Диссертация (Жанровые и языковые особенности византийских канонических вопросоответов XI–XV вв), страница 3

PDF-файл Диссертация (Жанровые и языковые особенности византийских канонических вопросоответов XI–XV вв), страница 3 Филология (31116): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Жанровые и языковые особенности византийских канонических вопросоответов XI–XV вв) - PDF, страница 3 (31116) - СтудИзба2019-03-13СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Жанровые и языковые особенности византийских канонических вопросоответов XI–XV вв". PDF-файл из архива "Жанровые и языковые особенности византийских канонических вопросоответов XI–XV вв", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 3 страницы из PDF

Составленные в этой форме сочинения, получившего широкоераспространение как в Византии, так и в странах христианского Востока,представляют собой последовательное изложение вопросов и ответов(довольно часто вопросоответы представляют собой последовательный ряд5Красносельцев Н. Ф. Addenda к изданию А. Васильева: “Anecdota graeco-byzantina”(Москва, 1893). Одесса, 1898. С. 2.6Памятники указанных жанров обыкновенно характеризует доступность для«неискушенного науками» читателя и, в определенной степени, простота языка, отсутствиелитературной вычурности (т.н. «азианства») в стиле изложения и подачи информации.Написанные в этих жанрах сочинения объединяет еще и то, что они предлагаютпрактические советы по разным вопросам.14вопросов и ответов.), посвященных вероучению, экзегезе, каноническомуправу, «трудным» местам и проч.7 Тексты таких сочинений как с формальной,такиссодержательнойстороныраспадаютсяназамкнутыеисамодостаточные отрывки, в состав которых входят формулировка вопроса(при этом присутствие собеседника совершенно не обязательно), ответ на негои (факультативно) доксологическая концовка.Такая форма употреблялась еще в античном диалоге, из котороговопросоответы заимствовали форму, стилистика же ответов пришла из жанровглав (κεφάλαια)8и апофтегм (ἀποφθέγματα).

Однако по сравнению сфилософским диалогом роль собеседника в вопросоответах значительноменяется: часто (но далеко не всегда) она сводится только к формулированиюпроблемы, в обсуждении которой участники беседы не принимают активного7The Oxford Dictionary of Byzantium (далее ODB). New York–Oxford: Oxford Universitypress, 1991. Vol. 1.

P. 727.8Этот жанр представляет собой краткие поучения. В Византии этот жанр был широкораспространен с V по XV в. Поскольку главы были небольшими и исчислялись сотнями, ихименовали сотницами (capita centum, centuriae). Жанр сотниц сложился как продолжениежанра античных сентенций, который был особенно ярко представлен у поздних стоиков:Сенека — «Нравственные письма к Луцилию», Эпиктет — «Руководство», Марк Аврелий— «Сентенции Секста» и «Размышления». У истоков этого жанра в христианскойписьменности стоит Евагрий Понтийский (ок. 345–ок.

399 гг.), которому следуют многиецерковные писатели, произведения которых вошли в состав греческой Филокалии: св.Марк Подвижник (IV в.), блж. Диадох еп. Фотики (V в.), прп. Иоанн Карпафийский (V в.?),прп. Максим Исповедник (VII в.), прп. Фалассий Ливийский (VII в.), св. Феодор еп.Эдесский (IX в.), прп. Филофей Синайский (IX в.), прп.

Симеон Новый Богослов (X–XI вв.),прп. Никита Стифат (XI в.), Илия Экдик (XI в.), Антоний Мелисса (кон. XI–XII в.), прп.Григорий Синаит (XIII–XIV вв.), свт. Григорий Палама (XIV в.), прп. Феогност (XV в.).См.: Игум. Дионисий (Шлёнов) Добротолюбие // ПЭ. 2012. Т. 15. С. 491–512.15участия. 9 Это объясняется тем, что предлагаемые решения (λύσεις) неподразумеваюткорректировкиилиисправленияспозициислушающего/вопрошающего; а последующие вопросы (а также недоумения инесогласие) призваны лишь к тому, чтобы сосредоточиться на каких-токонкретных, нуждающихся в дополнительных разъяснениях местах. Вместе стем отметим, что многие ответы содержат и сомнения, и неуверенность 10 .Поэтому утверждение А.

