Диссертация (Лингвистический анализ русских переводов трактата «Лунь Юй»), страница 5

PDF-файл Диссертация (Лингвистический анализ русских переводов трактата «Лунь Юй»), страница 5 Филология (31442): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Лингвистический анализ русских переводов трактата «Лунь Юй») - PDF, страница 5 (31442) - СтудИзба2019-03-13СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Лингвистический анализ русских переводов трактата «Лунь Юй»". PDF-файл из архива "Лингвистический анализ русских переводов трактата «Лунь Юй» ", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 5 страницы из PDF

Это довольно сильный ответ на то, как приверженность единомупринципу может осуществляться в многообразном и свободном мире»[Кандалинцев 2011: 14]. Более того, конфуцианские принципы в современномКитае лежат в основе государственной политики. Их воплощением являетсяконцепция гуманного правления (жэнь чжэн), которая «в широком смыслеобъединила направление развития к обществу малого достатка (сяокан) и легитимизацию рыночных отношений и демократии, но не в качестве абсолютныхценностей, а как часть конфуцианского комплекса, определяемого руководствомс точки зрения интересов народа. В 2005 г. на первое место в заявленияхкитайских лидеров вышли лозунги движения к гармоничному обществу.

Вобновленную концепцию гармоничности входят политическая стабильность,уменьшениеимущественнойполяризациивобществе,поддержаниеэкологического баланса, равномерное развитие регионов» [Там же].Трактат «Лунь юй» – одно из самых известных произведенийконфуцианства. Он является одним из самых переводимых конфуцианскихтекстов во всем мире и в России. В «Лунь юй» в форме диалогов Учителя(Конфуция) с его учениками обсуждаются проблемы из разных областей,включая политику и государственное управление,этику и мораль,образование.«Лунь юй» входит в «Четверокнижие» - созданный Чжу Си, китайскимфилософом и педагогом (1130-1200), свод канонических конфуцианских текстов,включающий, помимо «Лунь юй», еще «Да сюэ» («Великое учение»), «Чжун27юн» («Следование середине») и «Мэн-цзы».КакивсяфилософияКонфуция,«Луньюй»являетсянекосмоцентрическим и не социоцентрическим, а антропоцентрическим и, точнее,родоцентрическим философским произведением: «В центре универсума –человеческий род и отдельный человек как его представитель.

Человек здесьрассматривается не как чисто субъективное, а как объективированное,укорен㰍нноевопредел㰍нномсообществесущество,подчиняющеесяопределенным законам, но это не столько внешние законы природы, сколькоправила существования человека в лоне традиции. Поэтому на первое место вфилософии родоцентризма выходит этика поведения и деятельности, аглавенствующую роль играют общечеловеческие нравственные ценности(гуманизм, любовь, добро, справедливость, долг, честь...). Ось вселенной вродоцентризме проходит через отношения «человек – человек», черезотношения «Я» и «Ты», в н㰍м рассматривается совместное бытие человека сдругим человеком как суверенных целостных субъектов.

Родовая сущностьчеловека в объективном антропоцентризме(родоцентризме) заключена,укоренена в нравственных отношениях человека с другим человеком, которые,по сути, являются отношениями человека к самому себе как к роду» [Макуха2010: 250].Это содержание гармонирует с диалогической формой трактата, котораятакжеорганизованаполисубъектностьпотексталиниии«человекразнообразие–человек»егоипредполагаетмодуснойорганизации.Исследователи конфуцианства подчеркивают, что в нем диалогичность Я28является «неотъемлемым способом бытия личности среди других людей»[Труфанова 2010: 52]. Диалогичность, приводящая «к творческому спору, квыяснению истины через столкновение мнений», и составляет жизнь этогоучения [Григорьева 1992: 104].Основными собеседниками Конфуция в трактате являются его ученики.По разным подсчетам (в некоторых – учениками Конфуция считаются все, ктоимел возможность поговорить с ним, в других применяются более строгиекритерии), их упоминается 25 – 30 человек [Конфуций 2011].Трактат «Лунь юй» имеет следующую структуру, включая 20 глав и 501суждений:Глава 1.

