Диссертация (Студенческое учебное книгоиздание в Москве (вторая половина ХIХ – начало ХХ в.)), страница 3
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Студенческое учебное книгоиздание в Москве (вторая половина ХIХ – начало ХХ в.)". PDF-файл из архива "Студенческое учебное книгоиздание в Москве (вторая половина ХIХ – начало ХХ в.)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПУ, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "остальное", в предмете "диссертации и авторефераты" в общих файлах, а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 3 страницы из PDF
науч. конф., Минск, 26–27 мая 2015 г. Минск;М., 2015. С. 439–444; Шаханов А.Н. Записи лекционных курсов как исторический источник //Советские архивы. 1990. № 6. С. 31–35.2110Изучены как опубликованные, так и неопубликованные материалы, хранящиеся в ряде архивов и отделов рукописей библиотек, как то: Российский государственный исторический архив (РГИА), Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ), Центральный государственный архив г. Москвы (ЦГАМосквы), Отдел письменных источников Государственного исторического музея(ОПИ ГИМ) и Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки (НИОР РГБ).В научный оборот введены документы о деятельности студенческих издательств, личные дела издателей, рапорты о нарушениях цензурного законодательства и др. Впервые проанализирован такой важный для истории учебного книгоиздания студентов источник, как переписка главы Комитета для высшего надзора задухом и направлением печатаемых в России произведений Д.П.
Бутурлина с различными ведомствами по вопросу о литографировании лекций25. К изучению истории студенческого учебного книгоиздания привлечены лингвистические, изобразительные и фотографические источники.Диссертантом разработана методика реконструкции репертуара студенческих учебных изданий, подразумевающая дифференцированный подход к библиографическим источникам и опору на конкретные экземпляры. На ее основе воссоздан репертуар самих учебных изданий. Изучение литографированных курсов лекций дало материал для осмысления теоретических вопросов соотношения устногослова, рукописного и печатного текста.Восстановлена общая картина учебного книгоиздания московских студентов,существенно дополнены имеющиеся данные об издательствах, охарактеризованыих основные типы.
Впервые осуществлено просопографическое изучение студентов-издателей.В диссертации студенческое учебное книгоиздание конституировано какважный элемент книжного дела дореволюционной Москвы.Практическая ценность диссертации состоит в возможности использоватьее результаты в исторических и теоретических книговедческих исследованиях, а25РГИА. Ф.
1611. Оп. 1. 1848 год. Д. 15.11также в преподавании историко-книжных дисциплин при подготовке специалистовиздательского, библиотечного, антикварно-букинистического и библиографического дела.Приведенные в диссертационной работе фактические данные и сделанные наих основе выводы могут быть полезны специалистам библиотек и музеев при формировании книжных коллекций и организации выставок; библиографам и ученымразличных специальностей — при создании библиографических указателей и историографических обзоров; издателям и редакторам — при подготовке переизданийнаучных трудов и учебных пособий. Кроме того, материалы диссертации могутбыть использованы в трудах по истории высшего образования и конкретных учебных заведений Москвы.На защиту выносятся следующие положения:1.
Самодеятельное издание студентами учебных пособий было примечательным явлением в истории книги. Его главные особенности — инициатива учащихся,их непрофессионализм как издателей и прагматический характер издательской деятельности — в сочетании порождали нестандартные формы организации книжного дела и новые виды изданий.2. За несколько десятилетий студенческое издательское дело в Москве претерпело существенные изменения. В его развитии выделяются два периода, содержание которых определялось особенностями регламентации и преобладавшими организационными формами. Первый период (рубеж 1850-х–1860-х — 1901 гг.)включает зарождение и развитие студенческого учебного книгоиздания, в том числе и нелегального, так как с 1869 г.
студентам запрещалось литографировать лекции. В это время студенческое учебное книгоиздание существовало вне формальных организационных рамок. На второй период (1902–1918 гг.) приходятся недолгий расцвет и последовавшее за ним постепенное угасание студенческого книгоиздания в условиях военного и революционного кризиса. В эти годы активно работали издательские организации, что стало возможным благодаря принятию «Временных правил организации студенческих учреждений в высших учебных заведенияхведомства Министерства народного просвещения» (конец 1901 г.) и «Временных12правил для неповременной печати» (1906 г.). Подавляющее большинство дореволюционных студенческих издательств закрылось после 1918 г. из-за невозможности работать в новых исторических условиях.3. Студенческое учебное книгоиздание в Москве реализовывалось в разныхорганизационных формах.
В среде московского студенчества существовали частные издатели, неформальные издательские объединения, нелегальные издательскиекомиссии, а также легальные издательства. Последние функционировали в видеиздательских комиссий при объединениях взаимопомощи; издательских проектовбиблиотек и научных кружков; издательских обществ и издательств вне учебныхзаведений. Развитие студенческого учебного книгоиздания шло по пути усилениякооперации, вершиной которой стало основание в Москве «Студенческого издательства», объединившего организации учащихся разных высших учебных заведений.4.
Основой репертуара студенческих учебных изданий были лекции и экзаменационные программы. Кроме того, в свет выходили и другие теоретические,методические и справочные учебные пособия (руководства, конспекты научнойлитературы, решебники, атласы, таблицы, сборники формул и др.), отпечатанныелитографским и типографским способом в виде книг, брошюр и листовых изданий.В репертуаре студенческих учебных изданий опосредованно отражался уровеньразвития науки и образования.5.
В основе литографированных изданий лекций лежали тексты преподаваемых курсов. Рукопись произведения представляла собой автограф самого профессора или студента-издателя либо расшифровку стенограммы, сделанной специально нанятым стенографистом. Изготовление оригинала состояло в перепискетекста набело от руки или на пишущей машинке.
Литографская печать визуальновоспроизводила рукописный лист. Экземпляр литографированного курса лекцийформировался нередко в течение семестра или академического года. Читательскаяаудитория такого издания обычно ограничивалась слушателями одного лектора. Втаких изданиях подвижны границы авторства, поскольку студенты могли вноситьизменения в профессорский текст в ходе подготовки его к печати.
Таким образом,13специфика литографированных изданий лекций заключается в том, что они сочетают в себе качества устной и письменной речи, рукописи и печатной книги,опубликованного и неопубликованного произведения.6. Быстрая ротация членов студенческого сообщества приводила к естественной смене издательских кадров.
В таких условиях был важен вклад каждогочеловека, выпустившего хотя бы одну книгу. Просопографическое исследованиепоказало, что в работе студенческих издательств начала XX в. принимали участиестуденты разного возраста, выходцы из всех сословий, представители различныхрелигиозных конфессий. Многие студенты-издатели были недостаточно хорошообеспечены материально и, как следствие, рассматривали книгоиздание как одиниз источников дохода. Для других важным мотивом издательской деятельностибыли их личные научные интересы.
Студенты-издатели впоследствии нередкостановились учеными, организаторами науки, общественными и политическимидеятелями, а также деятелями книги — издателями, редакторами, работникамиполиграфической промышленности, книготорговцами и библиотекарями.7. Студенческое учебное книгоиздание было естественной частью повседневного академического общения и способствовало воспитанию нового поколения ученых. Вместе с тем оно не ограничивалось пространством учебного заведения, а через типографии и литографские мастерские, книжные магазины и библиотеки взаимодействовало с московским и общенациональным книжным делом. Читателями студенческих изданий были не только сами учащиеся высшей школы, нотакже гимназисты, абитуриенты и специалисты-практики.Апробация результатов исследования.
Содержание диссертационной работы отражено в 19 публикациях, из которых 6 статей вышли в рецензируемых научных изданиях из перечня ВАК. Основные положения исследования докладывалисьустно или в виде стендовых докладов на международных научных конференциях«Книжная культура: опыт прошлого и проблемы современности» (Москва, 2012),«Книга в информационном обществе» (Москва, 2014), «Румянцевские чтения»(Москва 2013, 2014), «Берковские чтения» (Минск, 2013, 2015), «Иллюстрация впечати: от прошлого к будущему» (Санкт-Петербург, 2013), «Вспомогательные ис-14торические дисциплины в современном научном знании» (Москва, 2013), «Вспомогательные и специальные науки истории в XX — начале XXI в.» (Москва, 2014),«Вспомогательные исторические дисциплины и источниковедение: современныеисследования и перспективы развития» (Москва, 2015), «КЛИО–2013 — Исторические документы и актуальные проблемы археографии, отечественной и всеобщейистории нового и новейшего времени» (Москва, 2013); на всероссийских конференциях «Павленковские чтения» (Санкт-Петербург, 2013, 2015), «Макушинскиечтения» (Томск, 2015); на «Чтениях памяти В.А.
Плугина» кафедры источниковедения отечественной истории МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва, 2012), на ежегодных конференциях молодых ученых и аспирантов МГУП им. Ивана Федорова(Москва, 2013, 2014, 2015); на заседаниях семинара Лаборатории истории культурыМГУ им. М.В. Ломоносова (Москва, 2014) и Секции книги Центрального домаученых РАН (Москва, 2014), на конференции семинара «Визуальное в литературе»кафедры теоретической и исторической поэтики РГГУ «Архангельские визуальныечтения» (Москва, 2013) и на семинаре кафедры истории книги и антикварнобукинистической торговли МГУП им. Ивана Федорова (Москва, 2015).Структура диссертационной работы продиктована целью, задачами и логикой исследования.