Абсурдистские тенденции в творчестве В.Г. Сорокина
Описание файла
PDF-файл из архива "Абсурдистские тенденции в творчестве В.Г. Сорокина", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
На правах рукописиМарусенков Максим ПетровичАБСУРДИСТСКИЕ ТЕНДЕНЦИИВ ТВОРЧЕСТВЕ В. Г. СОРОКИНАСпециальность 10. 01. 01 — Русская литератураАвторефератдиссертации на соискание ученой степеникандидата филологических наукМосква2010Работа выполнена на кафедре русской литературы XX века филологическогофакультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.Научный руководитель:доктор филологических наук, профессорКарпов Анатолий СергеевичОфициальные оппоненты:доктор филологических наук, профессорНовиков Владимир ИвановичМосковский государственныйуниверситет имени М.
В. Ломоносовакандидат филологических наук, доцентСпиваковский Павел ЕвсеевичГосударственный институт русскогоязыка имени А. С. ПушкинаВедущая организация:Московский педагогическийгосударственный университетЗащита состоится 18 марта 2010 года в 16:00 на заседании диссертационногосовета Д 501.001.32 при Московском государственном университете имениМ. В. Ломоносова по адресу: Москва, Ленинские горы, МГУ, 1-й корпус гуманитарных факультетов, филологический факультет.С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке 1-го корпуса гуманитарныхфакультетов Московского государственного университета.Автореферат разослан 15 февраля 2010 года.Ученый секретарь диссертационного совета,доктор филологических наук, профессор2М.
М. ГолубковОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯВокруг творчества Владимира Георгиевича Сорокина сломано немалокопий. Полемика о месте и значении в русской культуре постмодернизма, сопровождаемая интересом к произведениям Сорокина как образчикам постмодернистской литературы, оттеснила на задний план остальные особенноститворческого метода писателя. В частности, практически неисследованным остается вопрос об абсурдистских тенденциях в его творчестве, которым и посвящена настоящая диссертация.Объектом рассмотрения в работе являются произведения В. Г.
Сорокина, начиная от сборника ранних рассказов и повестей «Заплыв» (1978–1981)и заканчивая последней на сегодняшний день книгой рассказов «СахарныйКремль» (2008).Предмет исследования составляют абсурдистские тенденции в творчестве писателя: художественные феномены зауми, гротеска и абсурда, рассматриваемые в качестве целостного эстетического комплекса.Методологической основой диссертации является соединение теоретико-литературного, историко-литературного и герменевтического подходов всопряжении с методом аналитического чтения и элементами дискурсивногоанализа. В диссертации использованы труды отечественных и зарубежных ученых по теории и истории авангардизма (Е. А.
Бобринская, А. В. Крусанов,Т. Л. Никольская), постмодернизма и концептуализма (Б. Гройс, И. П. Ильин,М. Н. Липовецкий),абсурдизма(О. В. Буренина,А. А. Кобринский,О. Л. Чернорицкая), заумной литературы (Н. А. Богомолов, В. Б. Шкловский,Дж. Янечек) и литературы гротеска (Ю. В. Манн, М.
В. Тлостанова,О. В. Шапошникова).Актуальность исследования обусловлена тем, что абсурд и тесно связанные с ним феномены зауми и гротеска обнаруживаются на всех этапах творческого пути Сорокина. Они определяют своеобразие творческого метода писателя и являются репрезентативными для понимания его художественного мышления.Произведения Сорокина демонстрируют преемственность русской постмодернистской литературы конца XX в. по отношению к модернистским художественным экспериментам начала столетия (заумный футуризм, ОБЭРИУ),что существенно для построения целостной картины литературной эволюцииэтого периода.Научная новизна диссертации обусловлена, во-первых, обращением кхудожественным феноменам зауми, гротеска и абсурда в творчестве Сорокина.На сегодняшний день абсурдистским тенденциям в его творчестве не посвящено ни одной специальной работы.Во-вторых, произведения Сорокина впервые рассматриваются в теснойсвязи с его этическими, историческими, литературными и религиозными воззрениями, оказавшими решающее влияние на формирование своеобразнойтворческой манеры автора.3В-третьих, новым является акцент на содержательно-смысловом анализехудожественных текстов Сорокина в противовес господствующему в «сорокинистике» формалистическому подходу.Цель диссертации состоит во вскрытии в произведениях Сорокина абсурдистского пласта, в рассмотрении зауми, гротеска и абсурда в качестве художественных констант его творчества.Практическая ценность исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы как в дальнейшем изучении творчества Сорокина, так и в учебном процессе при разработке основных или специальныхкурсов по истории русской литературы конца XX — начала XXI в.
