Диссертация (Влияние установок на формирование зрительного образа в условиях инверсии), страница 41
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Влияние установок на формирование зрительного образа в условиях инверсии". PDF-файл из архива "Влияние установок на формирование зрительного образа в условиях инверсии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 41 страницы из PDF
Длительность зрительногоконтакта является тем показателем, по которому судят о качестве отношений в паресобеседников,ещёбольшеэтотпоказательважендлядиагностикирасстройстваутистического спектра, в нем отражается, насколько готов ребёнок взаимодействовать смиром, и если готов, то с чем или с кем. Личностный смысл проявляет себя в установкахвсех уровней: и в выборе целей, и в способах действия, что согласуется с представлениями осмысловой установке, которая стабилизирует процесс деятельности в целом, проявляется ввыборе тех или иных целей и выступает в роли фильтра по отношению к установкамнижележащих уровней — целевой и операциональной установкам.Отношения между операциональными и смысловыми установками не так просты, какможет показаться на первый взгляд, как и в случае отношений и взаимопереходов операции,действия и деятельности. Где те грани и переходы, которые помогут нам раскрыть природуих взаимоотношений? Возможно, наряду с выделением нескольких разновидностейоперациональных установок: ситуационально-действенных, предметных, импульсивных,можно было бы подразделить смысловые установки на установки, генез которых связан с164культурой, «вычерпыванием» смыслов из мира значений, и установки, связанные с историейличного опыта (как в случае с экспериментом, где обычная работа горничных была имипереосмыслена (Crum, Langer, 2013).
Но такое деление было бы упрощением, некоторойредукцией, потому что мир культуры тесно переплетён с личностью. И на первый планвыходят вопросы генеза, становления смыслов и смысловых установок, их взаимодействия сдругими установками. Как определить, что первоначально двигающая человеком смысловаяустановка уже превратилась даже не в целевую, а в операциональную, и человек делает чтото по привычке? Как понять, что привычка, то, что скорее можно описать какоперациональную установку, сама стала смыслом? Подобную ситуацию отражают известныеслова А.С. Пушкина: «привычка свыше нам дана, замена счастию она». Или как выделять теслучаи, когда через привычку, операциональную установку обретается смысл? Это отраженов словах другого классика А.
Сент-Экзюпери при описании им понятия «приручить»:— Нет, — сказал Маленький принц. — Я ищу друзей. А как это — приручить?— Это давно забытое понятие, — объяснил Лис. — Оно означает: создать узы.— Узы?— Вот именно, — сказал Лис. — Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик,точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе тоже ненужен.
Я для тебя всего только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Ноесли ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственным вцелом свете. И я буду для тебя один в целом свете… Если ты меня приручишь, моя жизньсловно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других. Заслышавлюдские шаги, я всегда убегаю и прячусь. Но твоя походка позовет меня, точно музыка, и явыйду из своего убежища. И потом — смотри! Видишь, вон там, в полях, зреет пшеница? Яне ем хлеба. Колосья мне не нужны.
Пшеничные поля ни о чем мне не говорят. И этогрустно! Но у тебя золотые волосы. И как чудесно будет, когда ты меня приручишь!Золотая пшеница станет напоминать мне тебя. И я полюблю шелест колосьев на ветру…Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!— А что для этого надо делать? — спросил Маленький принц.— Надо запастись терпеньем, — ответил Лис. — Сперва сядь вон там, поодаль, натраву — вот так.
Я буду на тебя искоса поглядывать, а ты молчи. Слова только мешаютпонимать друг друга. Но с каждым днем садись немножко ближе (Сент-Экзюпери,электр.ресурс ).Данное феноменологически точное описание отражает этот незримый переход отвосприятия чего-то как обыденной вещи к тому, что становится значимым и обретает смысл.165Поймать генез установок в экспериментальной работе очень сложно, но данный вопроспредставляется интересным и важным и может стать темой дальнейших исследований.Инверсия и виртуальная реальность.Как уже упоминалось выше, вопрос о методах изучения когнитивных процессов нетеряет своей актуальности и остроты.
При этом нам представляется, что потенциал методаинверсии для изучения восприятия не исчерпан полностью. Применение инвертоскопа идругих оптических приборов на данный момент встречается нечасто, и одной из причинэтого являются сложности, связанные с проектированием и изготовлением приборов,использованием оптических призм, имеющих нестандартные размеры и формы.
Новыегоризонты для развития самого метода инверсии открывают современные инновационныетехнологии, которые позволяют перенести принцип инверсии изображения на другуютехническую основу, а именно использовать технологии виртуальной реальности (ВР),например, шлем ВР или комнату виртуальной реальности (Cave).Как мы уже замечали выше, сама реализация метода инверсии на базе технологии ВРставит перед исследователем дополнительные вопросы, в том числе – что именно мыпонимаем под инверсией:- только ли переворот на 180 градусов (как на Рис. 22),- или зеркализацию по горизонтали,- или непривычное смещение при движении,- или совокупность всех этих факторов?Рис. 22. Переворот на 180º или «с ног на голову».Расщепить влияние этих факторов раньше было невозможно, так как исследованияинверсии проводились с помощью оптического прибора - инвертоскопа, который неизбежновсе эти факторы совмещал.
И под словосочетанием «инверсия зрительно поля» в166действительности подразумевалось то, что человек видит, когда смотрит через инвертоскоп.Использование технологий ВР открывает нам новые возможности в использовании ужеизвестного метода и позволяет приблизиться к пониманию, что из перечисленного являетсянеобходимым, наиболее критичным, для того чтобы эффект инверсии как оптическогоискажения было наиболее выраженным.В процессе создания стимульного материала для виртуальной сцены было выяснено,что простой переворот на 180° легко реализуется в системе ВР, а зеркализация погоризонтали - сложно.
