Диссертация (Жанровые и языковые особенности византийских канонических вопросоответов XI–XV вв), страница 4
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Жанровые и языковые особенности византийских канонических вопросоответов XI–XV вв". PDF-файл из архива "Жанровые и языковые особенности византийских канонических вопросоответов XI–XV вв", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
Самое же посредничество обеспечиваетобновление предшествующей традиции, которая a priori подвергжена"истлению" и забвению. Персона наставника в таком случае становится темобразом и знаменем, которое своим присутствием делает возможным иреальным акт преданности и верности традициям, стойкое следование им и вкотором соединяются прошлое и настоящее. В нем (учителе) известнаятрадиция оживляется, а живая, но неизвестная источникам традицияприобретает своего выразителя.25В форме вопросов и ответов (полностью или частично) созданы оченьархаичные памятники фольклора на темы, посвященные как космогоническоймифологии, так и исторической — о возникновении народов и царств,—причем в совершенно разных культурах — например, древнеиндийской24Papadoyannakis Y. Instruction by Question and Answer: The Case of Late Antique andByzantine Erotapokriseis // Greek Literature in Late Antiquity: Dynamism, Didactism,Classicism/ ed. S.
F. Johnson. 2006. P. 97.25В силу того, что нас, главным образом, интересует церковно-каноническаявопросоответнаялитература,товподтверждениевышесказанногоприведемсоответствующие нашей тематике примеры. Так, канонический ответ патриархаКонстантинопольского Николая III Грамматика на вопрос афонского исихаста Иоанна (XIв.) о порядке совершении проскомидии и других особенностях чина литургии являетсяпервым достоверным описанием новой литургической традиции совершения проскомидии,которая состояла в том, чтобы изымать Агнец только из одной просфоры, а не из каждой(что, судя по всему, является следом древней практики).
А вопросоответы митрополитаКритского Илии указывают на установление традиции класть на дискос не только Агнца,но и различные частицы.19(ведийской — «Ригведа»,ритуальные загадки brahmodya 26 ), китайской(ритуальные гадательные надписи на костях «цзягувэни» (вторая половинаэпохи Шан (XIV–XI вв. до н. э.)), составленные в форме лаконичных вопросови ответов)27, древнеиранской («Авеста»), древнегерманской (исландской —эпос «Старшая Эдда»), африканских (малийской, западносуданской),удмуртской28 и проч. А поскольку в иудейско-христианской космогоническойтрадиции сведения о сотворении мира и происхождения человечестваоказалисьпредставленыневэротапокритическойформе,авповествовательной (книга Бытия), то жанр загадок (вопросов и ответов)использовался в сочинениях, которые дополняли библейские сведения овозникновении мира.
В литературной традиции восточного христианствавстречаются некоторые произведения на библейскую тематику, занимающиепромежуточное положение между письменной словесностью и устной(фольклором), между ортодоксией и религиозным свободомыслием и которыепредставлены отдельными апокрифами и духовными стихами.
В числеапокрифов, составленных в вопросоответной форме или же содержащихэпизоды состязания в загадках, есть такие значительные и древнейшиепамятники, как «Беседа трех святителей»29, «Апокалипсис Псевдо-Иоанна»(«Вопросы Иоанна Богослова Господу на Фаворской Горе»), «Сказание оСоломоне и Китоврасе», «От коих частей создан бысть Адам» и др. Средидуховных стихов, составленных в форме диалога / вопросов и ответов /26Елизаренкова Т.Я., Топоров В.Н. О ведийской загадке типа brahmodya //Паремиологические исследования.
Сб. ст. М.: Наука, 1984. С. 44–45.27Крюков В. М. Язык иньских надписей. М., 1973.28Иванов В. В. Очерки по истории семиотики в СССР. М.: Наука, 1976. С. 50–51.29Башлыкова М. Е. «Беседа трех святителей» // ПЭ. 2009. Т. 4. С. 687; Лурье Я. С.Беседа трех святителей // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2. Ч. 1. Л.:Наука, 1988. С.