Самостоятельное научное значение имеет библиография по творчеству В. Г. Сорокина,насчитывающая более 700 библиографических единиц.Положения, выносимые на защиту:1. В фокусе творчества Владимира Сорокина находятся не лингвостилистические игры и узкоспециальные проблемы смыслопорождения, но онтологическая проблема существования зла и насилия, тесно связанная в представлении писателя с проблемой соотношения художественной литературы и жизненной реальности.2. По этой причине многие произведения Сорокина отмечены бескомпромиссной борьбой с литературоцентризмом, «натурализацией» художественного текста и сакрализацией фигуры поэта или писателя. Основным средствомосуществления десакрализации литературной деятельности стало использование гротескно-абсурдистской поэтики.3.
Сорокин является одним из наиболее самобытных интерпретаторовконцепта заумного языка в русской литературе. Заумь используется писателемна протяжении всего творческого пути во всех ее типовых (от фонетической досупрасинтаксической) и функционально-тематических разновидностях (неведомый язык, сакральный язык, патологическая речь).4.
Впервые представленный в романе «Голубое сало», «новорусскийязык» является новаторским художественным конструктом. Конститутивныйдля зауми эффект ускользания смысла возникает в «новорусском языке» за счетвзаимопроникновения множества языковых и стилистических пластов.5. Используя традиции модернистского и постмодернистского гротеска,Сорокин создал в романе «Норма» гротескную модель советской действительности, обнажая «трагикомические противоречия между советской мифологиейи реальностью»1.6. В сборнике «Первый субботник» главенствующее положение занялпостмодернистский гротеск. Ориентируясь на различные стили соцреалистической литературы, Сорокин разнообразными методами достигает впечатлениянедостоверности происходящего, искусно нарушая традиционную художественную логику.1Липовецкий М. Н.
«Нет, ребята, все не так». Екатеринбург, 2001. С. 5.47. В «Голубом сале» Сорокин создал антимир истории русской культурыXX в. Использование гротескной образности позволило писателю заострить основные закономерности культурного процесса ушедшего столетия, воплотив ихв фантасмагорических картинах недалекого будущего и альтернативного прошлого.8.
Сорокин является автором уникального по своей самобытности и целостности абсурдистского театра в русской литературе. Так, в «Землянке», вполном соответствии с принципами драмы абсурда, писатель выстраивает действие как развертывание картины, а в «Юбилее» и «Дисморфомании» подвергает деконструкции традиции классической русской и зарубежной драматургии.9. Роман «Сердца четырех» стал самым масштабным, сложным и многослойным абсурдистским произведением Сорокина.
«Сердца четырех» можноназвать классическим постмодернистским романом, так как автор подрывает внем сущностные характеристики литературы как вида искусства, имитируякоммуникативный акт.10. В романах-мифах «Трилогии» категория абсурда приобрела не толькохудожественное, но и онтологическое измерение. Опираясь на гностическиеидеи и используя широкий спектр остраняющих приемов, Сорокин создалграндиозное художественное повествование об абсурдности жизненного бытия.Апробация диссертации.
Материалы диссертационного исследованияпредставлялись в форме докладов на следующих научных конференциях: межвузовская конференция «Личность в межкультурном пространстве» (Москва,ноябрь 2006 г.); всероссийская научная конференция «XII Шешуковские чтения: история русской литературы XX–XXI веков в литературоведении, литературной критике и журналистике» (Москва, февраль 2007 г.); всероссийская научная конференция «XIII Шешуковские чтения: новые концепции в изучениирусской классики XX века (междисциплинарный аспект)» (Москва, февраль2008 г.); V международная конференция «Семиозис и культура: методологические проблемы современного гуманитарного знания» (Сыктывкар, апрель2008 г.); XV международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (Москва, апрель 2008 г.).По теме диссертации опубликовано семь работ общим объемом2,8 авторских листа.Структура диссертации соответствует цели и задачам исследования.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии по творчествуВ. Г. Сорокина и списка использованной литературы. Общий объем диссертации составляет 320 с.СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫВо введении анализируются этические, исторические, литературные ирелигиозные взгляды писателя, дается периодизация его творчества.Владимир Сорокин традиционно считается одним из самых радикальныхписателей постмодернистского направления. Общепринятому мнению, как ни5странно, противоречат высказывания самого автора, отнюдь не склонного однозначно определять свою творческую позицию.