Использование разных программно-аппаратных средств для созданиявиртуальных сред подразумевают разные варианты реализации метода инверсии. Важнопонимать возможности и ограничения имеющихся технологических платформ дляреализации разных видов оптических искажений, чтобы в зависимости от поставленных висследовании целей выбирать наиболее оптимальную и удобную платформу. В Табл. 20представлены те ограничения, которые накладываются техническими характеристикамиинвертоскопа, кейва или шлема ВР для создания оптических искажений.Табл. 20. Реализуемость оптических искажений с помощью разных технических средств.ИнвертоскопОграничениезрения.CaveШлем ВРугла Существенное.Нетограничения, Ограничение есть, ноЗависит от размеров инвертируетсявся незначительное.призм.Большие виртуальная среда.призмынеудобныдля ношения.Возможностьнепрерывногодлительногонаблюденияинвертированногопространства.Практическии ограничений.нет Длительноепребываниеиспытуемогозатруднено.Длительноеиспользованиезатруднено.Возможностьпередвигатьсяпространстве.Практическив ограничений.нет Ограниченоплощадью кейва.Ограничено длинойсоединительногокабеляВозможностьНевозможно.изменятьвидыоптическихискажения,менятьпараметрыискажений.Возможно в широких Возможно в широкихпределах.пределах.167Возможность переноса отдельных методов и методик на технологическую базусовременных систем ВР не так проста и заслуживает отдельного рассмотрения.
Так,например, оказался невозможным перевод на платформу ВР методики «двойногопереворота»,представляетсяиспользованныйневозможнымвпопервомисследовании.определению:ведьПереносэкспериментэтойметодикиподразумеваетобъективный переворот реального макета комнаты.При дальнейшем рассмотрении того, чем является инверсия, и как её можно воссоздатьв системах ВР, было решено отталкиваться от того, что и как видит испытуемый, когдасмотрит через инвертоскоп. Таким образом, в качестве основных факторов, которые создаютперцептивную неопределённость были выделены переворот на 180º и характерные дляинверсии необычные смещения при перемещениях (подробно они были описаны выше).Используя программное обеспечение, необходимое для разработки приложений всистемах ВР (например, «Virtools», «Unity» или, как в нашем случае, «3Dvia»), можнозапрограммировать именно эти признаки моделируемой виртуальной сцены (с цельюсоздания условий перцептивной неопределенности), и тем самым воссоздать метод инверсиина новой технической платформе.
В данном случае критичным фактором по отношению кхарактеристикам виртуальной реальности является наличие трекинга, т.е. регистрации иучета движений испытуемого для отображения изменений объемлющего оптического строя,соответствующих движениям, на экранах виртуальной комнаты или экранах бинокулярногодисплея (шлеме виртуальной реальности).
Отсутствие трекинга будет подталкиватьиспытуемого к тому, что предъявляемая информация воспринимается им в большей степеникак фильм, движущееся изображение. О важнейшей роли движений зрительной сцены,связанной с соответствующими движениями человека, писал Дж.
Гибсон, обсуждая вопрос опреимуществах съемки кино движущейся камерой (Гибсон, 1988). Стоит подчеркнуть, чтотрекинг движений не только помогает создать у испытуемого чувство присутствия впространстве виртуальной сцены, но и является критичным для воссоздания инверсии в ВР.Несомненным плюсом использования ВР является создание условий, одинаковых длявсех испытуемых. Виртуальная среда может быть любых размеров и предъявляетиспытуемому стимульный материал, расположенный также, как и для других испытуемых сточностью до миллиметра. К сожалению, лабораторные условия не всегда позволяют занятьподэкспериментмногопространстваиобеспечитьполнуюнеприкосновенностьстимульного материала.
Также ВР в нашем случае позволяла ограничить передвиженияиспытуемого (чтобы он не мог подойти к полке слишком близко или отойти слишкомдалеко), в виртуальной среде это выглядело ненавязчиво, испытуемый просто не получалникакого результата при дальнейшем нажимании на кнопки вперёд или назад. Не было168необходимости, как это было бы в реальности, ставить дополнительные ограничительныестойки перед книжным стеллажом.Отдельно стоит отметить, что ВР предоставляет большие возможности для переноса нановую техническую базу методов, связанных с изменениями оптического строя в рамкахэкологической теории восприятия Гибсона (Гибсон, 1988). И для исследовательских целей, идля демонстраций феноменов в образовательных целях удобным и экономичнымоказывается именно использование ВР в виду простоты и функциональности новыхрешений.
Например, эксперимент Дж. Гибсона с качелями (в котором качели вдействительности были стационарными, а комната вращалась вокруг них, о чём испытуемыене знали (Гибсон, 1988)) обладает серьёзными требованиями для осуществления:необходимо проектирование и строительство данного устройства, отведение достаточногоколичества места для данной комнаты, большие денежные затраты. Очевидно, что такоевозможно создать лишь в очень крупных исследовательских центрах. Возможно, именнопоэтому студентам суждено лишь читать о таких уникальных исследованиях в учебнике илижурнальных статьях. На наш взгляд, современные системы ВР можно использовать длярешения широкого круга научных задач: экспериментальное изучения роли различныхзрительных признаков глубины, эффективность сочетания различных зрительных признаков,изучения зрительных кинестезий и многое другое.Выводы1.