89–93.20загадок и отгадок, наиболее известна «Голубиная книга», источником которойстали упомянутые предложением ранее апокрифические сочинения.30В христианской традиции вопросоответная форма была усвоена иполучила распространение довольно рано 31: вопросоответы встречаются вкомментариях Оригена (ок. 185–254 (?) гг.) и Климента Александрийского (ок.260–340 гг.), а первое самостоятельное сочинение, написанное в видевопросов и ответов, принадлежит Евсевию Кесарийскому.
Он составил ответына вопросы на Евангелие молодого священника по имени Стефан. 32 Помнению итальянского исследователя Л. Перроне, сочинения ЕвсевияКесарийского послужили моделью создания последующих памятников этогожанра.33Неустойчиваяструктураивспомогательныйхарактер(нередкоотдельные вопросоответы инкорпорированы в написанный в обычной форметекст, в котором в виде вопросов формулируются вставшие по ходу3031Никитина С. Е. Голубиная Книга // ПЭ. 2011. Т.11.
С. 717–718.Характеристику жанра и обзор сочинений раннехристианских авторов см.:Heinrici G. Zur Patristischen Aporienliteratur // Abhandlungen der philologisch-historischenKlasse der königlichen Sächsischen Gesellschaft der Wissenschaften. Leipzig, 1909. Bd. 27.S. 843-860; Dörrie H., Dörries H. Op. cit.
S. 342–370.32Eusebii Pamphili Caesariensis Περὶ τῶν ἐν εὐαγγελίοις ζητημάτων καὶ λύσεων(Quaestiones Euangelicae: Epitome selecta ex compositis ab Eusebio ad Stephanum circaevangelia quaestionibus ac solutionibus // PG 22. Col. 779–936 и Quaestiones Euangelicae:Epitome selecta ex ejusdem Eusebii ad Marinum quaestionum evangelicarum libro // PG 22. Col.937–958; Bardy G. La littérature patristique des «Quaestiones et Responsiones» // RevueBiblique.
1932. Vol. 41. P. 228–236 — дано описание этого произведения).33Perrone L. Sulla preistoria delle «quaestiones» nella letteratura patristica. Presupposti esviluppi del genere letterario fino al IV sec. // Annali di storia dell’ esegesi. 1991. Vol. 8/2. P.485–505.21рассуждения проблемы 34 ) этой литературной формы объясняют огромноеразнообразиесодержаниявопросоответнойлитературы.Например,Quaestiones et Responsiones ad orthodoxos Псевдо-Иустина 35 (нач. V в.;вероятный автор текста — Феодорит Кирский36), в отличие от более раннихсочинений, содержат не изложение и комментирование только одного текста,но относительно краткие и самостоятельные фрагменты прений, которыеследует рассматривать и понимать в контексте античных диспутов вообще.37Форма вопросоответов оказалась весьма популярной и устойчивой всреде христианских авторов.
Написанные в этой форме сочиненияраспространяются в Византии и приобретают особую популярность главнымобразом в период с VII по IX вв. 38 , когда в этом жанре работали такиезнаменитые богословы, как Максим Исповедник 39 (580–662 гг.), Иоанн34В качестве примера можно привести «Disputatio cum causidico» и «De temperantia»Марка Пустынника, «De Fide contra Nestorianos» Иоанна Дамаскина, «De incarnatione»Иосифа Вриенния.35Quaestiones et Responsiones ad Orthodoxos // Corpus Apologetarum ChristianorumSaeculi Secundi / J. C. T. Otto, Hrsg.
Jena: Mauke, 1881. Vol. 5. (TLG).36Подробнее см. Дунаев А. Г. Псевдо-Иустин Философ // ПЭ. 2012. Т. 28. С. 624–625.Доступно: http://www.danuvius.orthodoxy.ru/Justin.pdf (15.01.2014).37Papadoyannakis Y. Op. cit. P. 94.38Милтенова А. Указ. соч. С. 6. Kazhdan A. Erotapokriseis // ODB. Vol. 1. P.
