Диссертация (Методика интеграции аутентичного песенного материала в систему средств обучения иностранному языку (английский язык; неязыковой вуз)), страница 7
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Методика интеграции аутентичного песенного материала в систему средств обучения иностранному языку (английский язык; неязыковой вуз)". PDF-файл из архива "Методика интеграции аутентичного песенного материала в систему средств обучения иностранному языку (английский язык; неязыковой вуз)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 7 страницы из PDF
В упомянутом вышеисследовании И.А. Андреевой также подчеркивается, что сопоставлениемузыкального и речевого восприятия представляют собой два видавосприятия, имеющие единое ритмическое начало, поскольку музыкусвязывают с коммуникативным опытом слушателя. Так, музыкальныепроизведения вызывают у него речевые ассоциации и дают установку на40восприятие речи и музыки в качестве единого коммуникативногокомплекса с ритмической основой, а ритм способствует более быстрому иэффективному усвоению информации [Андреева 2002].В 40-е годы ХХ века в России появилось понятие «функциональнаямузыка» по отношению к музыке, сопутствующей трудовой деятельности.Данный вид музыки оказывает комплексное воздействие на слушателя:стимулирует физическую активность и повышает работоспособностьчеловека, нормализует функциональное состояние организма; являетсяодним из средств организации труда; помогает решению психологических,физиологических, экономических, эстетических проблем – это одно изсредств профилактики стресса и отвлечения от беспокоящих мыслей[Глазунова 1999].
Предшественником идей функциональной музыкиисследовательЕ.М. ОрловасчитаетВ.М. Бехтерева,изучавшеговозможности влияния музыки и ее применения в трудовой деятельностикак восстановительного средства при утомлении от тяжелых умственных ифизических нагрузок. В.М. Бехтерев первым указал на «потенциалприменениямузыкикакстимулирующего,отвлекающегоивосстанавливающего силы средства» [Орлова 2015: 88], особо выделяяблаготворное эстетическое и эмоциональное воздействие музыки натрудящихся при выполнении тяжелой и монотонной работы.Исследования в области музыкальной терапии, проведенныеамериканскими специалистами, также свидетельствуют о том, что музыкапомогает переключиться с плохого настроения на позитивный лад дажетем людям, которые подвержены депрессиям [de l'Etoile 2002].
М. Лазар,специалист по музыкальной терапии, директор центра «Coast MusicTherapy», отмечает, что использование музыки на уроке помогаетразвитию творческих способностей у детей, страдающих аутизмом идругими психологическими расстройствами. По ее наблюдениям, музыкасоздает положительную атмосферу на занятии, способствует повышению41мотивации у детей и облегчает сотрудничество учеников с учителем [LazarURL].Музыка активно использовалась в аудиовизуальных методахобучения в 1950-70-е за рубежом с целью избежать монотонности примногократном повторении изучаемого материала [Bartle 1962; Kanel 2000];релаксации и подготовки учащихся к восприятию новой информации[Лозанов 1970; Bancroft 1978; Magahay-Johnson 1984]; для активизациикогнитивных и метакогнитивных стратегий учащихся, упрощающихусвоениеновойинформации[Jones2008].Р.
Алленпредлагаетиспользовать музыку до занятия, поскольку она помогает создать уучащихся определенный положительный настрой, и после занятия, чтобысозданный во время урока настрой не пропадал [Allen URL]. Он жеотмечает, что некоторые учителя используют фоновую инструментальнуюмузыку во время групповых дискуссий для изоляции разных группучащихся, чтобы сконцентрировать их внимание на предмете обсуждения.Н.Ф. Орлова вводит в своем исследовании понятие «музыкальнаянаглядность»,ккоторойотноситфонограммывокальнойиинструментальной музыки, иллюстрирующие текстовый музыковедческийматериал или выступающие в качестве самостоятельного средстваобучения. Полученные ею данные позволяют говорить о том, чтомузыкальная наглядность в учебном процессе выполняет целый ряддидактическихфункций–мотивационно-побудительную,коммуникативно-стимулирующую,лингвокультурную,эстетически-развивающую и иллюстративную [Орлова 1991].Существуют также исследования, нацеленные на поиск взаимосвязимежду музыкой и эффективностью изучения иностранного языка.
Так,немецкие исследователи Г. Блелль и К. Хельвиг выделяют следующиефункции, объединяющие музыку и иностранный язык: физиологическую(музыкапомогаетспособствуетзапоминанию);расслаблению,разгрузке);психогигиеническуюэмоциональную(музыка(музыкальные42произведения вызывают эмоции, чувства); социально-психологическую(музыка помогает установлению взаимопонимания в группе); когнитивную(музыка способствует мыслительным процессам), коммуникативную(музыкапомогаетналадитьгрупповоеобщение)ифункциюбессознательного учения (при прослушивании песен языковые единицызапоминаются на бессознательном уровне) [Blell, Hellwig 1996].Другойисследователь,Т. Блоджет,выделяет7основныхспособностей, на развитие которых влияет использование музыки вобучении: 1) кинестетическая (танцы, хлопки, движения тела, перкуссия),2) музыкальная (слушание, пение, игра, распознавание/угадывание),3) языковая (интерпретация слов песен, упражнения на пониманиесодержания), 4) логическая/математическая («музыка как математика»),5) социальная (хор, танец, совместное выполнение заданий), 6) визуальная(восприятие иллюстраций, театральные постановки, просмотр видео),7) личностно-развивающая [Blodget URL].И.А.
Андреева в своем диссертационном исследовании различаетследующиефункциимолодежнойритмическоймузыкиприееиспользовании на уроке иностранного языка: 1) функция инструментапознания – музыка помогает слушателям приобщиться к внутреннемумиру ее авторов и исполнителей и лучше понять настроения в обществе;2) функция сопровождения деятельности – музыкальные произведенияспособствуют созданию определенного настроения, помогают отдохнуть,формируютинтеллектуальные,волевыеинравственныекачестваучащихся; 3) функция участника и организатора социального общения –музыка способствует созданию художественно-звуковых образов, передачеэмоционального и духовного опыта, организации общественных действий,обрядов и ритуалов, помогая установлению более тесного общения междуслушателями; 4) функция формирования ценностных ориентаций – вмузыке отражаются ценности общества, эстетические и нравственныеориентиры [Андреева 2002].43По мнению Ю.А.
Макковеевой, существуют следующие потребностиучащихся, отвечающие взаимодействию с аудитивной музыкальнойинформацией: 1) коммуникативные – потребности в общении, связанныесо стремлением подростков найти сверстников со схожими убеждениями,взглядами,идеями,чувствами;2)нравственные–связанныеспереживанием нравственных проблем; 3) художественно-эстетические –потребности в глубоком эстетическом переживании прекрасного; 4)познавательные – потребности в получении новой, интересной, личностнозначимой информации; 5) развлекательные – потребности в отдыхе,развлечении и разнообразии [Макковеева 2007].Проведенное в данном параграфе исследование позволило обобщитьсделанные выводы о дидактическом потенциале музыке в приведеннойниже таблице (Таблица 2).44Таблица 2.Дидактический потенциал музыкиСфера влиянияЭмоцииИсследовательПлатон [1971]Пифагор [Герцман 2003]В.М. Теплов [2003]В.Н.
Митителло[1996]А.И. Щербакова [2005]И.А. Андреева [2002]G. Blell, K. Hellwig [1996]И.А. Андреева [2002]С. Brewer, D. Campbell [1991]МышлениеЭтикаВ.А. Сухомлинский [1977]R. Jones [2008]Г. Лозанов [1970]W. Bancroft [1978]W. Magahay-Johnson [1984]M.H.Thaut, D.A. Peterson,G.C.McIntosh [2005]Г. Лозанов [1970]W. Bancroft [1978]Аристотель [2010]Аристоксен [1997]В.М. Бехтерев [1916]В.А. Сухомлинский [1977]Особенности музыкального воздействияМузыкальный ритм и гармония приучают к упорядоченности в движениях, мыслях, эмоцияхи деятельности.Семь модусов, или ключей, греческой системы музыки имеют силу возбуждения различныхэмоций.Пение утром очищает ум и возбуждает активность, пение вечером успокаивает и настраиваетна отдых.Чувства, эмоции и настроения являются содержанием музыки.Музыка выступает как психологический стимулятор и средство эмоционально-оценочнойкоммуникации.Музыка оказывает влияние на эмоциональный и интеллектуальный рост личности.Через музыку происходит передача эмоционального и духовного опыта.Музыка – способ расслабления и эмоциональной разгрузки, средство передачиэмоционального опыта.Эмоциональное содержание музыки отражает опыт определенного общества и переживанияконкретного субъекта.Музыка способствует активизация мыслительной деятельности.Музыка обеспечивает вовлечение когнитивных и метакогнитивных стратегий учащихся,благодаря чему упрощается усвоение новой информации.Музыка выступает способом релаксации и подготовки мозга к восприятию новойинформации.Благодаря этическим свойствам музыка положительно влияет на моральные качествачеловека.Музыке свойственна воспитательная и очистительная роль.Музыка поддерживает нравственное воспитание личности.45И.
Г. Песталоцци [1981]Ж.-Ж. Руссо [1961]Л.Н. Толстой [1989]К.Д. Ушинский [1968]С.Т. Шацкий [1958]В.Н. Шацкая [1975]И.А. Андреева [2002]ЭстетикаВ.А. Сухомлинский [1977]В.М. Бехтерев [1916]И.А. Андреева [2002]КультураС. Brewer, D. Campbell [1991]E.Jensen [2000]ВосприятиеИ.А. Андреева [2002]R. Jones [2008]Ю.А. Комарова [2007]А.А. Ухтомский [1950]И.М.
Сеченов [1873]И.П. Павлов [1949]Н.Е. Введенский [1954]В.М. Теплов [2003]Музыка служит средством формирования личности, ее нравственно-эстетических качеств,социальных идеалов гуманизма, любви к родине.Использование музыки положительно влияет на формирование интеллектуальных, волевых инравственных качеств учащихся.Музыка заключает в себе важную с точки зрения обучения эстетическую функцию.Музыка оказывает благотворное эстетическое и эмоциональное воздействие на трудящихсяпри выполнении тяжелой и монотонной работы.Музыка отражает эстетические ориентиры общества.Музыка обладает большой художественной ценностью, отражает образ жизни и мышлениеносителей той или иной культуры, вызывает чувства сопричастности отраженному в нейопыту.Музыка – это одно из средств выживания человечества, рассматриваемая на генетическомуровне как часть его биологического наследияЧерез музыку происходит приобщение к внутреннему миру ее авторов и исполнителей,передача духовного опыта и ценностей общества.Музыкальный образ раскрывается и формируется одновременно с экстрамузыкальнымимыслительными и перцептивными образами.Согласно теории о доминанте, благодаря музыке создается очаг устойчивого возбуждения,через который проходит воспринимаемая мозгом в конкретный отрезок времени информация.Благодаря созданию доминантного очага возбуждения в коре головного мозга появляетсявозможность более быстрого восстановления после болезни.Во время восприятия музыки происходит ее эмоциональное переживание, которое связано споиском ассоциаций, собственных представлений, художественно-образным осмыслением,предугадыванием, предвосхищением будущего развития, осознанием, осмыслениемсодержания.46И.А.