Экономическая теория. Под ред. Е.Н.Лобачевой (3-е изд., 2012), страница 101
Описание файла
PDF-файл из архива "Экономическая теория. Под ред. Е.Н.Лобачевой (3-е изд., 2012)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "экономика" из 8 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГТУ им. Н.Э.Баумана. Не смотря на прямую связь этого архива с МГТУ им. Н.Э.Баумана, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "книги и методические указания", в предмете "экономика" в общих файлах.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 101 страницы из PDF
Характерной чертой древневосточной литературы являлся ее государственно-нормативный характер. Чаще всегоповествование велось от имени царей, фараонов, крупных чиновников.Поэтому действительность в письменных источниках изображалась спозиций этих высокопоставленных особ и отражала проблемы, связанныес организацией государственного хозяйства и управлением им. Таковы«Гуань-цзы» — сводный памятник древнекитайской научной мысли,объединивший 564 трактата, созданных в V II—IV вв. до н.э., «Артхашастра» — древнеиндийский трактат о науке и государстве (конец IV в. дон.э.
— I в. н.э.), «Свод законов вавилонского царя Хаммурапи» (около1760 г. до н.э.).Трактат «Гуань-цзы» занимает особое место в истории общественноймысли Китая. В начале IV в. до н.э. ученые китайской академии написалиболее 500 сочинений, которые были объединены общим названием «Гуаньцзы». В дошедших до нас сочинениях рассматривалась проблема защитыхозяйства от рыночной стихии. Перед государством ставились задачи регулирования цен по всей стране, соблюдения принципа «уравновешиванияхозяйства».
Правитель должен был управлять средствами потреблениясвоих подданных, держа у себя то, что у народа было в избытке, и пуская вобращение то, в чем люди испытывали недостаток. Авторы трактата открылипротивоположное движение цены товаров и денег и предлагали для стабилизации хозяйства применять нормируемую эмиссию денежных знаков.Знаменитый трактат «Артхашастра» является основным источникомдля изучения хозяйства, социальной жизни и экономической мысли Древней Индии. Трактат состоит из 15 книг, в которых даются предписания относительно образа жизни царя, руководителей государственных ведомств,рассматриваются методы ведения внешней политики, организации армии,деятельности судов и т.п.
Как следует из названия, трактат посвящен артхе — материальной выгоде, которую должна принести государству царскаявласть. Для царя артхой является приобретение земель, населенных людьми. Захват территорий приводит к пополнению казны. Казна позволяетсодержать значительное войско, опираясь на которое царь продолжаетзавоевательную политику, пока не станет «владыкой мира». Предписаниятрактата содержат конкретные рекомендации для пополнения царскойказны. Среди них: введение многочисленных налогов, в том числе заторговлю алкогольными напитками, казнь преступников с конфискациейимущества, сбор денег с доверчивых паломников за демонстрацию чудесв храмах. Предметом особой заботы государства была борьба с казнокрадством. В трактате с сожалением говорится, что легче угадать полет птиц,чем уловки хитроумных чиновников.
Поэтому рекомендовалось чащеменять чиновников, чтобы они не освоили способов злоупотреблениясвоим положением.Памятником социально-экономических отношений Вавилонии являются законы царя Хаммурапи, в которых давались конкретные рекомендациипо укреплению экономической власти государства. В числе важнейших изних — защита собственности граждан Вавилона, в первую очередь государственных служащих и воинов. Ряд законов направлен против произволаростовщиков: четко определялась ставка процента в денежной и натуральной формах, в случае неурожая давалось разрешение на продление срокапогашения долга, срок долгового рабства был ограничен тремя годами,за плохое обращение с должниками было предусмотрено наказание ростовщиков.
Законы Хаммурапи были составлены с учетом трех категорийнаселения: полноправных свободных граждан, неполноправных свободныхи рабов. За один и тот же проступок для этих категорий были установленыразные меры наказания: наименьшие —для свободных, наибольшие —длярабов. Большое внимание в законах уделялось регулированию отношенийнайма. В то же время авторы не проводили различий между наймом людейи наймом имущества.В центре внимания древнеегипетской литературы находились вопросыуправления. Среди них особое место занимали «Поучения» — сочинения,в которых отражались вопросы государственного управления на разныхего уровнях. В «Поучениях гераклеопольского царя своему сыну Мерикара» особое внимание уделялось укреплению чиновничьего аппарата.В «Поучениях Ахтоя, сына Дуауфа, своему сыну Пиопи» прославляласькарьера писца.
В многочисленных школьных поучениях также говорилосьо привилегиях писца и давались рекомендации, как следует разговариватьс начальством, с подчиненными, как вести себя на службе и в домашнейобстановке. Из литературных источников мы узнаем о высочайшей централизации управления в Древнем Египте, где главным было не столькоразделение на гражданские и военные чины, сколько приближение кцентральной власти.В произведениях Древнего Востока проблемы экономики в целом нестали предметом научного анализа. Они, как правило, облекались в религиозную форму и были подчинены решению социальных и политическихзадач.
В то же время в них нашли отражение практические познания в области ведения хозяйства, были даны общие рекомендации по управлениюгосударством, контролю за экономической деятельностью граждан.22.2. Экономические воззрения в античном обществеЭкономическая мысль Древней Греции нашла свое отражение в работах выдающихся мыслителей — Ксенофонта, Платона, Аристотеля.Они первыми подвергли анализу экономические явления и попыталисьвыявить закономерности развития общества.
Объектом специальныхисследований в их работах стали экономические проблемы расцвета икризиса рабовладельческого строя: институт частной собственности насредства производства, развитие товарно-денежных отношений, проблемыразделения труда.Известным представителем экономической мысли Античности является древнегреческий философ, ученик Сократа Платон (427—347 дон.э.). Наибольшую известность по проблемам экономического характера получили два его сочинения: «Государство» и «Законы». В первомсформулированы принципы идеального государственного устройства,во втором — идеи создания государства, более близкого к реальной действительности.
Возникновение государства Платон связывал с необходимостью удовлетворения повседневных интересов людей и с обменом.Государство может существовать длительное время, если оно основанона натуральном хозяйстве и если деньги имеют ограниченное хождение.Основой государственного устройства Платон считал идею справедливости: справедливым он называл такое общественное устройство, в которомкаждый занимается тем, к чему приспособлен в наибольшей степени.Развивая свою мысль, Платон исследовал три основные добродетеличеловека: мудрость, мужество и сдерживающую меру. Мудрость естьспособность дать правильный совет не только в частном деле, но и прирешении государственных проблем. Те, кто обладает таким даром, должныправить, но их очень немного.
Мужество , согласно Платону, есть способность оставаться храбрым даже при осознании грозящей смертельнойопасности. Те, кто обладает этим даром, даже если это женщины, должнызащищать государство — быть воинами. Сдерживающая мера — это способность понимания необходимости подчинения законам.
Такой способностью обладают многие люди; они достойны быть свободными гражданами.Если они не являются правителями или воинами, то, скорее всего, будуткрестьянами и ремесленниками. Наконец, те, кто не обладает ни одной изэтих добродетелей, должны быть рабами. В итоге справедливое обществодолжно состоять из четырех различных классов: 1) правителей, 2) воинов,3) свободных крестьян и ремесленников, 4) рабов.
Правители и воины, помысли Платона, не должны иметь частной собственности, чтобы ничтоне отвлекало их от ежедневных забот об общественном благе. Напротив,крестьяне и ремесленники могут быть частными собственниками, так какэто побуждает их лучше трудиться.Затрагивая вопросы товарного производства, Платон подошел к пониманию того, что в процессе обмена происходит приведение товаровк соразмерности и единообразию.
У Платона были догадки о том, чтоденьги выполняют не только функции средства обращения и накоплениясокровищ, но и функцию меры стоимости. Одним из первых в историиантичной мысли Платон поставил вопрос об основе и уровне цен. Он считал, что цены должны регулироваться государственной властью, причемза основу должна браться такая цена, которая обеспечивала бы получениеумеренной прибыли.Другим известным представителем древнегреческой экономическоймысли был историк и философ Ксенофонт (ок. 430—355/354 до н.э.),написавший руководство по управлению домашним хозяйством эпохирабовладения. Название этого труда — «Экономикос» — можно перевестикак «О домашнем хозяйстве» (или другой вариант русского перевода —«Домострой»).
От этого труда и пошло название экономической науки.По определению Ксенофонта, экономия — наука, при помощи которойможно обогащать хозяйство. Предметом этой науки являются домоводствои сельское хозяйство, которое Ксенофонт считал основой хозяйственнойдеятельности людей. Занятия ремеслом и торговлей он осуждал. Рабстворассматривалось им как естественное явление, однако, сознавая низкуюпроизводительность труда рабов, Ксенофонт рекомендовал рабовладельцам шире использовать материальные стимулы по отношению к тем, ктоотличался усердием в выполнении работ.
Он учил рабовладельцев, чтодля обогащения хозяйства необходимо получение излишка за счет минимального удовлетворения потребностей рабов.Заслугой Ксенофонта является то, что, говоря о «ценности» товара, онрассматривал ценность как в смысле потребительной стоимости, так и всмысле меновой стоимости. Фактически Ксенофонт был одним из первых,кто поставил вопрос об этих двух сторонах товара. При всем отрицательномотношении Ксенофонта к торговле и денежному хозяйству он признавалполезность денег как в период экономического благополучия, так и вгоды бедствий. Ксенофонт полагал, что деньги являются специфическимтоваром, поскольку денег никто не имеет столько, чтобы не желать иметьих еще больше, в то время как приобретение других товаров имеет предел.Вместе с тем он осуждал ростовщичество и, следовательно, использованиеденег в качестве ссудного капитала.Самые гениальные экономические прозрения среди античных мыслителей принадлежат ученику Платона философу Аристотелю (384—322до н.э.). Он заинтересовался двумя ключевыми проблемами того времени — эффективным использованием имущества в рабовладельческомхозяйстве и осуществлением справедливого (эквивалентного) обмена.Аристотель сделал удивительные для своего времени открытия и поставилпроблему рационального использования богатства, впервые сформулировал понятия общественного разделения труда, эквивалентного обмена,меновой и потребительной стоимости.
«Общественные взаимоотношениявозникают не тогда, — писал Аристотель, — когда есть два врача, а когдаесть, скажем, врач и земледелец, и вообще разные и неравные стороны, аих-то и нужно приравнять. Поэтому все, что участвует в обмене, должнобыть каким-то образом сопоставлено. Для этого появилась монета и служит, в известном смысле, посредником, ибо все ею измеряется. Все должноизмеряться чем-то одним... Такой мерой является потребность, которая всесвязывает». Таким образом, Аристотель первым сформулировал проблему, которая стала центральной для экономистов на протяжении многихстолетий. Вопрос на первый взгляд простой: чем определяются пропорцииобмена товаров, или иначе, что делает товары сравнимыми ? Ответ на этотвопрос разделил экономистов на два самых крупных течения в историиэкономической мысли: сторонников трудовой теории стоимости и сторонников различных вариантов теории, суть которой заключается в том,что стоимость является категорией субъективной и выводится из оценкилюдьми полезности товара.Аристотель рассмотрел продукт как товар, имеющий двоякое значение.Впервые в истории он наметил разграничение между потребительнойстоимостью и стоимостью вообще.