Главная » Все файлы » Просмотр файлов из архивов » PDF-файлы » Отзыв официального оппонента (авт. Борода Е. В.)

Отзыв официального оппонента (авт. Борода Е. В.) (Формирование и развитие жанровой системы в русской детской литературе 1920–50-х годов)

PDF-файл Отзыв официального оппонента (авт. Борода Е. В.) (Формирование и развитие жанровой системы в русской детской литературе 1920–50-х годов) Филология (29740): Диссертация - Аспирантура и докторантураОтзыв официального оппонента (авт. Борода Е. В.) (Формирование и развитие жанровой системы в русской детской литературе 1920–50-х годов) - PDF (29740)2019-03-13СтудИзба

Описание файла

Файл "Отзыв официального оппонента (авт. Борода Е. В.)" внутри архива находится в следующих папках: Формирование и развитие жанровой системы в русской детской литературе 1920–50-х годов, Документы. PDF-файл из архива "Формирование и развитие жанровой системы в русской детской литературе 1920–50-х годов", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст из PDF

пОстижения «детскоГО» мира: ту же концепцию ИГры или концепцию йскусства, например, В-третьих, свои запрось~ дйктовала йсторйческая реальность, котОрая изумительнО резОнировала с «детским» мйрооШуШеййем: Ожйдаййем будуШего, ОЖ~влением мечты„состояййем игры, ЖаЖдой йаставйичества, - йо ТаКЖе и с «детскими» болезнями роста: категоричностью, полярностью оценок внешнего мира и пр. В-четвертых, как ййкогда Остро возййкла йеобходимость в ~~с~е~~ воспитаййя «нового» человека.

Иными словами, в 1920-1950-х юдах произошел качественный скачок. Койечйо, пройзведейия для Д~~~Й суШествовалй и ранее. П~са~~~ь книги, которые йе то чтобы были предйазначейы йменно для детей. Но которые детй могли бы читать 1сказки А.С. Пушкина, П.П. Ершова и др.). Создавались Отдельные сказки-рассказы для кОнкретнОГО реоенка и конкретного случая.

Прймерамй Могут служйть ~казк~ «~1ерная курйца йли подземные жйтелй», написанная Антонием Погорельским 1А. Перовским) для своего племянника А.К. 1'олстого; «Городок в табакерке» В,Ф. Одоевского, созданная с просветйтельской Целью. Гем йе мейее, к ХХ веку Жанровая сйстема литературы для детей оформилась по образцу «взрослой». В 1920 годах адресатом стал не просто ребенок, но возрастная Группа, целое ~околе~и~. Основным мредмеижм исследоааиил диссертант назьпиет процесс формйроваййя, становленйя й ра~~ит~~ ~~~Т~МЫ жанров русскоЙ ДСТСКОЙ литературы 1920 — 50 гг, (С.4).

)Канровая система детской литературы, кОнечно, уникальна. Придерживаясь канонических жанровых признаков, романь15 повес ~~, рассказы, сгихи для Особеййостями. В триединстве тематического содержанйя, компознцйй и стйля, если придерживаться Ко~ц~пций жанра М.М. Вахтина. ни Одна из составляюших йе явл~ется ~табильноЙ для детскОЙ литературы. В жайре воплощена своего рода генетическая память литературы. Жанр — это способ активнОГО функциОнирОвания текста и Одновременно ОфОрмление и кОнсервация автОрскоГО высказывания. ИсследОвание системы жанрОв в этОЙ связи позВоляет Выяйить предпосылки зарождения детскОЙ литературы как «суверенной территории», Одновременно спосооной к Диалогу и ~заимному О6ОГзщению.

Сейчас детская литература больше смещается в сторону мониторинга ценностной сферь~ подрастающего поколения„разумеется, не без влияния на сферу. Существует необходимость Определения места детскОЙ литературы не только в форми1ювании Ду~овны~ ценно~теЙ ребенка, но и осознания связи тенденций начала ХХ века и формирования востребованных Текстов для детеЙ и подростков. Оценки Современных процессов в Детской и подростковой литературе.

А это невозможно без ~~нимания пр~цессов 1920- 1950-х годов„когда происходило становление жанров детлита. Поэтому латиулльиосить работы представляется Очевидн~Й. ООВГииорский подход ~о~тоит в том, что диссертант рас~матр~вае~ жанровую эволюцию детской литературы 1920-1950-х годов в сопоставлении с Общими Тенденциями развития русской литерзтурь~ ~овет~к~г~ периода, а также с современным процессом, происходящим В сфере детско- подростковой литературы. каким образом, детская литература 1920-1950-х Годов Оказывается вписаннои в пространственно-временноЙ Контекст вс~го ХХ Века, а также Современности.