П. Каждана о том, что ответы формулируются вгномической форме как незыблемая истина и не оставляют места сомнениям11,не вполне справедливо. Но именно это обстоятельство (уверенность вкомпетентности отвечающей стороны) побуждает вопрошающего обращатьсяк нему.Известнаятакжекакζητήματα,προβλήματα,λύσεις,ἀπορίαιвопросоответная литература получила широкое применение (также заметим,9Головнина Н.

Г. Целостность замысла «Вопросоответов» Иоанна III Милостивого:необходимость или случайность? // Вестник ПСТГУ III: Филология. Вып. 4 (22). М., 2010.С. 22.10Например: «Вопрос. Я видел, что в селениях вне Константинополя служащиелитургию священники и при этом не имеющие желающего произносить в ответ "Господи,помилуй", или "Тебе, Господи", или "Аминь" сами исполняют эти ответы, совершая вовремя священнодействия также прошения, - можно ли так поступать? Ответ. Когда хочет он(священник) священнодействовать, необходимо, чтобы присутствовал и тот, кто совершалбы ответы, поскольку в послании к Коринфянам апостол говорит так: "Ибо если ты будешьблагословлять духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет: "аминь" при твоемблагодарении?". А можно ли все совершать тому, кто занят молитвами — того мы незнаем».

(Ответ 3. Ответы Луки Хризоверга); «Можно ли погребать мирян в женскоммонастыре? — Это возбраняется каноном; впрочем, со временем канон ослабел, и это вездеслучается (Вопросоответ 22. Ответы Иоасафа Эфесского); «Должно ли венчатьдвоеженцев? — Это не совсем прилично. Впрочем, случается везде, и никто не возбраняеттакое неприличное дело» (Вопросоответ 32.

Ответы Иоасафа Эфесского).11ODB. Vol. 1. P. 727.16что в византийских рукописях подобные тексты в заглавии называются:ἐρωτήσεις/ἐρωτήματα («вопросы»), ἀποκρίσεις («ответы»), πεύσεις καὶ κρίσεις(«вопросы и ответы/толкования»), ἀπορίαι καὶ λύσεις («неясные места иразъяснения»), ῥήσεις καὶ ἑρμηνεῖαι («изречения и толкования»), ζητήσεις(«поиски», «исследования», «спорные вопросы»), προβλήματα («спорныеместа»), а в латинских — quaestiones et responsiones12)13. Первым и наиболеезнаменитым ее свидетельством являются Προβλήματα Псевдо-Аристотеля.14Похожие сборники имеются у Демокрита, Теофраста, Хрисиппа.15 Известнывопросы и ответы на произведения Гомера16, сохранились Ὁμηρικὰ ζητήματα(Quaestiones Homericae) Порфирия1217(которые, судя по содержанию,Милтенова А. Erotapokriseis.

Съчиненията от кратки въпроси и отговори встаробългарската литература. София, 2004. С. 7.13Подробный перечень специфических названий, которые носят эти памятники икоторые примечательны тем, что до определенной степени отражают характерсодержащихся в этих текстах вопросов и ответов, встречается в исследовании П. Ермилова:«Among these (заглавий — А. А.) are the following: ἐρωτήσεις καὶ λύσεις, ἀποκρίσεις περὶζητημάτων, ζητήματα, εἰς τὰ ζητούμενα, ζητημάτων ἐπίλυσιν, ζητήματα καὶ λύσεις, εἰς τὰ ἄπορα,περὶ ἀποριῶν, περὶ ζητημάτων καὶ λύσεων, ἀπορίαι καὶ λύσεις, ἀπορίαι καὶ ἐπιλύσεις, λύσειςἀποριῶν, λύσεις ἀποριῶν καὶ ζητημάτων, λύσεις διαφόρων κεφαλαίων, συναγωγὴ ἀποριῶν καὶἐπιλύσεων, etc.». Ermilov P. Op.

cit. P. 113.14Blair A. The Problemata as a Natural Philosophical Genre // Natural Particulars: Natureand Disciplines in Renaissance Europe / eds. A. Grafton, N. Sirasi. Cambridge, 1999. P. 171–174.15Jacob C. Questions sur les questions: Archéologie d’une pratique intellectuelle et d’uneforme discursive // Erotapokriseis: Early Christian Question-and-Answer Literature in Context(Proceedings of the Utrecht Colloquium, 13-14 October 2003) / eds.

