Экономическая теория. Под ред. Е.Н.Лобачевой (3-е изд., 2012), страница 102
Описание файла
PDF-файл из архива "Экономическая теория. Под ред. Е.Н.Лобачевой (3-е изд., 2012)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "экономика" из 8 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГТУ им. Н.Э.Баумана. Не смотря на прямую связь этого архива с МГТУ им. Н.Э.Баумана, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "книги и методические указания", в предмете "экономика" в общих файлах.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 102 страницы из PDF
В этой связи он приводил пример с сандалией, которая служит для обувания ноги и для обмена. Когда сандалияслужит для обувания ноги, она является потребительной стоимостью, акогда служит для обмена, то становится товаром.Таким образом, мыслители древности, и прежде всего Греции, сумелине только поставить сложнейшие экономические вопросы, но и дать наних свои ответы. Они впервые ввели в оборот термин «экономия» и производный от него «экономика» (по-гречески ойкос — значит дом, хозяйство, номос — учение, закон).
Дали определение экономии как науки, припомощи которой можно обогащать свое хозяйство, а ее предметом считалидомоводство и сельское хозяйство. Выдвинули идею о разделении труда иобосновали его необходимость исходя из разносторонности потребностейи односторонности возможностей человека, а также указали на зависимость роста разделения труда от степени развития рынка. Ввели двоякоепонимание богатства: как совокупности потребительных стоимостей и какнакопления денег.
Исходя из этого рассмотрели продукт как товар, имеющий двоякое значение, т.е. наметили разграничение между потребительнойстоимостью и меновой стоимостью товара. Высказали догадку о том, что воснове равенства между различными товарами должно быть что-то общее,делающее их сравнимыми. Первыми выразили мысль, согласно которойденьги являются концентрированным богатством, средством обращенияи мерой стоимости. Впервые провели различие между простым товарнымобращением и обращением денег как капитала. Постановкой и попыткойрешения этих экономических вопросов мыслители древности открылиперспективу будущего развития экономической науки.22.3.
Экономическая мысль СредневековьяПосле гибели Римской империи начался процесс формирования феодализма. В разных странах он проходил по-разному, но всюду знаменовалсязахватом общинных крестьянских земель и образованием феодальныхпоместий на основе земельной собственности феодала и его неполнойсобственности на работника — крепостного крестьянина.В период разложения Рима возникла христианская церковь, котораястала преемником греческой и римской философии и экономии. Законыцеркви назывались канонами. Теоретическая мысль, в том числе и экономическая, носила преимущественно теологический и канонический характер.Принципиально нового в экономическую мысль церковь внести не могла.Она превратила экономические идеи Аристотеля в жесткую догму, в нерушимый канон и использовала эти идеи в борьбе против всего нового ипрогрессивного.
Однако полностью остановить развитие экономическоймысли инквизиция не могла. Хозяйственная жизнь рождала проблемы,которые не знал античный мир. Их анализом и осмыслением занималисьнаиболее выдающиеся мыслители Средневековья. Крупнейшим срединих был итальянский монах и теолог Фома Аквинский (1225—1274).Вслед за Аристотелем Фома Аквинский развивал мысль о естественностинатурального хозяйства и в связи с этим производил деление богатства наестественное (продукты натурального хозяйства) и искусственное (золотои серебро). Искусственное богатство, по мнению философа, не делает человека счастливым, и приобретение такого богатства не может быть целью,так как она должна состоять в «нравственном усовершенствовании».В соответствии с традициями католической церкви Фома Аквинскийосуждал ростовщичество, называя его «постыдным ремеслом».
Однакоон считал, что торговля представляет собой занятие законное, так какразличие в природных богатствах разных стран свидетельствует о том, чтоторговля предусмотрена Провидением. Торговая прибыль не носит ничегопорочного и может быть использована для честной цели.Интересен у Фомы Аквинского взгляд на частную собственность ипроблему справедливости.
Как известно, в раннем христианстве идеяравенства воплотилась в идею отказа от частной собственности, обобществлении имущества и в утверждении всеобщей обязанности трудиться.В соответствии с традициями христианства труд у Фомы Аквинскогополучил позитивную оценку как необходимый для жизни, избавления отпраздности, укрепления нравственности. В то же время философ вслед заАристотелем отвергал идею о равнозначности всех видов труда и рассматривал физический труд как рабское занятие.Отходя от идей раннего христианства, Ф. Аквинский утверждал, чточастная собственность необходима, по крайней мере, в этом несовершенноммире.
Когда добро принадлежит отдельным людям, они больше работаюти меньше спорят, поэтому необходимо терпеть существование частнойсобственности как уступку человеческой слабости.Предвестником экономических воззрений Нового времени сталисоциальные утопии периода разложения феодализма. Утопические идеисуществовали у многих народов в мифах и легендах о прошлом «золотомвеке», в котором господствовали общинный строй и социальное равенстволюдей. В Средние века утопические идеи нашли свое отражение в ересях.Несмотря на их отчетливо религиозную форму, они имели конкретноеэкономическое содержание как ожидание всеобщего блага и счастья людей,наступления «тысячелетнего царства».
В качестве идеала средневековыеереси пропагандировали отношения, характерные для первых христианских общин.В X V I—X V II вв., с началом эпохи первоначального накоплениякапитала, возникла литература утопического характера. Родоначальником утопического социализма признан английский писатель-гуманисти государственный деятель Томас Мор (1478—1535). Наиболее значительное его сочинение — «Золотая книга, столь же полезная, как забавная,о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (1516).В ней автор критиковал современный ему строй, показывал страдания крестьянства, вызванные первоначальным накоплением капитала, огораживанием земель и превращением последних в пастбища. Источник пороковсуществующего строя Мор видел в частной собственности.
Этому строю онпротивопоставил идеальное государство, Утопию, в котором господствуютобщественная собственность, общественное производство и справедливоераспределение. Все жители Утопии обязаны работать. Политический стройоснован на демократических принципах. Все произведенное являетсяобщественным достоянием. Изобилие материальных благ делает возможным распределение их по потребностям.
В свободное от работы времяжители Утопии занимаются изучением наук и искусств.Другим представителем раннего утопического социализма в Италиибыл Томмазо Кампанелла (1568—1639). Свои социально-политическиевзгляды он изложил в книге «Город Солнца» (1623).
Кампанелла также, как и Мор, нарисовал картину будущего общества, в котором господствует общественная собственность на средства производства, хозяйствоорганизовано как единое целое и ведется в соответствии с планом, имеетместо всеобщность труда и контроль за его использованием, распределение созданного продукта осуществляется поровну между всеми жителямигорода.Идеи Мора и Кампанеллы являются социалистическими, потому чтоих авторы понимали наличие связи между социальным неравенствоми существованием частной собственности на средства производства,общественной собственностью и демократическим самоуправлениемнарода. В своих проектах они переходили от общности имущества к идееобщественного производства и к представлению об организации хозяйственной жизни общества как единого целого. Они воспевали крупноеполитическое образование в виде города, а главную роль в утвержденииразумного общественного строя отводили государству.
Однако идеи первых социалистов были утопическими, потому что их авторы не находилиобщественно-политических сил, которые могли бы стать «творцами новогообщества». Утверждение социалистических идеалов утописты связывали смудростью того или иного завоевателя, правителя, просвещенного монархаили интеллектуальной личности, прокладывающих путь новому обществусилой пропаганды и примера.Ш Л и тература1. Аристотель. Политика. Соч. Т.
4. М., 1984.2. Аристотель. Никомахова этика. Соч. Т. 4. М., 1984.3. Артхашастра, или Наука политики. М., 1959.4. История экономических учений : учеб. пособие / под ред. В. С. Автономова[и др.]. М., 2000.5. Ксенофонт. Домострой // Воспоминания о Сократе. М . : Наука, 1993.6.