтобы, с одной стороны, обеспечить восприятие этих текстов на более высокихуровнях, а с другой – показать, что образ может не только служить организующимэлементом поэтического текста, но и обеспечивать преемственность в поэтическомпроцессе.Из сказанного следует, что основной целью диссертации является выяснение сутиобраза как одного из центральных понятий лингвопоэтики.С этой целью связаны конкретные задачи:1) дать определение поэтического образа;2) выяснить, при помощи каких языковых средств создаётся поэтический образ;3) исследовать основные тропы и фигуры речи в плане их способности создаватьпоэтические образы;4) выявить механизмы создания поэтических образов, исследовав образы с одинаковойпредметной основой;5) рассмотреть образы с точки зрения их места в поэтической традиции, выбрав для этойцели наиболее часто повторяющиеся модели, или «инварианты»;6) показать влияние поэтического образа на композиционную организациюстихотворения.Материалом для данного диссертационного исследования послужила английскаяи американская поэзия лирического и лиро-эпического характера XVI – XX вв.
Былиразобраны свыше 800 произведений таких поэтов, как: У. Шекспир, У. Вордсворт, Дж. Г.Байрон, П. Б. Шелли, Дж. Китс, Р. Браунинг, А. Теннисон, Д. Г. Россетти, КристинаРоссетти, Р. У. Эмерсон, Эмили Дикинсон, Г. Лонгфелло, У. Уитмен, Р. Фрост и др.Особое внимание уделено стихотворениям поэтов XIX века, в которых наиболее яркоотражены все аспекты изучаемого предмета.
Лирическая поэзия стала объектом изученияне случайно. Представляется, что в поэтических произведениях небольшого объёма все4особенности словесных образов выступают наиболее отчётливо, поскольку по сравнениюс прозой поэзия обладает повышенной ёмкостью всех составляющих её элементов6.На защиту выносятся следующие положения:1. Проведённое исследование подтверждает тезис о том, что образ – одно из центральныхпонятий лингвопоэтики, без которого лингвопоэтический анализ был бы неполным. Образявляется связующим звеном между лингвостилистическим уровнем и художественнымсодержанием произведения, показывая, каким способом это художественное содержаниевыражается.
Обусловленность глобальным содержанием произведения являетсясущественным фактором в понимании сути образа и отличает его от простого тропа илифигуры речи.2. Образ в произведении лирической поэзии может создаваться средствами различныхязыковых уровней: лексико-синтаксическими, звуковыми и ритмическими. Говоря олексико-синтаксических средствах, необходимо учитывать, что в основе образа могутлежать как стилистически маркированные (тропы и фигуры речи), так и немаркированныелексические единицы (например, символическое использование слов, неметафорическиеаналогии, описание).3. Образы, создаваемые фонетическими и ритмическими средствами, могут выполнятьдве основные функции в тексте: 1) звукоподражательную (фонетический уровень) илиживописную (ритмический уровень); 2) собственно эстетическую, когда звуковая иритмическая организация служат более сложным эстетическим задачам и способствуютвыражению глобального художественного содержания.4.