727.39Maximus Confessor. Quaestiones et dubia // Corpus Christianorum. Series Graeca (далееCCSG) / ed. J. H. Declerck. Turnhout-Leuven, 1982. Vol. 10; Idem. Quaestiones ad Thalassium.Quaestiones I–LV una cum Latina interpretatione Ioannis Scotti Eriugenae iuxta posita // CCSG /eds. C. Laga, C. Steel. Turnhout-Leuven, 1980. Vol. 7; Idem. Quaestiones ad Thalassium.Quaestiones LVI–LXV una cum Latina interpretatione Ioannis Scotti Eriugenae iuxta posita //CCSG / eds. C.
Laga, C. Steel. Turnhout-Leuven, 1990. Vol. 22; Maxime le Confesseur. Questionsà Thalassios. Questions 1 à 40 // Sources Chrétiennes (далее SC) / éd. J.-C. Larchet. P., 2010. Vol.529.22Дамаскин40 (ок.675–749 гг.) и Фотий Константинопольский41 (ок.810–896 гг.).Известны вопросоответы Амвросия Медиоланского, Августина, ВасилияВеликого 42 , Феодорита Кирского 43 , Кирилла Александрийского 44 , ФеодораАбу-Курры4045, Анастасия Синаита46, Луки Хризоверга47, ФеодораKotter P. B., Hrsg. De fide contra Nestorianos // Die Schriften des Johannes vonDamaskos. Berlin, New York, 1981. Bd. 4 (Patristische Texte und Studien; 22). S.
238–253.S. Joannis Damasceni De sancta trinitate (fragmentum dub.) // PG 95. Col. 9–18.41Photii patriarchae Constantinopolitani Epistulae et Amphilochia / eds. B. Laourdas, L. G.Westerink. Leipzig: 1:1983; 2:1984; 3:1985; 4:1986; 5:1986; 6.1:1987; 6.2:1988.42S. P. N. Basilii Caesareae Cappadociae archiepiscopi regulae fusius tractatae perinterrogationes et responsiones traditae // PG 31. Col.
901–1032. (Asceticon magnum siveQuaestiones).Sancti patris nostri Basilii Caesareae Cappadociae archiepiscopi capita regularum breviustractatarum // Ibid. Col. 1032–1306. (Asceticon parvum).13 вопросоответов в трактате «О крещении»: Sancti patris nostri Basilii, archiepiscopiCaesareae Cappadociae, de Baptismo liber secundus // PG 31.Col. 1579–1628.43Ответы Феодорита на вопросы некоторых монахов: Пападопуло-Керамевс А. (изд.)Θεοδωρήτου ἐπισκόπου πόλεως Κύῤῥου πρὸς τὰς ἐπενεχθείσας αὐτῷ ἐπερωτήσεις παρά τινοςτῶν ἐξ Αἰγύπτου ἐπισκόπων ἀποκρίσεις // Записки историко-филологического факультетаимператорского С.-Петербургского университета. Ч.
36. СПб., 1895; Quaestiones etresponsiones ad orthodoxos [Dub.] / A. Papadopoulos-Kerameus, ed. St. Petersburg: Kirschbaum,1895; Beati Theodoreti de quaestionibus ambiguis in libros Regnorum et Paralipomenon // PG 80.Col. 527–858; Quaestiones in Octateuchum // Theodoret of Cyrus. The Questions on theOctateuch / eds. J. F.
Petruccione, R. Hill. 2 Vol. Washington, 2007.44Expositio et interrogatio de incarnatione Verbi Dei Filii Patris // Acta ConciliorumOecumenicorum (далее ACO). B.: De Gruyter, 1927. Vol. I. Ps. 1. P. 3–645Quaestiones et responsiones: Ejusdem Theodori cognomento Abucurrae episcopiCarum // PG 97. Col.