Диссертация (Восприятие и интерпретация ситуаций межличностного взаимодействия (на материале произведений живописи)), страница 2
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Восприятие и интерпретация ситуаций межличностного взаимодействия (на материале произведений живописи)". PDF-файл из архива "Восприятие и интерпретация ситуаций межличностного взаимодействия (на материале произведений живописи)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
Модели межличностных отношений в изучаемых социальных ситуацияхклассифицируютсяреспондентамикакпроблемные,позитивныеилинейтральные.3).Пониманиемоделимежличностноговзаимодействиясвязаносэмоциональными и когнитивными компонентами оценочного суждения иобусловлено возрастом, профессиональным образованием и художественнойкомпетентностью респондентов.4).
Интерпретация ситуаций межличностного взаимодействия в формеоценочного суждения активизирует способности к пониманию и выявлениюпредметно-смысловых значений картин.5). Успешность реконструкции смысла (методом «инверсии» смысла напротивоположный)межличностногоизображеннойвзаимодействиявживописномобусловленапроизведенииуровнемситуациивоображенияассоциативного мышления зрителей.Выдвинутая цель и гипотезы определили следующие задачи:и91. Теоретический анализ психологических и эстетических концепцийвосприятия живописи в контексте деятельностно‒смыслового подхода.2. Исследование восприятия и интерпретации зрителями с различнымуровнем художественной компетентности различных видов межличностноговзаимодействия (супружеские – родственные, трудовые – дружеские, любовныеотношения и т.д.), представленных в живописных произведениях, с цельювыявления моделей межличностных отношений и эмпатического пониманиязрителями поведения и отношений персонажей.3.
Изучение художественных образов межличностного взаимодействиякак когнитивных моделей социальных ситуаций, стимулирующих развитиетворческого воображения.4. Проведение сравнительного анализа коммуникативных способностей кэмпатическому пониманию моделей межличностных отношений у категорийзрителей с различным уровнем художественной компетентности – любителейискусства, имеющих художественную подготовку, и «наивных» зрителей.5. Выявление соотношения эмпатического понимания моделеймежличностных отношений с другими характеристиками оценочного суждения:аффективно-рефлексивными реакциями, способностями респондентов различногопрофессионального образования к воображению и ассоциативному мышлению.6. Выявление связи уровня воображения как способности к реконструкцииизучаемого образа межличностного взаимодействия с уровнем обобщения смысла– у любителей искусства и «наивных» зрителей различного профессиональногообразования.Научная новизнаВпервые построена типология ситуаций межличностного взаимодействия:выделены модели поведения и отношений, отличающиеся типом отношений иуровнем обобщения смысла.
Выявлены качественные уровни пониманияситуаций межличностного взаимодействия, представленных в живописныхпроизведениях, установлена связь когнитивного и эмоционального компонентовоценочного суждения.10Выявлены закономерности и индивидуально-психологические особенностивосприятия ситуаций межличностного взаимодействия у категорий зрителей сразличной художественной компетентностью. В восприятии ситуаций высокойэмоциональной экспрессивности «наивные» зрители чаще ориентируются наперсонажа и наблюдаемое поведение, любители искусства чаще ориентируютсяна детали, цвет и эмоциональный образ отношений.
Впервые установлена связьвоображения, как образного компонента креативности, с пониманием смысласитуации.Успешность реконструкции смысла определена как критерийпонимания зрителем изображенной ситуацииРазработан авторский Опросник для выявления структуры оценочногосуждения–когнитивныхиэмоциональныхкомпонентоввосприятия,определяющих смысл ситуации межличностного взаимодействия на картине.Разработана методика изучения моделей межличностных отношений впроизведениях живописи.
Разработана методика на основе метода «инверсии»,для изучения влияния воображения на когнитивную активность субъекта.Теоретическая значимость диссертационного исследованиязаключается в раскрытии механизмов познания социальных ситуаций ивзаимоотношений людей, в выявлении моделей межличностных отношений впроизведениях живописи, а также эмпатического понимания изучаемыххудожественных образов в рамках социальной когнитивной деятельности, вконтексте осмысления и познания социальной реальности, ее смысловойструктуры, отраженной в системах поведения и отношений.Теоретическийвкладданногоподходазаключаетсявосмыслениисоциальной реальности, в контексте отношения человека к миру.Практическая значимость диссертационного исследованияПрименениеавторскойразработкиэкспериментаактивизируетформирование умений воспринимать и преобразовывать модели межличностныхотношений в произведениях живописи, что способствует осмыслению социальнойреальности на высоком уровне обобщения и повышает уровень эстетическойкультуры личности.11Изучение эстетического опыта и эстетических детерминант при восприятиии интерпретации ситуаций межличностного взаимодействия, как прототиповжизненных ситуаций, открывает новые возможности для развития социальногоопыта и творческого потенциала личности.Внедрение новых технологий развития воображения будет способствоватьуспешному решению творческих задач, достижению положительных результатовдеятельностинаосновеиспользованиявнутреннихресурсовличности.Результаты работы могут быть использованы в психодиагностических целях – дляизмерения творческих способностей личности.Авторские технологии исследования ситуаций межличностноговзаимодействия в произведениях живописи могут быть интегрированы впсихолого-педагогические программы в системе среднего и высшего образования,в программы дополнительного образования, а также реализованы в созданиитренингов в психологии развития, психологии менеджмента, в социальнойпсихологии, психологии здоровья.Теоретико-методологическая основа исследованияТеоретическую базу исследования составили принципы деятельностносмыслового подхода Д.А.
Леонтьева к изучению восприятия сюжетной живописи;теоретические положения исследований Г.М. Андреевой, Е.Я. Басина, В.А.Барабанщикова, Л.Я. Дорфмана, В.Н. Панферова, В.Ф. Петренко, В.Е. Семенова;методологические принципы ситуационного и интегративного подходов кисследованиюсоциальныхпредставленийвживописи,разработанныефранцузскими психологами П. Молинером, Ж.
Абриком, П. Рукеттом. Изучениеситуаций межличностного взаимодействия, как формы познания реальности,строилось на основе теории социальных представлений С. Московичи и Д.Жоделе.В изучении интерпретации художественных образов межличностноговзаимодействия, в контексте выявления их смыслового компонента, мыопирались на концепции С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Д.А. Леонтьева.12Познавательный и регуляторный компоненты восприятия изучались в руслетеории психических процессов Л.М. Веккера, в исследованиях Ф.Е.
Василюка,Н.Н. Волкова, В.А. Гуружапова, Д.А. Леонтьева, А.Р. Лурии, В.С. Собкина.Проблема творческих способностей и креативности при восприятиипортретной живописи решалась нами в русле подхода «когнитивной эстетики»Т. Любарта, Я.А. Пономарева, Д.Н. Ушакова.Методы исследованияДля проверки гипотез и поставленных исследовательских задач намиприменялсяметодэксперимента(авторскаяразработкасоциально-психологического эксперимента).В процессе эксперимента применялись следующие методики:1. Методика «погружения» в ситуацию, описанная М.В.
Осориной ‒ вразработанном автором «Дневнике самонаблюдения» ‒ для выявления моделеймежличностного взаимодействия в изучаемых ситуациях.2. Опрос («Опросник» с батареей из 4-х методик) ‒ для выявления связикогнитивных и эмоциональных компонентов оценочного суждения о ситуации:1) методика изучения эмоциональных представлений Л.Я. Дорфмана;2) методика «Словесные ассоциации» Дж. Гилфорда;3) шкала Лайкерта;4) методика самооценки психического состояния SAM Маникин.3. Проективные методы на выявление способностей к воображению:‒ «ОЯЗО» Д. Маркса – к репродуктивному воображению и яркостизрительных образов;‒ «Сеть ассоциаций» А-М де Роса – на выявление способностей кассоциативному мышлению.4.
Метод «инверсии», модифицированный автором ‒ для выявленияуспешности в реконструкции смысла ситуации.5. Тест Торренса – диагностики личностных свойств креативности.6. Графический тест «Картина мира».13Характеристика выборкиВ эксперименте приняли участие на добровольной основе 110 человек ввозрасте от 20 до 64 лет. В их числе 68% женщин и 32% мужчин, среди которыхбыли лица гуманитарной и технической направленности – 69 человек, психологидвух специализаций – 36 человек (студенты «второго высшего ипрофессиональной переподготовки», магистранты отделения «психологиидетского развития»).
В состав контрольной группы вошли любители искусства,41 человек – лица, имеющие художественную подготовку.Положения, выносимые на защиту:1. Интерпретация ситуаций межличностного взаимодействия в живописныхпроизведениях может осуществляться на качественно различных уровняхобобщения смысла: на уровне контента (наблюдаемого поведения) и концепта(смысла отношений и поведения персонажей).2. Анализ признаков изображений, раскрывающих особенности поведения иэмоциональногосостоянияучастниковмежличностноговзаимодействия,изображенного на картинах, опирается на соотношение элементов «ядра» и«периферии» ситуации и служит основанием для выделения и дифференциацииреспондентами четырех моделей межличностных отношений ‒ нейтральных,проблемных, позитивных реальных и символических. В каждой моделисуществуют стереотипные и нетипичные ситуации, в которых устанавливаетсясвязь межличностного взаимодействия с общим пониманием поведения иотношений персонажей.3.
Оценочное суждение о ситуации межличностного взаимодействиявключаеткогнитивнуюиэмоциональнуюсоставляющие:эмпатическоепонимание смысла и субъективное переживание образа межличностноговзаимодействия.4.Присходствеструктурыоценочногосужденияинтерпретацияживописных произведений лицами, имеющими художественную подготовку,отличается от интерпретации живописи «наивными» зрителями уровнем14обобщениясмыслаиумениямиреконструироватьмежличностныеотношения на картине.5. Уровень воображения в структуре оценочного суждения актуализируетспособности респондентов к ассоциированию и реконструкции смысла иопределяетуровеньобобщениясмысласитуациимежличностноговзаимодействия, отраженный в произведениях живописи.Достоверность и надежность полученных результатов была обеспеченаметодами качественной и количественной обработки данных в программеSPSS‒20, в соответствии с целью и задачами исследования.