Диссертация (Влияние установок на формирование зрительного образа в условиях инверсии), страница 4
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Влияние установок на формирование зрительного образа в условиях инверсии". PDF-файл из архива "Влияние установок на формирование зрительного образа в условиях инверсии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
Предметность восприятия и актуалгенез зрительного образа.Исследование восприятия это, в основном, исследование того,как обеспечивается предметность образа и как отражаютсяопределяемые ею различные свойства объектов.В.А. ИванниковВосприятие представляет собой сложный, быстротечный, свернутый во временипроцесс, изучение которого представляет собой отдельную непростую проблему.Результатомпроцессавосприятияявляетсяпостроениечувственногообразапредставленных в нем объектов и ситуации в целом (Брунер, 1977, Леонтьев, 1983).Одним из самых главных качеств перцептивного образа объекта является предметность.101.1.1.
Предметность восприятия.Предметность восприятия представляет собой ключевую характеристику восприятия,именно она отличает восприятие от ощущения: восприятие всегда предметно, мывоспринимаем конкретные вещи, события, а не хаотический набор звуков, цветов,изображений, в то время как ощущение по большей части непредметно.Предметностьобразавосприятияподразумеваетследующиехарактеристики:(Логвиненко, 1981, 1987; Гусев, 2007):- Объективированность, вынесенность объекта восприятия вовне: чувственныевпечатления о внешнем мире, получаемые с помощью органов чувств, мы относим не крецепторным поверхностям, а к самим предметам. Образ предмета отнесён не к нам, а кокружающему миру, принадлежит его объективной системе координат. А.Н.
Леонтьевподчеркивает: «в образе нам даны не наши субъективные состояния, а сами объекты»(Леонтьев, 1983, с. 128).- Предметный образ переживается как реальный, существующий вне нас и независимоот нас.- Полимодальность образа: предмет восприятия презентируется субъекту во всех своихсвойствах и характеристиках, например, цвет, размер, форма, запах. Разные сенсорныекачества выступают как единое целое.- Предметный образ представляется нам означенным, т.е. отнесенным к определённомупонятию, категории.
Эту важную характеристику предметного образа А.Н. Леонтьевназывает амодальностью. Предметный мир представляет собой систему «объектнообъектных» связей, говорить о сенсорных модальностях возможно лишь в случае субъектнообъектных взаимодействий (Леонтьев, 1983). Особенностью предметного мира является то,что мы воспринимаем его «не только в координатах пространства и времени (в движении),но и ещё в одном квазипространстве, которому в традиционной психологии приписывалосьтолько субъективное существование; это – пространство значений» (Леонтьев, 1976, с. 26).Воспринимая предмет, мы воспринимаем не только его цвет, форму, положение впространстве и другие отдельные характеристики, но и его значение, относя к какой-либокатегории.
Например, мы видим стол, а не деревянный прямоугольник на четырех ножках.Значения связаны не только с обликом вещей, они выступают в объективных связяхпредметного мира, отражают объективные характеристики, выделяемые культурой иобществом. Таким образом, значения несут в себе особуюмерность: мерностьвнутрисистемных связей объективного мира. А.Н. Леонтьев называет это смысловое поле,систему значений, «пятым квазиизмерением» в котором человеку открывается объективныймир (Леонтьев, 1983).
Человек как субъект познания живет в многогранном мире и для того,11чтобы успешно с этим миром взаимодействовать, ему необходим многомерный образреальности. Таким образом, проблему восприятия можно переформулировать как проблемупостроения многомерного образа мира в сознании субъекта, а именно: изучение того, каксубъект строит образ мира, в котором он действует, живёт, частично меняет его, и как образмира функционирует, как влияет на его деятельность субъекта в объективно реальном мире(Леонтьев, 1983; Смирнов, 1985).Отдельно стоит остановиться на взаимоотношениях сенсорной основы образа и егоозначенности. Перцептивный образ не является суммой ощущений, но строится начувственной основе, которая наполнена предметным содержанием.
При этом предметноезначение подразумевает не только информацию о характеристиках объекта, представленныхв его содержании чувственно, но и его отнесение на этой основе к какой-либо категории, т.е.принадлежностькопределённомуклассупредметовчеловеческойкультуры,чтохарактеризуется как «означенность».Важной характеристикой восприятия является процессуальность.
Без неё невозможнообъяснить восприятие. В. А. Барабанщиков отмечает, что процессуальность восприятияотмечалась ещё такими классиками, как В. Вундт, У. Джеймс, Э. Титченер и др. Автор такописывает процессуальность: «Чувственный образ не является застывшим отпечаткомдействительности, а развивается в направлении всё большей адекватности и полноты»(Барабанщиков,2006,с.21).Перцептивныйпроцессразворачиваетсяблагодарявзаимодействию индивида с окружающей средой, в результате этого взаимодействияменяются, как объект восприятия, так и сам индивид.Тема предметности восприятия связана не столько с субъектом восприятия, сколько стем миром, который этот субъект воспринимает, в котором действует, предметные значениякоторого усваивает. Но сам субъект восприятия является ничуть не менее важной частьюпроцесса восприятия, поэтому обратимся к его рассмотрению.1.1.2.
Субъект восприятия.«Альфой» и «омегой» анализа перцептивного процесса является воспринимающий –тот, кому принадлежит, и кто осуществляет данный процесс» (Барабанщиков, 2006, с. 56).Действительно, субъект восприятия не является чистым зеркалом, просто отражающим то,что попадает в поле его видения. На то, что и как воспримет субъект влияет множествофакторов, среди которых прошлый опыт, смысловая сфера личности, потребности, эмоции,индивидуально-психологические особенности, установки (Барабанщиков, 2000). В своейкниге «Искусство видеть» Д.
Бергер не останавливается на утверждении о том, что то, чтомы видим зависит от того, что мы знаем или во что мы верим. Он идёт дальше и говорит:«Мы видим только то, на что смотрим. А смотреть – это совершать выбор. В результате12сделанного выбора то, что мы видим, становится доступным нам. Всякое изображениевоплощает в себе некоторый способ видеть» (Бергер, 2012, с. 11). Более того, хотя любоеизображение уже воплощает в себе определённый способ видения, отражает некоторуюточку зрения его создателя, мы принимаем этот взгляд в той мере, в которой онсоответствует нашим собственным наблюдениям (Бергер, 2012).Воспринимающийможетинициировать перцептивныйпроцесс, распоряжатьсяимеющимися реcурсами (например, опытом), в итоге он активно участвует в формированииобраза действительности.
При этом воспринимающий в одних случаях может сознательнопытаться повлиять на собственное восприятие действительности, в других же случаях подвергается влиянию неосознаваемых им факторов. В качестве самых ярких примеровподобных неосознаваемых факторов можно привести феномен перцептивной защиты(Брунер, 1977); влияние бессознательного, проявляющееся в ошибках восприятия, подробноописанных З.Фрейдом в психопатологии обыденной жизни (Фрейд, 2013); установочнаярегуляция восприятия (Узнадзе, 2001). В.А.
Барабанщиков отмечает, что, хотя перцептивнаяустановка не входит в само содержание переживаемого образа, она определяет его, а именноснижает порог чувствительности к определённым свойствам предмета восприятия, создаётконтекст, в котором интерпретируется воспринимаемое. Более того, установка являетсяпромежуточнымзвеном,посредником,которыйсоединяетобразсдвигательнойактивностью субъекта (Барабанщиков 2002, 2006). Ещё Д.Н. Узнадзе отмечал невозможностьпростого перехода от репрезентации, образа к движению и опосредующую роль установкикак для внутренних (образы), так и для внешних (движения) актов перцептивной активности(Узнадзе, 2001; Барабанщиков, 2006).Сложно переоценить роль субъекта восприятия (Асмолов, 2002, Соколова, 1976).
В.А.Барабанщиков видит в сближении проблематики личности и восприятия условие дляразвития психологической науки: «через понятие «субъект восприятия» исследовательполучает выход на проблемы психологии личности и межличностного восприятия»(Барабанщиков, 2006, с. 216).Субъект восприятия представляется нам достаточно сложным и многограннымпонятием. Говоря об активности воспринимающего и о том, какие именно субъектныефакторы влияют на процесс восприятия, мы неминуемо затрагиваем такие темы, какмотивация, индивидуальные различия, ценности и смыслы, эмоции, потребности, прошлыйопыт и многие другие. Для того, чтобы не только не утонуть в этом многообразии факторови попытаться вычислить, оказывает ли влияние на процесс восприятия каждый отдельныйфактор, но и прийти к рассмотрению совместного влияния этих факторов (чтопредставляется нам более экологически валидным), нам необходимо определиться с теми13методологическими рамками и конструктами, на которые мы будем опираться впроведённом исследовании.