Диссертация (Восприятие и интерпретация ситуаций межличностного взаимодействия (на материале произведений живописи))
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Восприятие и интерпретация ситуаций межличностного взаимодействия (на материале произведений живописи)". PDF-файл из архива "Восприятие и интерпретация ситуаций межличностного взаимодействия (на материале произведений живописи)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТНа правах рукописиШИРЯК МАРИЯ СЕМЕНОВНАВосприятие и интерпретация ситуаций межличностного взаимодействия(на материале произведений живописи)19.00.05 – Социальная психология (психологические науки)Диссертация на соискание ученой степеникандидата психологических наукНаучный руководитель:доктор психологических наук,профессор Свенцицкий А.Л.Санкт – Петербург2015 год2ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………......................6ГЛАВА 1.
ПРОБЛЕМА ВОСПРИЯТИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХСИТУАЦИЙ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПОРТРЕТНОЙ ЖИВОПИСИ......................161.1 Теоретический анализ психологических и эстетическихконцепций восприятия живописи…………..............................................................161.1.1 Когнитивная модель ситуации межличностноговзаимодействия как форма познания реальности…………………….....................201.1.2 Образ межличностного взаимодействия в произведенииживописи ‒ объект переживания и понимания смысла…………………………..251.1.3 Модели ситуаций межличностного взаимодействияв контексте «решения задачи на смысл»…………………………………………...301.2 Междисциплинарный характер проблемы восприятиясоциальных ситуаций в произведениях живописи ………………………………..321.2.1Проблемапознавательнойактивностивконтекстевосприятияхудожественных объектов межличностного взаимодействия…………………… 351.2.2 Проблема интерпретации ситуаций межличностноговзаимодействия в произведениях живописи…………………………………….....391.2.3 Интерпретация образов межличностного взаимодействияв форме оценочного суждения о картине…………………………..........................421.2.4 Психологическая структура оценочного суждения……………………441.2.5 Структура эмпатического понимания моделеймежличностного взаимодействия ..............................................................................461.3 Проблема творческих способностей как ресурсов эмпатического пониманияситуаций.………………………………………………………...................................521.3.1 Функции воображения при восприятии художественныхобъектов межличностного взаимодействия………………………….......................551.3.2 Воображение – когнитивный компонентинтерпретации образа межличностного взаимодействия …………………...........561.3.3 Конструктивный аспект воображения как способность креконструкции смысла ситуации межличностного взаимодействия…………......5831.3.4 Креативность в структуре творческих способностейличности как фактор преобразования действительности…………………............61ВЫВОДЫ К ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…………………………………...............................63Перечень используемых понятий……………………...............................................65ГЛАВА 2ОРГАНИЗАЦИЯ, МЕТОДЫ И ПРОЦЕДУРА РАЗВИВАЮЩЕГОЭКСПЕРИМЕНТА …………………………………………………………………..672.1 Концепция эксперимента…………………………………………………….....672.2 Описание выборки………………………………………………………………682.3 Описание процедуры эксперимента……………………………………………692.3.1 Пилотажное исследование………………....................................................732.3.2 Обоснование выбора стимульного материала.
……………………….....752.4 Описание процедуры основного исследования восприятия и интерпретациисоциальных ситуаций в живописи……………………………………………….....812.4.1 Беседа………………………………………………………………………..822.4.2 Констатирующий этап эксперимента. …………………………………...83Описание методики «погружения» в ситуацию…………….......................852.4.3 Второй этап ‒ Изучение оценочного суждения о картине ………................91Описания методик изучения структуры оценочного суждения:Методика Л.Я. Дорфмана…………………….…………………….................................. .93Эстетическая шкала Лайкерта …………………………………………………………... 94Методика самооценки SAM Маникин...............................................................................
95Методика Гилфорда «Словесные ассоциации»……………………………..……….......962.4.4Третий этап эксперимента. Диагностика творческих способностейучастников……………………………………………………………………............982.4.4.1 Методика ОЯЗО на способность к репродуктивному воображениюи яркости зрительных образов ……………………………………………………...992.4.4.2 Проективная методика «Сеть ассоциаций» де Роса……………..1002. 4. 5 Четвертый этап эксперимента. Параметр воображения в структурекреативности……………………………………………...........................................10142.4.5.1 Тест «Бросок в противоположность» на способность к реконструкциисмысла социальных ситуаций……………………………………………………...1042.4.5.2 Диагностика личностных свойств креативности.Тест Торренса……………………………………………………………………….1052.4.5.3 Проективный тест «Картина мира»………………………………......106ВЫВОДЫ КО ВТОРОЙ ГЛАВЕ…………………………………………………..107ГЛАВА 3 АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВРАЗВИВАЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА………………………………………….1103.1 Когнитивное и эмпатическое понимание смысла ситуациймежличностного взаимодействия.
Первый этап эксперимента………………….1103.1.1Выявление уровня обобщения смысла в изучаемых ситуацияхмежличностного взаимодействия.............................................................................1163.1.2 Сравнительный анализ названий картин…………………....................1193.1.3 Обсуждение результатов..........................................................................1243.1.4 Промежуточные выводы..........................................................................1283.2 Второй этап эксперимента. Интерпретация смысла ситуаций межличностноговзаимодействия в форме оценочного суждения………….....................................
1303.2.1Эмпатическое пониманиемодельных ситуаций – когнитивныйкомпонент оценочного суждения…………………………………………………. 1333.2.2 Коммуникативные способности к эмпатическому пониманиюсмысла в изучаемых ситуациях…………………………………….……………... 1363.2.3 Соотношение эмпатического понимания с параметромвоображения – ассоциативными связями с реальностью………………….......... 1513.2.4 Соотношение параметра эмпатического пониманияс аффективно-рефлексивными реакциями респондента ………………………... 1543.2.5 Обсуждение результатов второго этапа эксперимента………………..1613.3 Третий этап эксперимента. Творческие способности в ситуации восприятияживописи…………………………………………………………………………….
1613.3.1 Субтест ОЯЗО на способность к репродуктивному воображению...... 1643.3.2 Проективный тест «Сеть ассоциаций» А-М de Rosa………………… 16653.4. Четвертый этап эксперимента. Успешность преобразований…………….......1683.4.1 Успешность преобразований. Тест «Бросок впротивоположность»…………………………………………………………………1683.4.2 Диагностика личностных свойств креативностиТест Торренса в обработке Е.Туник………………………………………………. 1733.4.3 Корреляционный анализ……………………………………………....... 1753.4.4 Проективный тест «Картина мира»……….............................................
180ВЫВОДЫ К ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ…………………………………………………… 183ОБЩИЕ ВЫВОДЫ………………………………………………………………….185ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………. 187СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………… 189Перечень иллюстраций………………………………………………………….......206ПРИЛОЖЕНИЕ 1ПРИЛОЖЕНИЕ 2ПРИЛОЖЕНИЕ 3ПРИЛОЖЕНИЕ 4ПРИЛОЖЕНИЕ 5ПРИЛОЖЕНИЕ 6ПРИЛОЖЕНИЕ 7ПРИЛОЖЕНИЕ 8ПРИЛОЖЕНИЕ 9ПРИЛОЖЕНИЕ 10ПРИЛОЖЕНИЕ 11ПРИЛОЖЕНИЕ 126ВВЕДЕНИЕАктуальность исследованияВ социальных науках заметно возрос интерес к исследованиям, связанным спроблемами человеческих взаимоотношений; наиболее остро ставится вопрос опонимании человеком социальных ситуаций межличностного взаимодействия.Исследование восприятия и интерпретации художественных образовмежличностного взаимодействия в произведениях живописи становится одной изактуальных областей современной социальной психологии.
Изучение социальныхситуацийичеловеческихвзаимоотношенийчерезпризмуотношений«произведение живописи – личность» позволяет реализовать переход отобъективного к субъективному. Субъективное отражение социальных отношенийимеет значение не только для социальной психологии, но и для психологииискусства.В этом контексте существенную роль играет познание и осмыслениеситуаций межличностного взаимодействия в произведениях живописи черезприобретение навыков практической деятельности в восприятии живописи,формирование эстетического вкуса.
Художественно‒эстетическое воспитаниецелесообразно рассматривать в единстве эстетического развития и нравственногосовершенствования человека через приобщение к искусству и художественномутворчеству (Е.Я. Басин, Д.Б. Богоявленская; О.А. Карабанова, Д.А. Леонтьев,М.С. Каган, С.Х.
Раппопорт, Я.А. Пономарев, Д.В. Ушаков).В контексте реальной жизнедеятельности искусство выступает как особаяформа познания реальности, творческой активности личности, особая формаобщения художника и зрителя, моделируя систему отношений человека к миру.Степень разработанности проблемыВ исследованиях отечественных психологов Л.М. Веккера, Ф.Е. Василюка,Б.М. Величковского, Н.Н.
Волкова, Л.Я. Дорфмана, В.П. Зинченко,А.Н. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, А.Р. Лурии, В.Ф. Петренко, С.Л. Рубинштейназначительное внимание уделяется изучению познавательного и регуляторного7аспектоввосприятия.Рядисследованийнепосредственнопосвященинтеллектуальным и эмоциональным факторам восприятия, отраженным вперцептивных действиях субъекта (В.М.
Аллахвердов, В.А. Барабанщиков, Б.М.Величковский, В.П. Зинченко, М.А. Холодная), а также вопросам социальнойперцепции – восприятия и понимания человека человеком (Г.М. Андреева,А.А. Бодалев, Н.Н. Обозов, В.Н. Панферов, А.Л. Свенцицкий).Однако можно констатировать, что в отечественной и зарубежнойпсихологиималоизученсоциально-психологическийаспектпроцессаинтерпретации образов межличностного взаимодействия в произведенияхживописи (В.Е. Семенов, П. Молинер, Ж.
Абрик), не представлены результаты означении когнитивного компонента – понимания социального смысла ситуации, ороли индивидуально-психологических особенностей понимания и трансформациисмысла ситуаций межличностного взаимодействия. Отсутствуют исследованияпреобразующей функции воображения в познании социальной реальности. Донастоящего времени в социальной психологии искусства практически необращалиськвопросуотом,какпроисходитосмыслениелюдьмивзаимоотношений между ними.Восприятие произведений живописи – одна из наименее разработанныхобластей как социальной психологии, так и психологии искусства (Арнхейм,1972; Волков, 1958; Леонтьев, 2004; Петренко, 2006; Семенов, 1988).
Какпоказали исследования, эмоциональность образа, создаваемого художником,отражается в ментальном образе, создаваемом зрителем, в потоке егоассоциативных впечатлений и личностных смыслов – в процессе расшифровкизакодированныхсимволов.Однакоостроощущаетсядефицитизучениявосприятия и понимания социальных эпизодов в произведениях живописи,которые предполагают развитие субъектом способности к осмыслению ипознанию объективной действительности (Г.М.
Андреева, Е.П. Белинская, А.Р.Лурия, В.С. Собкин).Цель исследования состояла в изучении восприятия и интерпретацииситуаций межличностного взаимодействия в произведениях портретной8живописи.Объект исследования: Студенты, магистранты и преподаватели сгуманитарным, психологическим и техническим образованием (в количестве 110человек) в возрасте от 20 до 64 лет.Предмет исследования:Особенности восприятия и интерпретации ситуаций межличностноговзаимодействия в произведениях живописи категориями зрителей с различнойхудожественной компетентностью – любителями искусства (с художественнойподготовкой) и «наивными» зрителями.Гипотезы исследования1).Интерпретацияситуациймежличностноговзаимодействиявживописных произведениях может происходить на различных качественныхуровнях – наблюдаемого поведения (контента) и смысла поведения и отношений(концепта).2).