V. Annelie, C. Zamagni.Louvain, 2004. P. 25–54.16Аристотель составил свои Ὁμηρικὰ ζητήματα, которые можно найти в Vita AristotelisMarciana (cod. 257 fol. 276a). Cf. V. Rose (Coll.) Aristotelis Fragmenta. Stuttgart, 1966(Репринт. изд. 1947).17Опубликованы сохранившиеся фрагменты: Schrader H.

Porphyrii QuaestionumHomericarum ad Iliadem pertinentium reliquiae. Leipzig, 1880.17рассматривают только языковой аспект и относятся к тому типувопросоответов, который Дерри назвал Wissenschaftliche Erotapokriseis 18 ),Ἀπορίαι καὶ λύσεις περὶ τῶν πρώτων ἀρχῶν (Quaestiones de primis principibus)Дамаския 19 . Авторы этих изысканий (ζητημάτων), или, как их называет К.Моленберг, «учителя, наставники»,20 занимались тем, что отыскивали в текстетрудные места и оформляли их в виде вопросов21, на которые сами давалиподходящие ответы 22 , выполняя, таким образом, свою главную задачу —παιδεία (образование, воспитание) 23 . Таким образом, употребление даннойлитературной формы, данного приема продолжает древнюю дидактическуютрадицию, а тот факт, что авторы таких сочинений представляются, таксказать, поставщиками решений и ответов, осуществляет персонализацию18Dörrie H., Dörries H.

Erotapokriseis // Reallexikon für Antike und Christentum. Stuttgart,1966. Bd. 6. S. 343.19Неоплатоник (ок.460–после538). О нем см.: Шичалин Ю. А. История античногоплатонизма (в институциональном аспекте). М., 2000. С. 301–309.20Molenberg C. An Eighth Century Manual Išo‛Bar Nun’s Questions and Answers on theWhole Text of Scripture as a Representative of a Genre // IV Symposium syriacum. LiteraryGenres in Syriac Literature (10-12 sept.).

Groningen - Oosterhesselen, 1984. Vol. 48. P. 46.21Например: Διὰ ποίαν αἰτίαν μόνος ὁ Ωκεανὸς οὐ παρέστι τῇ ἐκκλησίᾳ τῶν θεῶν;(Schrader H. Op.cit. P. 239).22Такие вопросы чаще всего преследовали дидактические цели. Поняв, как правильноставить вопрос и получать правильный ответ, учащиеся могли овладеть желаемым знаниемпо какому-либо предмету и, в конечном счете, достигнуть того уровня, когда они были быспособны заниматься чем-либо уже как самостоятельные исследователи. Molenberg C. Op.cit. P. 46-47.23Под этим термином здесь понимается его общепринятое значение, а именно:ἐγκύκλιος παιδεία – буквально «общее для всех образование» (ср. «энциклопедия» —появилось только в XVI в.).

Так греки обозначали круг обязательных для свободногочеловека общеобразовательных дисциплин, который окончательно сформировался в I в. дон. э. А.-И. Марру для этого словосочетания предлагает перевод «общая культура» (МарруА.-И. История воспитания в античности. М., 1998. С. 247).18знания и традиции.24 Иными словами, даже когда автор, ссылаясь на иныеавторитетные источники, является посредником в передаче знания (такимобразом, неявно подразумевается роль учителя-наставника) он создаетнекоторую атмосферу обучения.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5192
Авторов
на СтудИзбе
433
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее