Диссертация (Восприятие и интерпретация ситуаций межличностного взаимодействия (на материале произведений живописи)), страница 5
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Восприятие и интерпретация ситуаций межличностного взаимодействия (на материале произведений живописи)". PDF-файл из архива "Восприятие и интерпретация ситуаций межличностного взаимодействия (на материале произведений живописи)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
Образ каксубстратобъектаможетвидоизменятьсяподвлияниемопределенныхманипуляций, аналогичных действиям реальных объектов. Являясь субстратомобъекта, образ способен вызывать эмоцию, аналогичную той, что вызываетсяреальнымобъектом.Многозначностьизображенияобусловленанеопределенностью образа, его неочевидностью, возможностью интерпретации исоздания новых «социальных образов».
Положения, предложенные Молинером,применялись им для исследования восприятия социальных представлений висторической живописи (п. 1.1.2), не затрагивая проблемы межличностныхотношений.Необходимым условием создания и переживания образа в эстетическойситуации является поиск и интерпретация закодированной в картине информации.Почему люди воспринимают по-разному одни и те же визуальные признакив изображении, различные аспекты одной и той же реальной ситуации? Почемумы скорее замечаем значение события, чем его признаки? Почему «коммуникация25событий» (фрагментов изображения) не вызывает затруднений у зрителя, в товремя как «коммуникация отношений» вызывает значительные затруднения привосприятии картины.
Фактор избирательности восприятия имеет место тогда,когда необходимые схемы существуют, но не используются, то есть в одномслучае воспринимается то, что в другом случае игнорируется. Как правило,зритель воспринимает информацию с точки зрения ее содержания и значения.Чем больше в его распоряжении контекстуальной или пространственнойинформации, тем легче осуществление этой задачи. Однако эти положения неподкреплены примерами и экспериментами.1. 1. 2 Образ межличностного взаимодействия в произведении живописиобъект переживания и понимания смысла отношений участниковПроизведение живописи традиционнорассматривается как социально-психологический феномен и продукт творческой деятельности личности(Василюк, 1997; Выготский, 1968; Зинченко, 1997; Леонтьев, 1972; Леонтьев,2007; Обозов, 1979; Семенов, 2006; Московичи, 1961; Жоделе, 1989; Абрик, 1992;Фламан, 1994; Молинер, 1994).
Критерием социального познания в изучениипроизведений портретной живописи выступает межличностное восприятие,отраженное в элементах поведения и отношений персонажей.«Среди важнейших механизмов межличностного восприятия выделяютследующие:1) идентификация – возникновение эмоциональной связи с другимчеловеком и восприятие себя как подобного другому человеку;2) рефлексия – понимание другого человека посредством размышленияза него;3) эмпатия – способность поставить себя на место другого человека ипереживать чувства, испытываемые этим человеком». (Свенцицкий, 2009, С.73).Механизмы межличностного восприятия изучались в рамках когнитивной26психологии:рядисследованийнепосредственнопосвященвосприятиюинтегративной информации в изображении как структуры схем (аффективных,когнитивных,личностных),вкоторыхотражаются«содержательныеситуационные инварианты взаимодействия человека со своим окружением».Средикогнитивныхсхемвыделяютсяоперативные(схемыдействия),фигуративные (схемы, в которых представлено перцептивное либо семантическоесодержаниепознавательныхобразов)иисполнительные(схемы-правилаорганизации информации) (Холодная, Паскуаль-Леон, 2004, С.
229). Привосприятии портретной живописи перцептивное содержание познавательныхобразов отражается в когнитивных фигуративных схемах, а правила организацииинформациидаютсявисполнительныхсхемах.Такиесхемыактивноиспользуются в восприятии ситуаций межличностного взаимодействия, в которыхдействуют стереотипы представлений.В когнитивной психологии рассматриваются все более сложные видыобработки информации, такие как понимание смысла, последовательностьдействий, тематическая связность контекста, декодирования, когнитивногопоиска (извлечения из памяти).
Далее, в случае отсутствия стереотипов, людичасто сталкиваются с ситуациями, для которых у них нет адекватных схем.В субъективной репрезентации зрителем ментального образа ситуации – ееоценке и формировании значений и смыслов ее элементов акцентируютсявнутренние закономерности восприятия: взаимосвязь структурных элементов;выявление образного компонента в характере ассоциативных связей; созданиегештальт-образа, как целостного представления новой ситуации. Как объектпереработки информации, структура стимула приобретает уровневый характеротражения значений и смыслов в ментальных пространствах субъекта восприятия.Осмысленность восприятия картины, по мнению Д.А.
Леонтьева, формируется навсех уровнях смыслообразования и является условием трансформации смысласитуации (Леонтьев, 2006).На этапе постижения предметно-смысловых значений картины психиказрителя воспринимает контекст через собственные представления и ассоциации27как информацию о персонажах, их чувствах и переживаниях, о предметах,обстановке, атмосфере, о взаимодействии героев, их поступках и действиях, ихотношениях к событиям. Возникновение предметных или эмоциональныхассоциацийсреальностьюнепосредственнораскрываетзначимостьизображенной ситуации для человека и, одновременно, через субъективноеэмоциональноеотношение,способствует«погружению»вситуациюипониманию ее смысла. «Погружение» в ситуацию, предполагает послойноесчитывание информации, начиная с подробного описания героев, их внешнеговида, действий, телодвижений, поз, мимики и взглядов, планов, движенияперсонажей,цветовыхакцентов,доинтерпретациинаблюдаемыхгруппэлементов, образующих «ядро» ситуации, без которых она невозможна, и«периферии» – информативных элементов, выступающих в качестве ориентировпонимания, способствующих осмыслению сюжетногоконтекста на высокомуровне обобщения.В исследованиях отечественного психолога М.В.
Осориной, в анализевосприятия детьми серии рисованных историй показано, как происходитформирование навыков психологического освоения пространственного поляизображения, как «погружение» в изображенную ситуацию способствуетвыявлениюиосмыслениюзаложеннойхудожникомзакодированноймногослойной информации. Психологически выстроенная вереница событийпозволяет ребенку пережить их на разных уровнях событийного контекста.Трудности понимания возникают при интерпретации «эмоционального слоя»информации, отраженного в поведенческих реакциях персонажей.
Это связано сумением ребенка правильно выстроить последовательность действий и поведенияперсонажей, с определением эмоционального состояния, переживаний героев. Вэтомконтекстедиспозициясущественноеперсонажейвзначениекартине,приобретаетпространственнаясимволизирующаясоциально-психологические отношения участников ситуации (Осорина, 2010, С. 157).Наиболеевысокийуровеньпониманияпроявляетсяврешениизадачи«коммуникации поведенческих элементов», отраженных в полюсном характере28межличностного взаимодействия персонажей ‒ в соотношении фигуративных иинформативных признаков изображения.Концепция информативной значимости элементов ситуации, как отмечалосьвыше, систематизирована в «теории центрального ядра» Ж Абрика (Аbric, 1992).Согласно его концепции, «социальное представление» актуализирует комплекскогнитивных элементов ситуации, объединенных отношениями друг с другом.Элементы ситуации и их отношения группируются по критерию принадлежностик«ядру»и«периферии».Под«ядром»ситуациипонимаетсягруппафигуративных элементов: персонажей как носителей смысла поведения иотношений (поз, внешности, движений, лицевых экспрессий и взглядов) вдействиях, отражающих ситуационный контекст.
К «периферии» ситуацииотносятсявсеинформативныеэлементы,актуализирующиесмыслвзаимодействия: детали-символы, фон, планы, цвет.Эмоции и мысли по поводу воображаемых событий, связанных сконтекстом ситуации, позволяют выявить модели межличностноговзаимодействия – в поиске релевантных элементов «ядра» ситуации и«периферии», в выявлении коммуникации событий и коммуникации отношений,валентности вызываемых образом эмоций: позитивных, негативных илинейтральных. Понимание при этом означает не просто декодирование значенияотдельных элементов или контекста, а сложное движение «от внешнегоразвернутого текста к его внутреннему смыслу», что является основнымтребованием, предъявляемым к пониманию» (Лурия, С. 294).ПаскальМолинерпостулировалвсвоихисследованияхобразныхпредставлений, в том числе на примере произведений исторической живописи,что восприятие образа формируется на двух уровнях – объективного изображенияи ментального образа представления.
Он выделил два уровня пониманиясмысла – контент (сюжетная основа изображения) и концепт как уровеньобобщениясоциальногосмысла.ВживописномматериалеМолинерасоциальный смысл изучался на примере ситуаций нейтральной модальности(«Отец Икара провожает и напутствует сына»). В экспериментах было показано,29что фигуративность изображения преломляется в создаваемом зрителемментальном образе ситуации (красиво оформленный десерт, свернувшийсяклубком удав и т.д.). Эмоциональная экспрессивность образа принимает триформы – позитивную, негативную и нейтральную и, наконец, неопределенностьобраза, его многозначность проявляется в личностной интерпретации этого образазрителем(например,неистовокричащийноворожденныйребенок–положительный или отрицательный образ? Красиво или уродливо?).Полученные Молинером данные дают основание для моделирования внашем исследовании ситуаций межличностного взаимодействия на основаниивалентности вызываемых ими эмоций, в контексте выявления значенийаффективных и когнитивных компонентов оценочного суждения.Психологическийаспект«значения»ситуацииотражаетсявиндивидуальной интерпретации этого значения (в случае отсутствия когнитивныхсхем) при переходе значения в личностный смысл.