ПодобнЫЙ КомплексныЙ подход позволяет не только проанализировать становление жанров детской литературы под Влиянием исторических, сОциальных, культурных и эстетических запросов эпохи, но и проследить, как «работают» и развиваются эти жанры полвека спустя„в наше время. Меиюдологическую осипову исследования составили данные соседствующих областей знания: литературы, истории, психологии„ педзГОГнки, филосОфии. Ведущим методом исследования мОжнО назвать сравнительно-исторический с примен~ни~м системного ~на~иза тексз а, историко-литературного и теоретико-литературно~о ~одходов. Большое Внимание автор уделяет исследоВанию ПОэтики и жанровой природы художественных произведений, опираясь на хрестоматийные труды М.М. Бахтина, В.М, 1оловко, Н.Н.

Николиной, Г.Н. Поспелова, В.Е. Хализева„ Л.В. Чернец, А.Н. Веселовского, 1О.М, Лотмана, Д. М, Магомедовой, Ю,Н. Ть?нянова, О.М. Фрейденберг и других. Следует отметить особую роль МосковскоЙ литературоведческоЙ ц?колы, представленной пре?Кде именами Е.Б. Скороспеловой, М.М. Голубкова, при обращении диссертанта к теоретическим аспектам типологии рукоЙ прозы. При Освещении фольклорнь?х традиций в фо1?мнровании де~с~ОЙ литературь? автор привлекает труды А.Н. Афанасьева„Е.Н.

ЕлеонскоЙ, Д.С. Лихачева, Д. Н. Медриша, Е.М. Мелетинского, Э.В. Померанцевой А.А. Потебни, В.Я. Проппа и др. И, накОнец, яеООходимым КОмпОнентОМ исследОвания представляются работы по педагогике и психологии В.М. Бехтерева, П. П. Блонского, Л,С. Выготского, Ю.Б, Гиппенрейтер, Л. В. Занкова, А.Н, Леонтьева, А.С.

Макаренко, В.С, Мухиной, Ж. Пиаже, В.А. Сухомлинского, 3. Фрейда, Д.Б. Эльконина, Е.Г. Юнга и др. Цель иссиедоаиним О.С. Октябрьской состоит, главным образом, в Описании и систематизации жанр~в детскоЙ и подростковоЙ литературы 1920-1950-х годов. Однако данная систематизация позволяет не только, как указано в работе, обозначить условия формирования жанров 1с.16), но и в какой-то мере описат~ генезис жанров современной литературы для детеЙ. 'Гезис о том, что «русская детская литература 1920 — 50 — х гг. неот~емлемая и органичная часть единого процесса развития русской литературы ХХ в.», сформулированнь?й в осно~ны~ ~о~оже~~ях 1с, 17), доказывается главным образом в главе 1, «Ус.7оййя ф~?рииробйння ~;йнроеой сйс???аны Русской де???ской л~???ерп???у~?ы 1920--И50-х ~е.».

Здесь же обозначены явления, характерные для отечественной лит~ратуры в целом и отображенные в произведениях для детского чтения. Анализ зтих явлений и процессов вь?водит общую картину и обозначает актуальные тенденции и «болевые точки» д~тскоЙ лите1?атуры от ~ачба ХХ века до наших дней. Одним из процессов, унаследованных от «взрослоЙ» литературы в период 1920-1950-х годов, является стремление к новому миру, построение проектов будущего, мечта о грядущем.

Вместе с тем уже существуюгцие достижения большага мира тоже просились на страницы детских книг. Все этО нашло Отражение в твОрчестве таких мастерОВ, как С. МихалкОВ„В, Маяковский, К. Чуковский, С. Маршак, Л. Пантелеев, Л. Кассиль и др. Вше Один процесс начала ХХ века, отразившийся на детской литературе, - это тематическая и идеолОгическйя канОнизация. И при исследовании и оценке этого явле~ия а~тор, на наш взгляд„порой чрезмерно деликатен.

С одноЙ стороны, эта помогае~ избежать категоричных сужд~ний и уйти от политической маркировки, но, с другой стороны, оборачивается некОей двойственнастыа. К примеру, Ольга Святославовна рассуждает а вспомогательна-Воспитательной роли детской литературы, утверждает, чта ана стала «рычагом воздействия на подрастающее поколение» (с.

29), а в другом месте сравнивает ее с, «тайнописью», средством «ослабления идеала1ических тисков» (с. 5). О~с~ил~~, рассуждения автора строятся на зависимости от персоналий. Л. Лагнн, 1О, Олеша, Н, Носов, А. Толстой, А. ВОлка — Все эта писатели, В текстах которьгх, ПО оценке диссертанта, за~ифро~а~~ критическое отношение к эпохе, лиао обшефнлософс кис воззрения, не привязанные к политической ситуации, а значит, невостребованные временем„ либо «тайные» знания, предназначенные читателю «на вырост».

Между тем появление подобной литературы ~бу~~~~л~но историческими условиями. Это в какай-та мере закономерный Сначала детская литература «обслуживает» подрастаюшее поколение В сОотВетстВии с государстВенными запросами, патам ищет в~~оды из проблемно-темагическай зоны, которая исчерпал~ сваи Не случайно произведения вышеупомянутых авторов появились позднее, нежели, скажем, «Чта такое хорошо и чта такое плахо» В. Маяковского: годы их появления — вторая половина 1930-х -- 1950-е, и даже позже.

Ва второй половине ХХ века этот процесс усугубляется, и детская литература вполне осознанно берет на себя функции «эзопова языка», наряду с науч~ой фантастикоЙ н истарическоЙ прозоЙ. Во 2 главе, «Детская цоазия 1920-5О-х еодов; основные тендениии и иненй» названы и проанализированы наиболее иЗВестные и значимые произведения для детеЙ, которые вь~разили й в какоЙ-то мере сформировалй ключевые тенденции начала ХХ Века, Данный фрагмент диссертации представляет собой масштабную классификацию жанров детской поззий 1920-1950-х годов, охватываюгпую Все сферы детского позйания й тематическое поле указайнОГО периода. Детская поззия, согласйо йсследовзтельскОЙ концепцйи, Опйрается йз трздйцйоййые жайры клзссическОЙ литературьц но корректирует й дифференцирует их, приспосабливая к особенностям детского мьппления и к условиям нового времени ~согласно положениям 3,4, выносимым на защиту).

Этим обусловлено, нзпрймер, появленйе самостоятельных жанро~, такйх, как рассказ-анекдот; стихотворная азбука; «песня-молния», представленная в творчестве В. МаяковскОГО и ОрнГинально сОпостаВленная исследоВателем с жанром крзсйоречйя йз древнерусской литературы; й др. Перечислеййые жанры Отражают мйровоззреййе ребенка, Опйраясь йа реалии начала ХХ века. Приведенные в исследовании тексты не только Знакомят юноГО читателя с мирОм„но и соГласоВывают содержание с особенностями восприятия тогдашнего ребенка, со способами преимущественного усвоенйя йм информаций. В зтой связй представляется перспектйвным йсследоваййе в том же ракурсе совремеййой детской литературы.

Это же интересно: проследить, как современные тексты для детей и подростков резонируют с мироощущением нынешних читателей. У сегодняшййх детеЙ есть свой особенностй мировосприятия: не едййожды упоминаемое клиповое мышление, например; свои проблемы и болезни: прйвяззййость к короткйм сообщенйям, функцйойальная безграмотность й пр. Исследования психологов ХХ1 Века также могут стать базой для комплексного подхода к изучению современной детской литературы: Ю. Гиппенрейтер, Л. Петрановс кой, Е. Мурашовой — труды некоторых упомянуты в работе О.С. Октябрьской. Автор диссертации подчеркивает связь детскОЙ поэзии с традициями Серебряного века.

Будучи прерванными — где-то естественным образом, исчерпав эстетические ВозможнОсти, Где-тО насильстВенно, под влиянием исторических перемен, — художестВенные пОиски модернизма нашли воплощение в поэзии (и прозе) для детей. Иллюстрацией может служить игровая и аосурдная поэз~~, представленная в работе О.С, Октябрьской творчеством Е. Чуковского и Д. Хармса. Нли обращение к образу артиста- универсала, артиста в широком смьюле слова, образ которого представлен в «сказках искусства» уже в 3 ~л~в~ диссертации. Данная параллель Серебряный век и детская поэзия — связана с проблемой так называемого эстетического ресурса, невыработанной, нереализованной традиции, которая сублимирует В культурном пространстве, находит Выход и приобретает форму, совместимую с историческими условиями, Это явление, быть может, характерно именно для русской действительности с ее феноменом «Возвращенной литературы».

Еще Один выход диссертанта в сфер) и~ибо~ее ак~у~~ьных т~нд~нций продемонстрирОВан В рассуждениях О жанроВых экспериментах, отражающих едва ли не самый устойчивый процесс в детской литературе— Поиск героя. ГероЙ лет~КОЙ Книги ~о~~т быть ~ипи~ным, исключительным„ может быть Образцом для подражания, или доверенным лицом, или айег еио, но это необыкновеннО Важно, О КОм написана книга! В поэзии для детеЙ этот поиск Оформился В жанре стихотворного портрета, который представлен В диссертации на примере творчества А. Барто, С.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5167
Авторов
на СтудИзбе
437
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее