Диссертация (Поэтика прозы Блеза Паскаля), страница 13
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Поэтика прозы Блеза Паскаля". PDF-файл из архива "Поэтика прозы Блеза Паскаля", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 13 страницы из PDF
Le premierPrésident de la Cour des Aides de Clermont-Ferrand») (12 июля 1651) ;16. «Ответ господина Паскаля-сына господину де Рибейру» («Réponsede M. Рascal le fils à Monsieur de Ribeyre») (август 1651);6417. «Письмо господина Паскаля к господину Перье, его зятю, послучаю смерти господина Паскаля-отца» («Lettre de Monsieur Pascal àMonsieur Périer, son beau-frère au sujet de la mort de M. Pascal, son père») (17октября 1651);18. Отрывок из поэмы «Историческая муза», приписываемый Паскалю(«Extrait de «La Muse historique» de Loret») (14 апреля 1652);19.
«Письмо к августейшей королеве Швеции» («Lettre à la sérénissimeReine de Suède») (июнь 1652);20. «Трактат о равновесии жидкостей» («Traité de l‘équilibre desliqueurs») (завершен не позднее 1654; 1663);21. «Трактат о весе массы воздуха» («Traité de la pesanteur de la massede l‘air») (завершен не позднее 1654; 1663);22. «Письмо господина Паскаля к господину де Ферма» («Lettre de M.Pascal à M. de Fermat») (29 июля 1654);23.
«Письмо господина Паскаля к господину де Ферма» («Lettre de M.Pascal à M. de Fermat») (24 августа 1654);24. «Трактат об арифметическом треугольнике вкупе с другимималенькими трактатами на эту же тему» («Traité du triangle arithmétiqueavec quelques autres petits traités sur la même matière») (1654);25. «Мемориал» «Le Mémorial» (23 ноября, 1654; 1844);26. «Разговор с господином де Саси об Эпиктете и Монтене»(«Entretien avec Monsieur de Sacy sur Epictète et Montaigne») (1728);27.
«Краткое жизнеописание Иисуса Христа» («Abrégé de la vie deJésus-Christ») (1655; 1845);28. «О геометрическом уме» («De l‘esprit géométrique») (1655; 1776?);29. «Отрывок из фрагмента введения в геометрию господина Паскаля»(«Extrait d‘un fragment de l‘introduction à la géométrie de Monsieur Pascal»)(1655; 1914)6530. «Провинциалии, или Письма к провинциалу, сочиненные одним изего друзей Луи де Монтальтом, и к Преподобным отцам иезуитам на темуморали и тему политики этих Отцов» («Les Provinciales, ou les lettresescrites par Louis de Montalte à un provincial de ses amis, et auxRR.(révérends) PP.
(pères) jésuites: sur le sujet de la morale, et de la politiquede ces Pères» / «Petites Lettres») (1656-1657);31. «Сочинения о благодати» («Ecrits sur la grâce») (1649-1656; 1779,1908, 1947);32. «Письма к мадмуазель Роаннез» («Lettres à mademoiselle deRoannez»), девять писем (сентябрь 1656-февраль 1657).33. «Фрагмент из письма Паскаля к господину и госпоже Перье»(«Fragment d‘une lettre de Pascal à M. еt Mme Périer») (весна 1657);34.
«Сочинение об обращении грешника» («Ecrit sur la conversion dupécheur») (1657-1658; 1779);35. «Сравнение первых христиан с нынешними» («Comparaison deschrétiens des premiers temps avec ceux d‘aujourd‘hui») (1657; 1779);36. «Переписка Паскаля и Слюза посредством Брунетти с сообщениемГюйгенсу». («Correspondance entre Pascal et Sluse par l‘intermédiaire deBrunetti avec communication à Huygens») (октябрь-декабрь 1657);37. Отрывок из письма Паскаля к мадам Перье («Extrait d‘une lettre dePascal à Madame Périer») (июнь-июль 1658);38. «Сочинения кюре Парижа» («Ecrits des Curés de Paris»),«Изложение обстоятельств дела для кюре Парижа» («Factum pour les Curésde Paris») (1658), «Второе послание» («Second Ecrit») (1658), «Пятоепослание» («Сinquième Ecrit»), «Шестое послание» («Sixième Ecrit»)(1658) ;39.
«Сочинения, относящиеся к конкурсу рулетты («Ecrits relatifs auconcours de la roulette») (конец июня 1658-20 января 1659);6640. Письма Паскаля к Гюйгенсу(«Lettre de Pascal à Huygens») (6января 1659);41. «Заметка Паскаля к Каркави для Гюйгенса» («Note de Pascal àCarcavy pour Huygens») (5, 6 или 7 февраля 1659);42. «Письма А. Деттонвиля» «Lettres de A. Dettonville» (декабрь 1658февраль 1659, второе издание в виде книги);43. Письмо господина Паскаля к господину де Ферма («Lettre deMonsieur Pascal à Monsieur de Fermat») (10 августа, 1660);44. «Молитва, чтобы Бог дал употребить болезни во благо» («Prièrepour demander à Dieu le bon usage des maladies») (1660; 1666);45. «Беседы о положении сильных мира сего» («Discours sur lacondition des grands») (1660-1661; 1670);46. «Сочинения Паскаля, Николя, Арно и Дома о подписанииФормуляра» («Ecrits de Pascal, Nicole, Arnauld et Domat sur la signature duFormulaire») (ноябрь 1661-январь 1662);47.
Письмо Паскаля о Манжо, адресованное мадам де Сабле («Lettrede Pascal sur Menjot, adressées à Mme de Sablé») (середина января 1662);48. «Мысли» («Les Pensées») (Port-Royal, 1670).Завершая перечисление, в качестве основного квалификационногокритерия, который поможет при работе с необходимым для раскрытиятемы корпусом произведений Паскаля, предлагается жанровый признак,поскольку приведенный выше список свидетельствует, что Паскаль успелосвоить разные жанры эпохи. Исходя из системы жанров, сложившейся вофранцузской литературе XVII века, произведения Паскаля можнопредварительно сгруппировать следующим образом:1.
Эпистолярное наследие – личные письма и письма научные.2. Научные сочинения.3. Теологические сочинения.4. Полемические сочинения.675. Литературные произведения.К тем, что принято называть «литературными» и в которых можновыделить художественную составляющую, относятся:1. Письма.2. Стихи, приписываемые Паскалю.3. «Беседа об Эпиктете и Монтене».4. Рассуждение «О геометрическом уме».5. «Письма к провинциалу».6. «Мысли».И последнее, характеристика наследия Паскаля как единого текстаисходит из представления о единстве нравственного, мировоззренческогои художественного языка этого писателя.
Дальнейший ход исследования –от текстологии к образу автора и собственно к поэтике – должен поставитьи, по возможности, разрешить главную задачу, на которую оноориентировано – рождение свободного слова Паскаля.Выводы:Сложность истории литературного наследия Паскаля – сохранностьтекстов, рукописные варианты, их атрибуция – при исследованиипредполагаетиспользованиеинструментариятекстологии.Особуюважность это имеет для изучения открытой текстовой структуры«Мыслей».Небольшой корпус произведений французского автора позволяетпроследить интегрированность текстов разных жанров, отмеченных«языковой цельностью» и единством «художественного кода», как«именной»«паскалевскийтекст».Дляпрагматикиисследованияпонимание произведений Паскаля как «единого текста» открывает68перспективу взгляда на поэтикув становлении, основанного насоположении части и целого, единичного и общего.Сложившиесятенденцииисследованияосновногокорпусапроизведений Паскаля, их подвижная жанровая форма предлагают синтезразных методов исследования: биографического, текстологического,герменевтического, исторической поэтики, а также компаративногометода, поскольку аналитическое изучение предмета, в принципе,предполагает сравнение.69ГЛАВА II.
ПАСКАЛЬ БИОГРАФИЧЕСКИЙДля описания связи биографии и творчества филология выработалабиографический метод, в котором личность писателя и его биографиярассматриваютсякакопределяющиетворчества136.мотивыЭтаособенность делает его не просто описанием фактов биографии, а частьюобщей системы, в которой автор и произведение неразрывно связаны.Среди разных подходов биографическому методу принадлежит едвали не главная роль при исследовании поэтики Паскаля.Мысль о личности, которой не дано проявить себя иначе, чем впределахментальностисвоеговремениисобственнойсудьбы,принадлежащая школе нового историцизма, как нельзя лучше подходит кПаскалю. Его жизненный путь был недолог – 39 лет.
Его сочиненияостаются фактом для столетий в науке и в литературе. Они также имеютособенным образом выраженную характерную черту литературы XVIIвека –неразрывностьличностиипроизведения,такназываемоежизнетворчество137.Знакомство с Паскалем-человеком – первый ключ для разговора оПаскале-писателе. Об этом пишет и автор «Мыслей»:L 675/ S 554 Style. Quand on voit le style naturel on est tout étonné etravi, car on s’attendait de voir un auteur et on trouve un homme. Au lieu queceux qui ont le goût bon et qui en voyant un livre croient trouver un hommesont tout surprise de trouver un auteur.
Plus poetice quam humane locutus es.Ceux-là honorent bien la nature qui lui apprennent qu’elle peut parler de tout,136Зинченко В.Г., Зусман В.Г., Кирнозе З.И. Системный подход / В.Г. Зинченко, В.Г.Зусман, З.И. Кирнозе. – М.: Флинта. Наука, 2002. – С. 48.137Неклюдова М.С. Образ жизни и образ литератора / М.С. Неклюдова // НеклюдоваМ.С. Искусство частной жизни. Век Людовика XIV. – М.: ОГИ, 2008. – С. 86-102.70et même de théologie138/ Стиль.
Когда видят естественный стиль, тоудивляются и радуются, ибо ожидали встретить автора, а находятчеловека. А те, кто имеют хороший вкус и кто, читая книгу, надеетсяувидеть человека, удивлены найти автора. Plus poetice quam humanelocutus es [«Ты говорил скорее как поэт, чем как человек». – Петроний«Сатирикон», 90]. Последние делают честь природе, которая научает ихговорить обо всем, и даже о теологии.Рассуждение Паскаля о соотношении биографии человека ихудожественного автора созвучно формуле Бюффона из знаменитой «Речио стиле»: стиль – это сам человек/le style est l’homme même 139.Думается, что к портрету, имеющему традицию и очертания,возможно добавить некоторые штрихи, спрятанные во времени, а именно –тему отношения к отцу, рассуждение о природной музыкальности иисторию изображений Паскаля.