Учиться (16 суждений);Глава 2. Правитель (24 суждения);Глава 3. Восемью рядами (26 суждений);Глава 4. Там, где человечность (26 суждений);Глава 5. Гунье Чан (28 суждений);Глава 6. Вот Юн...(29 суждений);Глава 7. Я продолжаю (38 суждений);Глава 8. Великий первенец (21 суждение);Глава 9. Учитель редко...(31 суждение);Глава 10. В своей деревне (27 суждений);Глава 11. Прежде люди, изучая...(26 суждений);Глава 12.

Янь Юань (24 суждения);Глава 13. Цзылу (30 суждений);29Глава 14. Сянь спросил...(44 суждения);Глава 15. Князь Чудотворный из удела Вэй (42 суждения);Глава 16. Младший (14 суждений);Глава 17. Ян хо (26 суждений);Глава 18. Владетель Вэй (11 суждений);Глава 19. Цзы-чжан (25 суждений);Глава 20. Яо сказал...(3 суждения).1.6. История восприятия Конфуция и его учения в РоссииИстория распространения, интерпретации и влияния конфуцианскойфилософии в России, эволюция отношения к Конфуцию мыслителей России,основные позиции и подходы в оценке конфуцианства мыслителями разныхполитических и мировоззренческих ориентаций уже были предметом изученияроссийских историков и философов [Абрамова 1999; Викулин 2002; Прушенова2007; Ткачева 2009], поэтому мы остановимся на этом вопросе обзорно, отмечаяте факты, которые необходимы для того, чтобы анализируемые нами переводыбыли вписаны в общий контекст рецепции конфуцианства в России.Исконная близость России к китайской цивилизации, более того,олицетворениесамойРоссиейВостокадлязападногомиравсегдастимулировали в русской философской мысли интерес к Азии.

Проблема«самоидентичности» России, русского народа и духовного самоопределениярусского человека перед лицом всемирных процессов и национальных судебстановилась исходным пунктом для размышлений о множественности и30несходствецивилизаций,неизбежноприводилакнеобходимостикультурно-философской интерпретации как Запада, так и Востока.Восток в представлении русских мыслителей всегда был явлениемпротиворечивым.Особенностьюосмысленияроссийскойобщественно-философской мыслью конфуцианства были попытки сопоставитьконфуцианство с другими учениями и религиями Востока, в частностидаосизмом и буддизмом.

Большинство российских философов сходились вомнении, что конфуцианство являлось основной причиной стабильности ижизнестойкостикитайскойцивилизации.Этаособенностькитайскойцивилизации обусловлена в свою очередь неразрывной связью традиционнойфилософской мысли, национального самосознания с этикой и политикой.ИнтерескконфуцианскойфилософиивРоссиидиктовалсяпреимущественно вопросами этики, социально-политических отношений,общественногоустройства,религии.Изначальнопредставителиобщественно-философской мысли России черпали сведения о конфуцианстве изработ востоковедов, в частности на первый период рецепции конфуцианстваповлияли воззрения одного из основоположников российского востоковеденияН.Я. Бичурина.

Описывая религиозную ситуацию в Китае, Бичурин выделял«три народные религии:1. религию ученых (конфуцианство),2. религию даосов3. буддийскую религию» [Бичурин 1842].Истоки «религии ученых», то есть конфуцианства, лежат в поклонении богам и31почитании предков, это считалось главным фундаментом народной религии.Ученые считали, что нравственное учение основывается на естественныхзаконах. Их содержание – это почитание родителей и повиновение родителямпри жизни и боготворение после смерти, а также почтение к всемвышестоящим и особенно к монарху.БичуринкритиковалтрудыпоКитаю,написанныекатолическимимиссионерами, за сообщение недостоверных сведений «о нравственности ирелигиях китайцев» [http://volglib.ru/2012/02/01/], что было важно в первойполовине X㄰X в.

