Диссертация (Лингвистический анализ русских переводов трактата «Лунь Юй»), страница 6

PDF-файл Диссертация (Лингвистический анализ русских переводов трактата «Лунь Юй»), страница 6 Филология (31442): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Лингвистический анализ русских переводов трактата «Лунь Юй») - PDF, страница 6 (31442) - СтудИзба2019-03-13СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Лингвистический анализ русских переводов трактата «Лунь Юй»". PDF-файл из архива "Лингвистический анализ русских переводов трактата «Лунь Юй» ", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 6 страницы из PDF

Отрицательные чертыконфуцианства Шелгунов видел в следующем: «зло заключалось в том, чтоявляясь как бы отцом и опекуном народа и проявляя свою заботу, он непозволял даже сеять и убирать урожай не иначе как по законам и предписаниямвышестоящих правителей.

При этом принципы конфуцианства являютсяприемлемыми, но они плохо выполняются в приложении к реальной жизнинарода и государства. Нравоучения Конфуция, которые считаются в Китае34вечными, постонно живущими в умах людей, оказывается, могут принестибольшие несчатья Китаю, так как реальную жизнь заменяют пышнымиформами, внешнем блеском, обрядами, церемониями, которые приводят кдеспотзму [Там же: 140]. Именно в исполнении ритуала, «церемоний»(например, система экзаменов чиновников) видел Шелгунов причины застоякитайскойцивилизации,недававшиеейвозможностиразвиваться,принуждавшие к однообразию жизненного уклада в течении тысячелетий.Шелгунов выражал надежду, что для Китая рано или поздно наступит время,«когдапоклонениеКонфуцию,этомупророкузастоя,неподвижности,угнетения всякой личной свободы и проявления личного человеческого духа,сменится поклонением другому богу, которого китайцы до сих пор непризнавали, хотя у них и являлись его предтечи» [Там же: 142].

Под«поклонением другому богу» Шелгунов, как и многие другие российскиемыслители того времени, понимал принятие христианства, которое сменивконфуцианство поможет прогрессу китайской цивилизации.Как мы видим, у трех российских мыслителей (А.С.Хомякова, Т.Н.Грановского и Н.В.Шелгунова), занимавших в целом две противоположныеобщественно-политические и мировоззренческие позиции, обнаруживаются нетолько расхождения в трактовке конфуцианства, но и близость позиций, вчастности мнения, что конфуцианство было тормозом на пути развития Китая.Разумеется,всилузначительныхкультурныхиязыковыхразличийинтерпретация конфуцианства в России того времени была ограниченной.

Невполнепонятенбылсамспособ35выраженияфилософскихидейвконфуцианских текстах. Вызывала недоумение стабильность, незыблемостьконфуцианской философии как тысячелетней опоры китайского общества. Так,А.А. Козлов в своей историко-философской работе выражал точку зрения, что«философия Конфуция отличалась простотой изложения и не замысловатойметафизикой», что и способствовало ее многолетней стабильности [Козлов1887: 31]. Козлов полагал, что «Конфуций пользовался самым большимавторитетом у своего народа из-за того, что верховные правители видели в немглавную опору для себя и поэтому поддерживали его [Там же: 32].

Изкритического анализа китайской философии и конфуцианства в частности уКозлова хорошо видно, что он подходит к конфуцианству с западными,европейскими мерками, ожидая от него того же, что и от европейскойфилософии. Там, где он этого не находит, появляются упреки конфуцианства вбедности теории познания и метафизике: «Мы не встречаем никакой попытки кобозрению и анализу фактов и процессов познания, и к постановке вопроса обистине и ее критериях. Познание подразумевается не только как существующее,но и как очень простое дело, с точки зрения наивного реализма: бесчисленныевещи просто познаются в том виде, в каком и существуют.

Правда, по законуидеи сущности, они уже сведены к двум единствам, но это сделано еще напочве религиозного сознания. Метафизика конфуцианства не представляетникакойоригинальнойконцепцииивоспользоваласьужеготовымобобщением» [Козлов 1887: 127].Большое влияние конфуцианская философия оказала на Л.Н.Толстого. Вконце X㄰X века Л.Н. Толстой обратился к философии Востока, чтобы36попытаться выяснить вопросы о смысле жизни и о сущности человека. Приэтом он испытывал трудности из-за незнания языка и незначительногоколичества переводов. Толстой познакомился с конфуцианством летом 1882года, получив из Петербурга от старого друга H.H.

Страхова книги о Конфуции.го в основном интересовала философия Лао Цзы и Конфуция, которую онобнаруживает в «Лунь юй», а также в других источниках: «Чуньцю» («Книгавесны и осени») «Шуцзин» («Книга историй») и др.Стремление к гармонии, золотой середине, по Конфуцию – естьпроявление вышего ума, умеренности и адаптации человека к окружающемумиру и времени, в котором он живет – эта идея занимала Толстого. Толстой далсвое толкование этому учению,рассматривая принцип Жэнь (гуманность,человечность, человеколюбие, милосердие) как особую моральную норму.Человеколюбие-необходимыйпринципдляповседневныхпоступковблагородного человека.

Как говорится в «Лунь юй»: «Прекрасно там, гдечеловечность. Как может умный человек, имея выбор, в ее краях непоселиться?... Лишенный человечности не может долго оставаться в бедности,не может постоянно пребывать в благополучии. Кто человечен, для тогочеловечность - наслаждение, а мудрому она приносит пользу» [Семененко 1995:68].Принимая идеи конфуцианства и интерпретируя их, Толстой,констатировал, что моральное совершенство человека бесконечно. При этом онне обращал внимания, что понятия Жэнь и Ли (ритуал) связаны и неотделимыдруг от друга.

Конфуций считал того человека гуманным, кто проявляетпочтительность к высшим и старшим, кто знает благодарность. Почтительность37и благодарность - высшие добродетели [Шифман 1978:124].Интерес Л.Н. Толстого способствовал распространению учения Конфуцияв России. При участии Л.Н. Толстого и под его редакцией вышли популярныесочинения П.А. Буланже о Конфуции.К тому же периоду рецепции конфуцианства в России относится работавостоковеда С.М. Георгиевского«Принципы жизни Китая»[Георгиевский2011].

В этой работе даются основы духовных и культурных принципах жизнинарода и анализ философии Конфуция, при этом подчеркивается что важен неКонфуций, а кофуцианствокак идеология, которая была установлена им и егоучениками. Также Георгиевский считал, что Конфуций и его ученикисознательно пользовались древнейшими формами для выражения и пропогандысвеого учения, которое было основано в эпоху Чжоу: «Конфуций понимал, чтомасса враждебна всякого рода новаторству, что она поклоняется авторитетам илюбитвсеосвященноевременем.ВвидуэтогоКонфуцийнаходилнеобходимым вливать свое учение в старые формы и доказывать, что всевнешнеобрядовое древние правители и мудрые люди понимали в смысле новой(т.е. конфуцианской) доктрины» [Георгиевский 2011: 253].По мнению Георгиевксого, которое основывается на иследовании «Луньюй», основным принципом жизнедеятельности в Китае является культ предков,сыновнее благочестие, лежащее в фундаменте культурно-социального развития.Однако этот принцип разрушается с появлением различных религий ифилософских учений.

Георгиевский подчеркивал, что в учении Конфуцияговоритсяотом,чточеловекстремится38кдобру,ккультурномусовершенствованию и почитением старших. Почитание родителей, предков,выражение любви к ближнему и чувство долга – это основа для достиженияличного благоденствия, что является, по Георгиевскому, залогом устойчивостиКитая и его противостояния Западу.В XX вв. Россия ивропа переживали несколько периодов интереса кконфуцианству. В настоящее время западные философы и китаеведы активнообсуждают значение философии Конфуция в современном мире и еевзаимодействиесзападнойфилософиейвобщемконтексепоисковсоотношения между традицонными ценностями Востока и модернизациейЗапада. Разумеется,изучение такой оригинальной и автохтоннойфилософии,как конфуцианство, не может быть беспроблемным.Подчеркивая сложностьЗападе,восприятия и усвоения конфуцианства на.В.

Середкина отмечает: «Так, академик В.М. Алексеев видел в немедва ли не самый главный пласт европейского непонимания, т. е. экзотики, подкоторой понимал «неусваиваемый элемент чужой культуры». Таким образом,чтобыобеспечитькачественноеиплодотворноевзаимодействиезападноевропейской философии с китайской философской мыслью и ширекультурой, необходимо тщательно изучить конфуцианскую систему отдревности до наших дней и вычленить из нее не только «партикулярное»(особенное), но и«универсальное»(всеобщее).

Трудностьвосприятияконфуцианства западной культурой в силу его «абсолютной автохтонности»предельно актуализирует проблему диалога ЗападВосток, так как методикавыявления в конфуцианстве универсального начала существенно облегчит39подобнуюзадачуприсопоставлениидругихчужеродныхинтеллектуально-духовных систем» [Середкина 2005].При этом представители Китая предлагают конфуцианство как путь крешению глобализационных проблемна основе конфуцианских ценностей,что отразилось, например, в проекте знаменитого китайского философа ФэнЮланя «Всемирная философия будущего» (1895–1990), в основе котороголежит заимствованная по своей сути из конфуцианства идея «новое ли-сюэ»:«Базовым понятием этого учения китайский философ сделал одно из основныхпонятий конфуцианстваидеальный принцип (Ли), который он понимал какнекую вневременную универсалию культуры, наполняющийся конкретнымсодержанием в зависимости от уровня социально-экономического развития идуха национальной культуры.

Для Фэна национальное представляет собойособенное как в культуре вообще, так и в философии. Идеальный принцип (Ли)структурирован таким образом, что помимо «культуры» и «философии»,пребывающихвневремени,пространстваиактуальныхэтническиххарактеристик, у него есть и общие формы внутри пространственного ивременного мира. В культурной сфере это идеальный принцип «мировогогорода»обществассоциализованнымпроизводством.Логичнопредположить, развивает далее свою мысль Фэн Юлань, что и в философиидолжно быть нечто похожее, некая общая формаЛи, к полному воплощениюкоторой должны стремиться философские традиции Востока и Запада.Результатомтакогосближениявоплощениеидеальногофилософскихпринципали,40традиций,являетсякотороевозникновениеестьновойфилософской системы, названной им «всемирной философией будущего»[Середкина 2004].1.7 Общая характеристика имеющихся переводов «Лунь юй» на русский языкН.С.

Автономова пишет: «Философский язык в отличие от обыденногоязыка, возникающего естественно в процессе бытового общения, сам по себе невозникает: для этого требуется осознанная работа – в частности, перевод,расшифровка, истолкование» [Автономова 1999, 17-18]. Тем более сложнойявляется эта работа, когда она включает не только перевод с философскогоязыка на обыденный, но и перевод в полном смысле этого слова – с одногонационального языка на другой.Первый (до сих пор не изданный) русский перевод трактата «Лунь юй» всоставе «Четверокнижия» был начат в 1813-ом году основоположникомнаучного китаеведения Н.Я. Бичуриным (отцом Иакинфом) (1777–1853)Следующим был перевод В.П.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
428
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее