Диссертация (Дневник как литературная форма (С. Киркегор, М. Ю. Лермонтов, Ф. Кафка, А. Камю, Ж.-П. Сартр))
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Дневник как литературная форма (С. Киркегор, М. Ю. Лермонтов, Ф. Кафка, А. Камю, Ж.-П. Сартр)". PDF-файл из архива "Дневник как литературная форма (С. Киркегор, М. Ю. Лермонтов, Ф. Кафка, А. Камю, Ж.-П. Сартр)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего образования«Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова»На правах рукописиРомашкина Мария ВладимировнаДНЕВНИК КАК ЛИТЕРАТУРНАЯ ФОРМА(С. Киркегор, М. Ю. Лермонтов, Ф. Кафка, А. Камю, Ж.-П. Сартр)Специальности: 10.01.08 – Теория литературы. Текстология10.01.03 – литература стран народов зарубежья(европейская и американская литературы) Диссертацияна соискание ученой степеникандидата филологических наукНаучный руководитель:доктор филологических наук,профессор Клинг ОлегАлексеевичМосква – 20162 СодержаниеВведение .................................................................................................................. 3Глава 1. Дневник как литературная форма. История возникновения ....
19Глава 2. Два дневника Серена Киркегора ..................................................... 55Глава 3. Дневники Франца Кафки .................................................................. 98Глава 4. Дневники Альбера Камю и Ж.-П. Сартра ................................... 123Заключение ......................................................................................................... 166Библиография .................................................................................................... 1722 3 ВведениеВопрос об аспектах дневника как литературной формы открывает длятеоретика литературы одновременно несколько направлений для исследования,поскольку объектами изучения могут стать произведения, относящиеся как кхудожественной, так и к мемуарной литературе. В современной литературеформа художественного дневника является весьма распространенной: впоследние годы появился целый ряд романов-дневников, популярностькоторых подтверждается последующей экранизацией и переводом на многиеязыки мира.
К таким работам относятся, среди прочего, «Мулей» Эрленд Лу(2013), цикл романов Сью Таунсенд, написанных от лица подростка АдрианаМоула (были опубликованы в период с 1982 по 2009 годы), «Дневник» ЧакаПаланика (2003) и др. Интерес читателей и исследователей к самым разнымчастным, нехудожественным1, дневникам также не ослабевает. Так, в России впоследние два десятилетия были изданы, в частности, дневники членов царскойсемьи (императора Николая II и императрицы Марии Федоровны), АриадныЭфрон и Николая Пунина, детские дневники Полины Жеребцовой о войне вЧечне.Интерес писателей, создателей дневников, к данной литературной формеподтверждает ее насущность, а параллельное развитие художественной инехудожественной форм является уникальным для современной литературы.Изучение истории возникновения и становления дневника как литературнойформы, таким образом, оказывается значимой проблемой современноголитературоведения.Настоящее диссертационное исследование посвящено как взаимосвязидневника и других жанров, составляющих мемуарную литературу, так и 1 Под «нехудожественными» дневниками в рамках настоящего исследования подразумеваются личные, частныедневники, составляющие мемуарную литературу, под «художественными» дневниками –художественныепроизведения, написанные в дневниковой форме. 3 4 рассмотрению особенностейданной литературной формына примередневников С.
Киркегора, Ф. Кафки, Ж.-П. Сартра и А. Камю.Художественные произведения, написанные в дневниковой форме,появляются в начале XVIII века. Незадолго до этого, в конце XVII века,начинают публиковаться первые частные дневники. Однако возникновениюданной литературной формы предшествуют другие жанры, составляющие пластмемуарной литературы, – исповедь, автобиография, житийная литература,хроники.
Кроме того, важную роль в формировании дневника играют письма,поскольку дневник – это своеобразное письмо к самому себе. Дневник вбираетв себя черты вышеупомянутых жанров, сохраняя искренность исповеди,направленность на собственное жизнеописание, свойственную автобиографии,и характерную для хроник соотнесенность с конкретным моментом времени.Все это позволяет говорить о дневнике как о литературной форме,разнообразной по своей структуре.В европейском литературоведении дневникам посвящены различные посвоему характеру труды («Европейские дневники» Р. Р.
Вутеноу, «Формыавтобиографии» В. Шпенглера, «Искусство биографии» П. М. Кендалла,«Художественное “Я”» М. Юргенсена, «Своя личная книга: люди и ихдневники» Т. Меллона, «Европейские дневники последних четырех столетий»Г. Р. Хока, «Удовольствие от дневника» Р. Блюта, «Надежда отчаявшихся» Э.Мунье, «Ролан Барт о Ролане Барте» Р. Барта и др.), которые наряду сотечественными исследованиями («История дореволюционной России вдневниках и воспоминаниях» П.
А. Зайончковского, «Дневник в России XIX–XX века» М. А. Михеева, «Дневники русских писателей XIX века:Исследование» и «Русский литературный дневник XIX века: История и теорияжанра» О. Г. Егорова, «Дневник: к определению жанра» А. А. Зализняк,«Похваладневнику»К.Р.Кобрина,«Ведениедневникакаквид4 5 коммуникативной деятельности» Т. В. Радзиевской и др.) проанализированы внастоящей работе.В рамках настоящего исследования рассматриваются преимущественнодневникизападноевропейскихавторов.Этосвязаностем,чтовдореволюционной России данная литературная форма была популярна средиписателей и общественных деятелей2 преимущественно в XIX веке.
Следуетотметить, что, например, в многотомном исследовании П. А. Зайончковского«ИсториядореволюционнойРоссиивдневникахивоспоминаниях»3,являющемся аннотированным указателем книг и публикаций в дневниках изаписях, посвященных России с XV века по 1917 год; большинство текстовсозданы до XVIII века и принадлежат иностранным политическим деятелямили купцам.
В России эта литературная форма обретает популярность в болеепоздний, послепетровский, период.В контексте мемуарного творчества в дореволюционной Россиинеобходимо упомянуть 1) дневники Н. Г. Чернышевского, составляющиезначительную часть его творческого наследия, 2) дневники А. И. Герцена,написанные в период с 1842 по 1845 годы (это записи, которые во многомпредваряют обширный автобиографический труд «Былое и думы», начатый в1852 году, а впервые опубликованный в 1868 году), 3) дневники В. Ф.Одоевского, созданные в 1859–1869 годах (они касаются прежде всегосоциальных проблем того периода и лишены размышлений личного характера,4) дневники В.
Г. Короленко, написанные в постреволюционный период (1917–1921 годы). Эти дневники, как и дневники В. Ф. Одоевского, наполненыразмышлениями о состоянии общества в период появления текста, но настраницах дневника Короленко описываются не только «язвы общества», но и, 2См., например, работы Егорова О. Г. Русский литературный дневник XIX века: История и теория жанра. М.:Флинта; Наука, 2011; Михеева М. А. Дневник в России XIX–XX века: эго-текст или пред-текст. М.: Водолей,2007.3 Зайончковский П.
А. История дореволюционной России в дневниках и воспоминаниях: Аннотированныйуказатель книг и публикаций в журналах в 5 томах. М.: Книга, 1976–1989.5 6 напротив, примеры благонравия и благоразумия. Как видно из приведеннойвыше датировки, данные записи носили спорадический характер илисоздавались в весьма ограниченный временной промежуток (как это было,например, в случае дневников А. И.
Герцена).Что касается дневников, созданных в советской России, то большинствоиз них (например, дневники Корнея Чуковского, Лидии Гинзбург, ФридыВигдоровой, Юрия Нагибина) стали доступными широкому читателю только в80-ые годы XX века и позднее, в постсоветской России, а до этого либо неиздавались вовсе, либо выходили с купюрами, что уничтожало саму сутьдневника как литературной формы. Кроме того, в процессе создания дневниковмногие авторы выражают опасения, что написанное ими будет прочитано.
Так,в 1994 году в предисловии к изданию «Дневника»4 Юрий Нагибин пишет:«Надо помнить, что военные страницы писались на фронте, в тетрадочке,которую очень легко найти, и при кажущейся ныне безопасности по темвременам тянули на «десять лет без права переписки». На этот риск я шел, норасстрела мне не хотелось, поэтому я опустил всю печальную эпопею 2-йУдарной армии, разгром под Мясным Бором, окружение, пленение генералаВласова, чему сам был свидетелем»5.Дневники, создаваемые как в России, так и в Европе, несомненно,требуют пристального изучения, поскольку позволяют не только воспроизвестите или иные особенности исторической эпохи, но также проникнуть в мысли,переживания автора. Проводимое в настоящей работе сопоставление позволяетнапримеренесколькихевропейскихавтороввычленитьхарактерныеособенности дневника, как художественного, литературного, так и частного,нехудожественного.Кроме того, изучение произведений, отличных по жанровой, видовой иродовой принадлежности, позволяет говорить не только о характерных чертахтого или иного автора в сопоставлении с другими, но и отметить 45Нагибин Ю.
Дневник. М.: Книжный дом, 1996.Там же, С. 4.6 7 композиционные и стилистические особенности, проявляющиеся в зависимостиот литературной формы. Сопоставление произведений, относящихся кхудожественной и мемуарной литературе, позволяют также выявить, какиестилистические черты присущи речи вымышленного персонажа, а какие –автору произведения.В практической части настоящего исследования рассматриваютсядневники писателей, повлиявших на становление философии и литературыэкзистенциализма: Серена Киркегора, Франца Кафки, Альбера Камю и ЖанаПоля Сартра. Выбор данного направления не случаен.
Экзистенциализмисследует человека в его контакте с миром, восприятии себя и своей жизни:«согласно экзистенциализму, вся последующая рефлексивная деятельностьчеловека производна, вторична, она укоренена в его иррефлексивном опыте –конечном, конкретном, осуществляющемся “здесь и теперь”»6. Дневникписателя-экзистенциалиставэтомслучаестановитсясвоеобразнойквинтэссенцией направления благодаря своей рефлексивной сущности.Именновдневникахписателей-экзистенциалистовможнонаблюдатьмаксимальное сближение художественного и нехудожественного дневников.