в России, когда появилось большое количество переводныхсочинений о Китае, искажающих факты. Работы Бичурина носили скорееописательный, чем аналитический характер, однако именно посредством их вРоссии стали доступными некоторые китайские источники, и российскийчитательпознакомилсяскитайской философией,втом числеисконфуцианством. П. . Скачков в «Очерках по истории русского китаеведения»[Скачков 1977], отмечая важность работ Бичурина для рецепции Китая в России,называет период1805 – 1860 гг.

в хронологии русского китаеведения«бичуринским» [Cкачков 1977: 89].Как уже отмечалось выше, переводы конфуцианских текстов отличаются посвоему функционированию от ряда других переводов философских текстов нарусский язык, поскольку они востребованы более широким кругом реципиентов– не профессиональными читателями, побуждаемыми интересом к Востоку вцелом и китайской философии в частности. Таким образом, эти тексты имеютболее широкое хождение, чем собственно научный философский текст,32востребованный только специалистами, и активно трактуются, обсуждаются,интерпретируются непрофессионалами, не знающими китайского языка и неимеющимивозможностипознакомитьсясоригиналом.Какотмечаютисследователи, такая ситуация в России имеет длительную историю. Интерес кконфуцианской философии переходит из специальных изданий на страницымассовой печати в соответствии с бурным развитием последней с середины X㄰Xв.Так,влитературныхальманахахисборниках,однихизсамыхраспространенных изданий в России, печатались изречения Конфуция.Разумеется, российская общественно-философская мысль X㄰X - началаXX вв.

рассматривает философию Конфуция в общем русле волнующих еепроблем и через призму тех идеологических разногласий, которые в нейсуществовали. Различие во взглядах философов, писателей и мыслителей навопросы общественного устройства не могло не привести к возникновениюработ, дававших разные оценки конфуцианству. Не обошлось без этого и вдискуссии западников и славянофилов, в которой обнаружились как различия,так и сходства в трактовке конфуцианства. Например, славянофил A.C.

Хомяковв своей работе «Семирамида», изданной в 1860 г., уделяет конфуцианствузначительное внимание, особо выделяя его среди трех «жизненных началКитайской державы: конфуцианства, буддизма и даосизма». В целом поотношению к китайской философии Хомяков разделял принятое представлениео крайней статичности китайской духовной культуры.Оппонент A.C.Хомякова, русский историк-западник Т.Н. Грановский смысл учения Конфуциярассматривал как нравственную опору народа «большое семейство», которая33основанна на «преданиях старины». Смысл конфуциаства и даосизма поГрановскому состоит в том, что существует божество и загробная жизнь, аучения J㄰ao-цзы - в признании «вечного разума - Тао» источником всякогобытия [Грановский 1961]. Грановский относится к конфуцианству скептически,скептически, отказывая ему в роли опоры нравственности народа.Другой западник - демократический публицист Н.В.

Шелгунова, так жесопоставляя Конфуция с Лао-цзы, видел между ними другое различие:Конфуций, по мнению Шелгунова, не был умозрительным философом, а былчеловеком практическим. Конфуций «по своей практичности» устранил издревних учений, на которые он опирался, «все, имеющее мистический ирелигиозный характер, изучал жизнь, природу и практику мудрости идобродетели, нисколько не разрывая с преданиями и национальностью своегонарода» [Шелгунов 1895: 135]. Учение Конфуция предполагало, что счастье иудовлетворение жизнью опираются на нерушимые связи традиций и старины,при этом должна соблюдаться золотая середина во всем.В целом Конфуций видится Шелгунову консерватором, стоящим засохранение существующих порядков и традиций.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
428
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее