Отзыв официального оппонента (авт. Юхнова В. С.) (Библейские темы в русской поэзии XVIII – первой половины XIX века), страница 2
Описание файла
Файл "Отзыв официального оппонента (авт. Юхнова В. С.)" внутри архива находится в следующих папках: Библейские темы в русской поэзии XVIII – первой половины XIX века, Документы. PDF-файл из архива "Библейские темы в русской поэзии XVIII – первой половины XIX века", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
366). В.Л. Коровинрассматривает поэму Лермонтова вне привычного - байроновского контекста и находит целый ряд доказательств, которые позволяютопровергнуть утверждение Б.М. Эйхенбаума об отсутствии связи «Демона» с«поэмой в стиле Мильтона». А это важно, так как, как показано в работе,«Байрон переосмысливал библейские образы и сюжеты в целяхсамовыражения, а Милтон актуализировал для современников их подлинныйсмысл» (дис, с. 353).
Прослеживая эволюцию замысла, сравнивая разныередакции поэмы, В.Л. Коровин особо выделяет V редакцию, в которойформируется новая концепция образа Демона и появляются библейскиереминисценции. Особую ценность имеют его указания на ряд не выявленныхранее библейских аллюзий в разных редакциях «Демона», - в частности,В.Л. Коровин находит точную цитату из Книги Иова в диалоге о Боге,обнаруживает соответствие сюжета поздних редакций поэмы рассказу оСарре в Книге Товита.
Эти находки позволили по-новому интерпретироватьдиалог о Боге (вывод о том, что Лермонтов исключил этот диалог не поцензурным, а по художественным соображениям, обоснован и, надеемся,будет учтен при последующих изданиях произведения) и клятву Демона.Осуществляя свое исследование, В.Л. Коровин следует таким путем:через анализ отдельных произведений к выявлению общих тенденций,закономерностей в функционировании библейских тем и сюжетов в русскойсловесности.
По сути, в диссертации прослеживается формированиехудожественных «канонов», типичных жанровых форм, мотивныхкомплексов в произведениях, авторы которых выступают истолкователямиБиблии. Этот путь мотивирует дробность диссертации: в ней пятнадцатьглав, некоторые невелики по объему (так, глава 15 «Видение МакарияВеликого» - потаенная поэма Ф.Н. Глинки» без приложения составляет 6страниц).
Рассматривая отдельные литературные явления, В.Л. Коровинвключает их в обширный исторический и литературный контекст, делаетнемало интересных и убедительных указаний на синхронические и5диахронические связи «библейских» стихотворений и поэм разных авторов.Сам В.Л. Коровин внутреннюю логику расположения материала подробнообъясняет во Введении и выделяет в своей диссертации два основных блока:первый (1-4 главы) - это лирические произведения, второй (5-15) - поэмы.Однако, кроме жанрового, в диссертации прослеживается и другой принципструктурирования научного материала - в ней намечается несколькомагистральных «сюжетов», к которым постоянно возвращается автор, - этоистория Иова, потоп, сотворение мира и потерянный рай, вопрос овозникновении зла.
Эти стержневые линии анализа и придают работецельный характер.Отметим еще одну особенность работы — всестороннее, глубокоеобобщение существующих научных трудов по заявленной теме: от первых,еще прижизненных откликов на произведение, работ дореволюционныхученых до самых последних исследований русских и зарубежных авторов.Поэтому диссертация В.Л. Коровина имеет еще и ценностьбиблиографическую. Список источников и литературы включает 656позиций. Его необходимо издать отдельным библиографическим указателем,для удобства разграничив произведения, научную литературу, архивныеисточники (в самой диссертации выделены в отдельный раздел толькоархивные источники).Работа В.Л.
Коровина отличается живой заинтересованностью в теме,предмете исследования; несомненен ее научный и просветительскийхарактер. Стоит отметить и саму форму изложения: не отступая оттребований научного стиля, В.Л. Коровин написал текст, который читается синтересом и увлечением. Он включает читателя в соразмышление,расставляя акценты, подытоживая, обобщая свои наблюдения. И как-то поособенному пишет о каждом из авторов, в результате тот же С.С. Бобров вдиссертации - не просто объект научного изучения, но личность сопределенным психологическим складом, к которой у В.Л. Коровина естьсвое (любовно-ироническое) отношение.В качестве замечаний можно указать на наличие в диссертациинекоторых повторов (например, несколько раз воспроизводится такоеопределение библейской поэмы - «смешение вымысла с истинною религиею,выраженное в формах древней языческой поэзии»).
Они обращают на себявнимание, но часто воспринимаются как сознательный методический прием- повторить известное, чтобы двигаться дальше. И второй момент:положения, выносимые на защиту, сформулированы так, что очень многие6ценные наблюдения и выводы (прежде всего связанные с анализомвнутреннего строя анализируемых произведений) не получили в нихотражения.Анализ широкого теоретического и научного материала по вопросамисследования, привлечение большого числа архивных и труднодоступныхисточников, использование проверенных методов научного исследованияобеспечивает исследованию В.Л.
Коровина достоверность и обоснованностьполученных результатов.Автореферат и 80 публикаций автора, включающих 2 монографии, 19статей в изданиях, рекомендованных ВАК, в полном объеме отражаютсодержание диссертации. А 6 научных и научно-популярных изданийпроизведений русских поэтов, среди которых «Молитвы русских поэтов»,«Пасхальные стихотворения», «Рождественские стихотворения» и др., виздательских сериях, имеющих высокий авторитет, свидетельствуют ошироком внедрении научных результатов исследования.Материалы диссертации также будут активно использоваться вучебном процессе.Диссертация «Библейские темы в русской поэзии XVIII - первойполовины XIX века» представляет собой концептуально цельное и важноедля истории русской литературы исследование, которое отвечаеттребованиям пп.
9-14 действующего Положения о присуждении ученыхстепеней, и её автор Коровин Владимир Леонидович заслуживаетприсуждения ученой степени доктора филологических наук поспециальности 10.01.01 - русская литература.Официальный оппонент - Юхнова Ирина Сергеевна, доктор филологических наук поспециальности 10.01.01 - русская литература, доцент, профессор кафедры русскойлитературы Федерального государственного автономного образовательного учреждениявысшего образования «Национальный исследовательскийНижегородскийгосударственный университет им.
Н.И. Лобачевского», 603950, Нижний Новгород,пр. Гагарина, 23; (831) 433-82-45; уи1тоуа@ЛГ.иш1.ги18.05.2017 г.И.С. Юхновай секретарь ННГУ.10. ЧерноморскаяТел. 462-30-21Сведения об оппонентедиссертационной работы Коровина Владимира Леонидовичана тему «Библейские темы в русской поэзии XVIII - первой половины XIXвека», представленной на соискание ученой степени доктора филологическихнаук по специальности 10.01.01 - русская литератураФамилия Имя Отчествосоставителя отзываШифр и наименованиеспециальностей, по которымзащищена докторскаядиссертацияУченая степень и отрасль наукиУченое званиеПолное наименованиеорганизации, являющейсяосновным местом работыЗанимаемая должностьПочтовый индекс, адресЮхнова Ирина Сергеевна10.01.01- русская литератураДоктор филологических наукДоцентФГАОУ ВО «Национальныйисследовательский Нижегородскийгосударственный университет имениН.И.
Лобачевского»профессор кафедры русскойлитературы603950, Нижний Новгород, пр.Гагарина, 23(831)433-82-45уи1тоуа@й!'.ипп.гиТелефонАдрес электронной почтыСписок основных публикаций по 1. Юхнова И.С. «Чужое слово» в прозеКарамзина (на материале повеститеме диссертации (желательно за Н.М.«Марфа-посадница,илиПокорениепоследние пять лет)Новагорода») // Национальные кодыевропейской литературы в контекстеисторическойэпохи:коллективнаямонография.НижнийНовгород:Нижегородскийгосударственныйуниверситет им.
Н.И. Лобачевского, 2017.С. 9-16.2. Юхнова И.С. Символика развалин втворчествеМ.Ю. Лермонтова//Лермонтовские чтения - 2015: сб. статей.СПб.: Лики России, 2016. С. 216-220.3. Юхнова И.С. «Заячий тулупчик» какмифологема // Успехи современной науки.2016. № 7 . Т. 4. С. 58-60.4. Юхнова И.С. Интерпретацияхудожественного текста сквозь призмуконцепции диалога (на материалетворчества А.С. Пушкина) // М.М. Бахтин всовременном мире. Материалы V IМеждународных Саранских Бахтинскихчтений, посвященных 120-летию со днярождения ученого.
Саранск: Изд-воМордовского университета. 2016. С. 242-247.5. Юхнова И.С. Усадьба в творчествеМ.Ю.Лермонтова//ВестникНижегородскогоуниверситетаим.Н.И. Лобачевского. 2016. № 1. С. 259-265.6. Юхнова И.С. Принципы диалогическогоповествования в поэме М.Ю. Лермонтова«Тамбовская казначейша» // Русский язык вконтексте национальной культуры. Саранск:изд-во Мордовск. гос. ун-та, 2015. Т.