Диссертация (Дневник как литературная форма (С. Киркегор, М. Ю. Лермонтов, Ф. Кафка, А. Камю, Ж.-П. Сартр)), страница 2
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Дневник как литературная форма (С. Киркегор, М. Ю. Лермонтов, Ф. Кафка, А. Камю, Ж.-П. Сартр)". PDF-файл из архива "Дневник как литературная форма (С. Киркегор, М. Ю. Лермонтов, Ф. Кафка, А. Камю, Ж.-П. Сартр)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
Вподтверждение этому в работе рассмотрены как частные дневники С.Киркегора и Ж.-П. Сартра, так и художественные – романы «Дневникобольстителя» и «Тошнота». Анализ художественного и нехудожественногодневников С. Киркегора сделал необходимым также привлечение в качестведополнительного материала глав романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашеговремени», написанных в форме дневника («Журнал Печорина»).В процессе проведения настоящего исследования использовались какотечественные, так и зарубежные работы, посвященные жизнеописанию итворчеству рассматриваемых нами авторов.
Особенность литературнойкритики по данному вопросу заключается в том, что дневники зачастую 6Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. С. 755.7 8 описываются учеными как «дополнение» к основному творчеству писателей,не как самостоятельное произведение.В ходе работы над анализом произведений С. Киркегора особое значениеимели труды Г.
Брандеса (в частности, книга «Киркегор»7), И. Гарфа (книга«Серен Обю Киркегор»8, названная в подзаголовке биографией, однакоявляющаяполноценнымкритическимисследованиемвтрадицияхбиографической школы), О. Хенриксена («Теология и Опыт. Серен Киркегор,Грунтвиг и Гете»9), а также ряда отечественных ученых досоветского периода(книга Л. И.
Шестова «Киркегард и экзистенциальная философия»10, работы Н.А. Бердяева), советского периода (книга Б. Э. Быховского «Кьеркегор»11), акроме того, современные работы (в частности, статьи Д. А. Лунгиной12).Как уже было отмечено выше, в процессе анализа личного дневникаСерена Киркегора, а также его романа «Дневник обольстителя» в работерассматривается и глава из «Журнала Печорина» «Княжна Мери».
Подобноепротивопоставлениепозволяетисследовать«Дневникобольстителя»одновременно как философское и художественное произведение. Критическаялитература,посвященнаяроману«Геройнашеговремени»,весьмамногообразна. На настоящее исследование повлияли в первую очередьследующие труды: статья В.
Г. Белинского «Герой нашего времени»13, «РоманМ. Ю. Лермонтова “Герой Нашего времени”» Бориса Эйхенбаума14, книгиЛидии Гинзбург «Творческий путь Лермонтова»15 и «О психологическойпрозе»16.Сравнение романов «Дневник обольстителя» и «Герой нашеговремени» приводится в статьях В. И. Мильдона «Лермонтов и Киркегор: 7Brandes G. Søren Kirkegård. København: Tiderne skrifter, 1985.Garff J. SAK – Søren Aabye Kirkegård.
København: Gyldendal, 1984.9Henriksen Å. Den eneste ene. København: Gyldendal, 1986.10Шестов Л. Киркегард и экзистенциальная философия. М.: Прогресс – Гнозис, 1992.11Быховский Б. Э. Кьеркегор. М.: Мысль, 1972.12Лунгина Д. А. Узнавание Керкегора в России // Логос. 1996. № 7. С. 168–183.13Белинский В. Г. Герой нашего времени. Сочинение М. Ю. Лермонтова // Собр.
соч. в 9 томах. М., 1979. Т. 4.С. 479–547.14Эйхенбаум Б. М. Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» // Лермонтов М. Ю. Герой нашеговремени. М.: Изд-во АН СССР, 1962.15Гинзбург Л. Я. Творческий путь Лермонтова. Л.: Художественная литература, 1940.16Гинзбург Л. Я. О психологической прозе. М.: Интрада, 1997.88 9 феномен Печорина»17 и А. Г. Овчинникова «“Дневник обольстителя” С.Киркегораи“ЖурналПечорина”М.Ю.Лермонтовавконтекстепостромантизма»18, также рассмотренных в работе.Интерес исследователей к творчеству Франца Кафки у литературныхкритиков возник еще в начале 1930-х годов, именно тогда выходит статьяЭдварда Муира, посвященная жизни и творчеству писателя, которая так иназывалась: «Франц Кафка» (1934)19.
С течением времени внимание ктворчеству писателя не угасает, исследования творчества писателя проводятсялитературоведамивЕвропе,СШАиРоссии(преимущественновпостсоветский период). В данной работе использовались работы М. Брода«Франц Кафка. Биография»20, «От Кафки к Кафке»21 М. Бланшо, которыйрассматривает «Дневники» Кафки как необходимый ресурс для глубокогопонимания его произведений, А. Камю «Надежда и абсурд в творчествеФранца Кафки», Ю.
