Диссертация (Ранняя проза Гюстава Флобера - становление творческой индивидуальности писателя), страница 12
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Ранняя проза Гюстава Флобера - становление творческой индивидуальности писателя". PDF-файл из архива "Ранняя проза Гюстава Флобера - становление творческой индивидуальности писателя", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 12 страницы из PDF
Речь идет здесь не о человеке вообще, но о субъекте творчества. «Самоэто "лицо" Ŕ отмечает В. В. Эйдинова Ŕ плод искусства. Поэтому категория"литературная личность" сопрягается с индивидуальным стилем»184.Категория «литературной личности» важна была Тынянову как «частныйаспект» теории литературной эволюции. Ему, как и другим формалистам,необходимо было разделить биографию автора и его творчество185.Ученый ясно представлял необходимость разграничить «две областиисследования: исследование генезиса и исследование традиций литературныхявлений», противоположных по своим критериям186. Вопрос о литературнойличности, связи биографии и творчества писателя представлялся ему сложным итребующим дальнейшего осмысления в контексте истории литературы.
Об этомсвидетельствует его письмо к В. Б. Шкловскому от 5 марта 1929 года:«Необходимо осознать биографию, чтобы она впряглась в историю литературы, ане бежала, как жеребенок, рядом»187. В этом письме Тынянов подчеркиваетдеятельностное начало феномена литературной личности: «Личность не резервуарс эманациями в виде литературы и т. п., а поперечный разрез деятельностей, скомбинаторной эволюцией рядов. Я еще не додумал, буду думать»188.«По-видимому, Ŕ отмечают комментаторы сборника работ Ю. Н. Тынянова,Ŕ его поиски были направлены в русло такого понимания биографии как предметаизучения, которое устанавливало бы некий изоморфизм между эволюцией183Тынянов Ю. Н.
Блок // Ю. Н. Тынянов. Ю. Н. Тынянов. Поэтика. История литературы. Кино.М.: Наука, 1977. С. 123.184Эйдинова В. В. Ю. Тынянов о «литературной личности» // Филологические науки. 1980. № 3.С. 77.185Тоддес Е. А., Чудаков А. П., Чудакова М. О. Комментарии // Ю. Н. Тынянов. Поэтика.История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. С.
513.186Тынянов Ю. Н. Тютчев и Гейне // Ю. Н. Тынянов. Поэтика. История литературы. Кино. М.:Наука, 1977. С. 29. Выделено Ю. Н. Тыняновым.187Цит. по Тоддес Е. А., Чудаков А. П., Чудакова М. О. Комментарии // Ю. Н. Тынянов.Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977.
С. 513.188Там же. С. 513.46литературы и эволюцией личности писателя <…>. «Связь "жизни" и "творчества"предстояла как сложнейшая и не решаемая в плоскости чисто фактологическойпроблема»189.Представления Ю. Н. Тынянова о «литературной личности», отношенияхбиографии(«условнойбиографии») итворчества близкиидеямБ. В.Томашевского, считавшего созданную автором легенду о себе подлинным,достойным изучения литературным фактом.
«Для историка литературы толькоона и важна для воссоздания той психологической среды, которая окружала этипроизведения, и она необходима постольку, поскольку в самом произведениизаключены намеки на эти биографически-реальные или легендарные, безразличноŔ факты жизни автора», Ŕ писал он в статье «Литература и биография»190.Б.В.Томашевский,подобноЮ.Н.Тынянову,рассматривалиндивидуальность писателя как явление, принадлежащее истории литературы. Онтак определяет предмет истории литературы и отличный от него предмет теориилитературы:«Историклитературыизучаетвсякоепроизведениекакнеразложимое, целостное единство, как индивидуальное и самоценное явление вряду других индивидуальных явлений, <…> историк изучает группировкулитературных школ и стилей, их смену, значение традиции в литературе истепень оригинальности отдельных писателей и их произведений.
<…>. Инойподход Ŕ теоретический. При теоретическом подходе литературные явленияподвергаютсяобобщению,апотомурассматриваютсяневсвоейиндивидуальности, а как результаты применения общих законов построениялитературных произведений. <…> Если генезис приемов и произведенийрассматривается в пределах индивидуального творчества, мы имеем «психологиютворчества», решающую вопросы, как и почему данный писатель творил»191.Понятие творческой индивидуальности в 1920-е годы возникает в трудах М.М. Бахтина в связи с его интересом к проблемам автора, диалога и сущноститворческой деятельности.
Термин «творческая индивидуальность» он употребляет189Там же. С. 513.Томашевский Б. В. Литература и биография // Книга и революция. 1923. № 4 (28). С. 6.191Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М.: Аспект Пресс, 1999. С. 25.19047в книге «Проблемы творчества Достоевского» (1929) и работе «Автор и герой вэстетической деятельности»(1920Ŕ1924)192. «Автор» в представлении ученого естьиерархическаясуществующегосистема.внеОнавключаетпроизведения,всебяживущегобиографическогосвоейжизньюавтора,человека,«первичного» автора-творца, находимого в самом произведении и «вторичногоавтора» Ŕ образ, созданный автором-творцом193.К идее присутствия автора-творца в сотворенном им мире М.
М. Бахтинвозвращается, размышляя о методологии гуманитарного знания в работе, начатойна рубеже 1930-х Ŕ 1940-х годов. «Первичный» автор Ŕ создатель, и потому неможет быть сотворен в той сфере, в которой он сам является создателем. «Этоnatura naturans, а не natura naturata»194. Однако он присутствует в произведении:«Творца мы видим только в его творении, но никак не вне его», Ŕ утверждает М.М. Бахтин195.Автор, Ŕ полемизирует он с формалистами, Ŕ присутствует «в целомпроизведения», не в отдельных фрагментах, не «в оторванном от целогосодержании», но в том «невыделимом моменте его, где содержание и форманеразрывно сливаются, и больше всего мы ощущаем его присутствие в форме»196.С этой ипостасью автора связывает М.
М. Бахтин понятие творческойиндивидуальности: «Индивидуальность автора как творца есть творческаяиндивидуальность», это «индивидуальность особого не эстетического порядка»,«активная индивидуальность видения и оформления, а не видимая и неоформленная индивидуальность»197.192Бахтин М. М. Проблемы творчества Достоевского. Петербург: Прибой, 1929. С. 122; БахтинМ.
М. Автор и герой в эстетической деятельности // М. М. Бахтин. Эстетика словесноготворчества. М.: Искусство, 1979. С. 180.193Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности. С. 180; Бахтин М. М. Формывремени и хронотопа в романе // М. М. Бахтин. Вопросы литературы и эстетики. Исследованияразных лет. М.: Худож. лит., 1975. С. 403.194Бахтин М. М. К методологии гуманитарных наук // М. М. Бахтин. Эстетика словесноготворчества.
М.: Искусство, 1979. С. 362.195Бахтин М. М. К методологии гуманитарных наук. С. 362.196Там же. С. 362.197Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности. С. 180.48Творческая индивидуальность автора-творца есть «принцип видения», онаможет быть понята «из события произведения», где автор и «участник» его, и«авторитетный руководитель в нем читателя»198.
В этом случае, замечает М. М.Бахтин, «автор не может и не должен определиться для нас как лицо, ибо мы внем, мы вживаемся в его активное видение»199.М. М. Бахтин подчеркивает «творчески продуктивный характер» феноменаавтора-творца. Он Ŕ «не носитель душевного переживания, и его реакция непассивное чувство и не рецептивное восприятие, автор Ŕ единственно активнаяформирующая энергия, данная не в психологически конципированном сознании,а в устойчиво значимом культурном продукте, и активная реакция его дана вобусловленной ею структуре активного видения героя как целого, в структуре егообраза, ритме его обнаружения, в интонативной структуре и в выборе смысловыхмоментов»200. Особой индивидуальностью обладает и «вторичный» автор: «поокончании художественного созерцания, то есть когда автор перестает активноруководить нашим видением, мы объективируем нашу пережитую под егоруководством активность (наша активность есть его активность) в некое лицо, виндивидуальный лик автора»201.М.
М. Бахтин допускает возможность «объяснить из индивидуальности его(автора Ŕ Г. М.) лица определенность его творчества, объяснить активностьтворческую из бытия»202. «Индивидуация» автора как человека есть «вторичныйтворческий акт читателя, критика, историка», Ŕ пишет Бахтин, связывая этодействие с «положением и методом биографии как научной формы» и задачамиистории литературы: «Понять автора в историческом мире его эпохи, его место всоциальном коллективе, его классовое положение. Здесь мы выходим за пределы198Там же. С. 180.Там же.
С. 180.200Там же С. 10.201Там же. С. 10.202Там же. С. 180.19949анализа события произведения и вступаем в область истории; чисто историческоерассмотрение не может не учитывать всех этих моментов203.Подводя итоги размышлениям о проблеме автора, М. М. Бахтин отметил:«Человек Ŕ формально-содержательный центр художественного видения, притомданный человек в его ценностной наличности в мире»204. То есть, индивидуальное,ценностно-окрашенное сознание человека есть основа реальности эстетической.
Ихотя эта эстетическая реальность, пишет исследователь, отлична от реальностипознавательной и этической, «она не индифферентна к ним»205.М. М. Бахтин не отрицает значения «биографического» автора, нопонимание биографической личности связано с пониманием «первичного»автора: «Автор-творец поможет нам разобраться и в авторе-человеке», Ŕ замечаетон206. Особую связь искусства и субъекта творчества утверждает он в самойранней из своих работ «Искусство и ответственность» (1919). «Три областичеловеческой культуры Ŕ наука, искусство и жизнь Ŕ обретают единство только вличности, которая приобщает их к своему единству.