Диссертация (Библейский текст в творчестве Н. В. Гоголя), страница 2
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Библейский текст в творчестве Н. В. Гоголя". PDF-файл из архива "Библейский текст в творчестве Н. В. Гоголя", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
Ученые, уехавшие в эмиграцию, первыми обратились к вопросувлияния Священного Писания на творчество писателя: К.В. Мочульский отметилэсхатологическуюнаправленностьегопроизведений[Мочульский1934],Д.И. Чижевский исследовал библейские мотивы в «Шинели» [Чижевский 1938],Н. Ульянов проанализировал библейский контекст повести «Нос» [Ульянов 1959],протопресвитер В.В. Зеньковский развил мысль об «обольщении богатством»Чичикова [Зеньковский 1961].
В советском литературоведении религиозные взглядыписателя практически не изучались, и появление трудов ученых-эмигрантовпривлекло внимание отечественных гоголеведов к данной теме.В последние годы у исследователей появился интерес к вопросу о роли Библиив жизни и творчестве русских писателей. В частности, были изданы монографии«Евангелие Достоевского» [Евангелие Достоевского 2010] и «Новый Завет Господанашего Иисуса Христа. Перевод В.А. Жуковского» [Новый Завет... 2008], в которыхприведены пометы писателей на Библии, проведен их анализ, рассмотрена историяобращения Ф.М.
Достоевского и В.А. Жуковского к Священному Писанию,рассмотрено его влияние на их творчество, изучен сделанный В.А. Жуковскимперевод Нового Завета.Среди первых отечественных работ, посвященных библейскому тексту впроизведениях Гоголя, следует отметить монографию [Смирнова 1987], в которойанализируются новозаветные темы живой и мертвой души в поэме «Мертвые души»,земных сокровищ, ветхозаветные образы Вавилона и вавилонского смешения языков,Валтасарова пира.Развитию нового – религиозно-этического – направления в изучениитворчества писателя способствовал выход монографии С.А.
Гончарова, освещающейбиблейскую проблематику в творчестве Гоголя в целом [Гончаров 1997], и книги7М.М. Дунаева «Православие и русская литература» [Дунаев 1995], где в главе«Гоголь» исследователь разбирает многие произведения сквозь призму СвященногоПисания.Библейские мотивы в повести «Шинель», намеченные Д.И. Чижевским[Чижевский 2004], были подробно раскрыты современными учеными. П.Е. Бухаркинв статье «Об одной евангельской параллели к «Шинели» Н.В. Гоголя (к проблемевнетекстовых факторов смыслообразования в повествовательной прозе)» [Бухаркин1996] обратил внимание на созвучие между сюжетом гоголевской повести и 19–21стихами 6 главы Евангелия от Матфея.
Хотя в гоголевском произведении нет прямыхотсылок к этому отрывку Нового Завета, но нельзя отрицать их явную смысловуювзаимосвязь.Евангельские«детские»реминисценциибылирассмотреныВ.Ш. Кривоносом: Акакий Акакиевич предстал как герой-«ребенок», воплотивший всебе евангельские черты «младенческого незлобия», чистоту сердца и простоту,которые соответствуют новозаветным словам «будьте как дети» [Кривонос 1996,Кривонос 1999]. О новозаветном отношении к ближнему как к брату писалИ.А.
Виноградов в статье «“Я брат твой” О повести Н.В. Гоголя “Шинель”»[Виноградов 2001], а тему искушения рассмотрел А.Б. Пивоваров в статье «Мотив«приобретения одежды» в христианской традиции повести Н.В. Гоголя “Шинель”»[Пивоваров 2006].Исследование В. Томачинского «К вопросу о своеобразии стиля «Выбранныхмест из переписки с друзьями» Н.В. Гоголя» [Томачинский 1999] обогатилолитературоведение наблюдениями о влиянии Библии на гоголевскую книгу не тольков плане содержания, но и на его язык, лексику, синтаксис – буквально все пронизанобиблейским духом.Анализ цитат из Евангелия и Ветхого Завета, а также реминисценций иобразов, заимствованных писателем из Священного Писания, был сделан в работахП.В. Михеда («Евангелизмы в «Выбранных местах из переписки с друзьями»8Н.В.
Гоголя и их функциональная семантика» [Михед 1997]) и И.А. Айзиковой(«Библейский текст в «Выбранных местах из переписки с друзьями» Н.В. Гоголя»[Айзикова 2007]).Е.И. Анненкова в статье «Фольклорный, библейский и литературный аспектымотива нищенства в «Выбранных местах из переписки с друзьями» Н.В. Гоголя»[Анненкова 2003] исследует вопрос о соотнесенности гоголевских представлений обедных и отношении к ним с тем, что заповедано в Библии.К библейскому тексту в повести «Страшная месть» обращались Ю.
Барабаш(««Страшная месть» в двух измерениях. Миф и (или) история» [Барабаш 2000];«Сладкий ужас мщенья, или Зло во имя добра? (месть как религиозно-этическаяпроблема у Гоголя и Шевченко)» [Барабаш 2001]) и Т.П. Целехович (««Я воюю сними и изгоню их…»: мифологема одержимого бесом в «Страшной мести»Н.В. Гоголя» [Целехович 2004]). Авторами была изучена тема отмщения и ее ветхо- иновозаветные параллели, мотивы бесноватого, личной свободы и зависимости отгрехов и т.
д.Ф. Бельтраме в статье «К вопросу о парадоксальности богоискания в повести«Нос»» [Бельтраме 2003] продолжает тему, поднятую Н. Ульяновым, и рассматриваетпроизведение Гоголя как своеобразную евангельскую притчу, призванную обратитьвнимание читателей на окружающую их пошлость и бездуховность. Обаисследователя отмечают, что повесть в парадоксальной форме – от обратного –напоминает читателям, что забвение Бога может привести к потере облика,достойного «образа и подобия Божия».В «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»внимание исследователей не раз привлекала тема прощения.
В основномлитературоведы анализировали последствия ссоры – то, как забвение евангельскихзаповедей накладывает отпечаток на героев. В частности, этот вопрос затрагивалиИ.А. Есаулов [Есаулов 2004] и В.Д. Денисов [Денисов 2012].9Библейские мотивы в «Мертвых душах» были рассмотрены в трудахВ.А. Воропаева, который отметил, что идея Страшного суда должна была получитьдальнейшее развитие в поэме, об этом свидетельствует один из черновых набросковк третьему тому [Воропаев 2014]. Вместе с тем, исследователь указал, что названиепоэмы имеет более глубокий смысл, нежели просто авантюра Чичикова.
Гоголь шелот евангельской традиции, из которой и проистекает понимание «мертвой» души какдуховно умершей.К теме земных и небесных сокровищ, впервые поднятой протопресвитеромВ.В. Зеньковским, обращался А.Х. Гольденберг в монографии «Архетипы в поэтикеН.В. Гоголя» [Гольденберг 2014]. Разные виды (цитаты, формулы, притчи)библейского текста в «Мертвых душах» затронула в своих работах Н.М. Сквира[Сквира 2004, Сквира 2008]. Исследовательница обратила внимание на созвучностьнекоторых фраз из второго тома поэмы Священному Писанию и сравнилагоголевские текст и его библейские аналоги, а также рассмотрела вопрос о влиянииевангельских притч на образы героев и эпизоды второго тома.Среди зарубежных исследований стоит отметить статью немецкого слависта Р.Д. Кайля.
В публикации «Гоголь в зеркале библейских цитат» («Gogol im Spiegelseiner Bibelzitate» [Keil 1986]) исследователь постарался проследить особенностивосприятия Гоголем Священного Писания, а также преломление библейского текстав гоголевских произведениях. Эта статья, представляющая обзор библейских цитат иреминисценций у писателя, заслуживает пристального внимания современныхгоголеведов. К ней Р.-Д. Кайль прилагает перечень цитатиз Библии, найденных им вовсех произведениях Гоголя, начиная с поэмы «Ганц Кюхельгартен» и кончаяБатекстами и набросками конца 1840-х годов.
Отметим, однако, что Р.-Д. Кайль считал,что изучение Библии более характерно для протестантизма, чем для православия, ина этом основании видит в обращении Гоголя к Библии протестантскую традицию.Эта работа была переведена на украинский язык и опубликована в «Гоголеведческих10студиях» [Кайль 2014].Начало научному исследованию помет Гоголя на полях его личной Библииположили И.А.
Виноградов и В.А. Воропаев. В статье «Карандашные пометы изаписи Н.В. Гоголя в Славянской Библии 1820 года издания» [Виноградов, Воропаев1998] они дали описание книги, определили хронологические рамки, когда онапринадлежала писателю, и предположительную датировку помет.
Опубликованныйими список помет вошел в IX том 17-томного собрания сочинений Гоголя 1, имаргиналии писателя стали доступны для дальнейшего изучения.В статье Ю.В. Балакшиной «Пометы Н. В. Гоголя в книге Бытия: материалы иинтерпретация» [Балакшина 2007] была предпринята попытка исследовать пометыписателя, очертить круг тем, интересовавших его. Автор статьи ограничиласьанализом книги Бытия, и одной из причин, повлиявшей на это, стало типологическоеразнообразиепомет:наполяхВетхогоЗаветавстречаютсяотчеркивания,подчеркивания, текстовые пометы и рисунки, тогда как на полях Нового Заветаприсутствуюттолькотекстовыепометы.ВсвоейстатьеЮ.В.
Балакшинапредпринимает попытку разработать формальную и тематическую типологиюгоголевских помет.В 2009 году вышло Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17томах [Гоголь 2009]. Оно включает все известные на данный момент текстыписателя, в том числе обширные выписки из творений святых отцов и другие тексты,указывающие на его исключительный интерес к духовному наследию, а такжесписок его карандашных помет на личной Библии.
В комментариях к произведениям1Гоголь Н.В. Полн. собр соч. и писем в 17 томах. / Сост., подгот. текстов и коммент.И.А. Виноградов, В.А. Воропаева. М.; Киев, 2009. Т. 9. С. 144–160. В дальнейшем тексты Гоголяцитируются по этому изданию с указанием в скобках тома и страницы.11можно найти ссылки на наиболее явные библейские реминисценции и аллюзии,пояснения, раскрывающие значение библейских слов.В трехтомнике «Гоголь в воспоминаниях современников» И.А. Виноградовасобран богатый фактический материал, свидетельства и воспоминания близких идрузейписателя:материМарииИвановны,сестрыОльгиВасильевны,А.О.
Смирновой, Е.А. Хитрово, В.И. Любича-Романовича, Н.М. Языкова и многихдругих [Гоголь в воспоминаниях современников...].***Актуальность диссертации заключается:1) в необходимости обобщить достижения в области изучения библейскоготекста в творчестве Гоголя. Несмотря на многочисленные исследования до сих порне был произведен комплексный и системный анализ проблемы;2) в выявлении новых свидетельств присутствия библейского текста впроизведениях Гоголя;3) в восполнении пробелов в гоголевской маргиналистике.Научная новизна диссертации заключается в следующем:1) обнаружено тринадцать новых карандашных помет Гоголя на страницах еголичной Библии;2) исследованы и введены в научный оборот новые факты обнаружениябиблейского текста в произведениях писателя: в «Повести о том, как поссорилсяИван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Вие», «Шинели», «Мертвых душах»;3) выявлены и систематизированы библейские мотивы Страшного суда, земныхи небесных сокровищ в творчестве Гоголя;4)рассмотренасвязькарандашныхпометсбиблейскимтекстомвпроизведениях писателя.Работа состоит из введения, пяти глав, заключения, списка сокращений книгБиблии и библиографии, включающей 231 наименований.12Практическая значимость исследования состоит в том, что его результатымогут быть использованы при составлении специальных курсов по изучениютворческого наследия Гоголя, истории русской литературы, а также при подготовкекомментариев к произведениям писателя.Методологическуюосновудиссертациисоставляютисследования,посвященные проблемам изучения творчества Гоголя в религиозно-этическомаспекте (Д.И.