Манна «Встреча в лабиринте» (Франц Кафка и НиколайГоголь)22.Говоряотрудах,посвященныхфилософииилитературеэкзистенциализма, следует упомянуть, что в настоящей работе используются восновном труды зарубежных исследователей, а также отечественные работыпоследних лет, поскольку в советском литературоведении не уделялось стользначительного внимания изучению данного течения. При анализе дневниковписателей-экзистенциалистов рассматриваются следующие работы: Э. Мунье 17Мильдон В.
Лермонтов и Киркегор: феномен Печорина. Об одной русско-датской параллели // Октябрь. 2002.№ 4. С. 177–186.18Овчинников А. Г. «Дневник обольстителя» С. Кьеркегора и «Журнал Печорина» М. Ю. Лермонтова вконтексте постромантизма // Романтизм vs реализм: парадигмы художественности, авторские стратегии: Сб.науч.
ст.: к 100-летию со дня рождения проф. И. А. Дергачева. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2011. С. 111–129.19Robertson R. The Modern Language Review, Edwin Muir as Critic of Kafka. Vol. 79. No. 3 (07. 1984). С. 638–652.20Брод М. О Франце Кафке: Франц Кафка. Биография. Отчаяние и спасение в творчестве Франца Кафки. Вера иУчение Франца Кафки. СПб: Академический проект, 2000.21Бланшо М. От Кафки к Кафке. М.: Логос, 1998.22Манн Ю.
Встреча в лабиринте // Вопросы литературы. 1999. № 2: [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://magazines.russ.ru/voplit/1999/2/mann.html, Режим доступа: свободный. (Дата обращения: 15.09.2015).9 10 «Надежда отчаявшихся»23, Н. А. Скотт «Альбер Камю»24, М.
Крэнстон «Сартр»,среди отечественных исследований – книги С. Л. Фокина «Альбер Камю.Роман. Философия. Жизнь»25, Л. Г. Андреева «Жан-Поль Сартр. Свободноесознание и XX век»26.В работе используются статьи из целого ряда сборников, таких как«Говоря о Сартре. Рассуждения и дебаты»27, «Ж.-П. Сартр в настоящемвремени. Автобиографизм в литературе, философии и политике»28, а также«Камю. Сборник критических эссе»29 и сборник эссе К. М. Долгова «ОтКиркегора до Камю»30, где обстоятельно разбирается взаимосвязь междутакими философами, повлиявшими на развитие экзистенциализма, как С.Киркегор, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, К. Ясперс, Х.
Ортега-и-Гассет, Р.Ингарден и др.В 2015 году было опубликовано также исследование АнатолияКорчинского «Форманты мысли. Литература и философский дискурс»31,значимое для настоящей работы описанием взаимосвязи между философией илитературой на примере произведений А.
Камю, Ж.-П. Сартра, а также русскихписателей: Ф. М. Достоевского, Б. Л. Пастернака, И. А. Бродского.Цельюработыформообразующихявляетсяэлементовуточнениедневника,основополагающихпоследовательноеирассмотрениедневниковых записей как части мемуарной и художественной литературы,систематизация и углубление уже имеющихся об этих жанрах сведений,классификация жанров и демонстрация применения новых сведений напримере исследования дневников С. Киркегора, Ф.
Кафки, А. Камю и Ж.-П.Сартра. 23Мунье Э. Надежда отчаявшихся. М.: Искусство, 1995.Scott N. A. Albert Camus. London: Bowes & Bowes, 1962.25Фокин С. Альбер Камю. Роман. Философия. Жизнь. СПб.: Алетейя, 1999.26Андреев Л. Г. Жан-Поль Сартр. Свободное сознание и XX век. М.: Московский рабочий, 1994.27Gerassi J.
Talking with Sartre. Conversations and debates. New Haven & London: Yale University press, 2009.28Ж.-П. Сартр в настоящем времени. Автобиографизм в литературе, философии и политике. СПб.: Изд-воСанкт-Петербургского ун-та, 2006.29Bree G. Camus. A collection of critical essays. New York: Englewood cliffs, 1962.30Долгов К. М. От Киркегора до Камю. Философия. Эстетика. Культура. М.: Искусство, 1990.31Корчинский А. Форманты мысли. М.: Языки славянской культуры, 2015.2410 11 Для достижения данной цели автору необходимо решить следующиезадачи:наосновеужесуществующихклассификациймемуарной литературы вообще и дневника как литературнойформы в частности, принимая во внимание изменения, которыепретерпелдневниквпоследниегоды,предложитьновуюклассификацию, объединяющую как художественные, так идокументальные тексты;выявитьобольстителя»ивзаимосвязьличнымимеждудневникамироманом«ДневникСеренаКиркегора,созданными в тот же период (1836 – 1843), совпадения впостроении текста и на тематическом уровне;выявить взаимосвязь между романом «Тошнота» и«Дневником странной войны» Жана-Поля Сартра, созданными в1938 – 1939 гг., структурные и тематические совпадения;выявить общее и различное в дневниках авторов,повлиявших на развитие философии экзистенциализма.Объект исследования – личные дневники С.