Аскерова Н.В., Белова Е.В., Мельникова Н.А. - Шпаргалка по социологии, страница 13
Описание файла
PDF-файл из архива "Аскерова Н.В., Белова Е.В., Мельникова Н.А. - Шпаргалка по социологии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 5 семестр, которые можно найти в файловом архиве МПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПУ, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "книги и методические указания", в предмете "социология" в общих файлах.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 13 страницы из PDF
.00СМГОСО3 7 . ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ38. СОЦИАЛЬНАЯ ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ39. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПОНЯТИЯ ЛИЧНОСТИЛичность - устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, продукт общественного развития (социализации) и включениялюдей в систему социальных отношений посредством деятельности и общения.Многомерная, сложно организованная природачеловека, широта и многообразие его социальныхсвязей и отношений определяют множество теоретических подходов и позиций в понимании такогофеномена, как личность, множество различных моделей, образов человека в современной социологии.
Один из них - образ человека как совокупности социальных ролей.Ролевая концепция личности. Зачастую в обществе от мужчины и от женщины ждут проявленияопределенных ролей.Социальная роль - соответствующий принятымнормам способ поведения людей, в зависимости отих статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Развитая личность можетиспользовать ролевое поведение как инструментадаптации к определенным социальным ситуациям, в то же время не сливаясь, не идентифицируясьс ролью.Ролевая концепция личности возникла в амери-'канской социальной психологии в 30-е гг. XX в.(Чарлз Кули, Джордж Мид) и получила распространение в различных социологических течениях, прежде всего в структурно-функциональном анализе.Теодор Парсонс и его последователи рассматривают личность как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду в том или ином обществе.Другой образ личности возник под влиянием идеиЗигмунда Фрейда, рассматривавшего человека какТипы личности - модели личности, используемые в социологии в качестве образов, образцов,основ для группировки и иного при описании, классификации, упорядочении, изучении различныхмножеств индивидов.
Социальный тип личности - продукт сложного переплетения историкокультурных и социально-экономических условийжизнедеятельности людей. •В социологии рассматриваются различные варианты социальной типологии личности. Например,Эрик Фромм рассматривает социальный тип личности как господствующий тип характера - это форма связи индивида и социума, «ядро структуры характера, которое присуще большинству членоводной и той же культуры, в отличие от индивидуального характера, который различен у людей тойже самой культуры». Значение социального характера, считает Э. Фромм, состоит в том, что он позволяет наиболее эффективно приспособиться к требованиям общества и обрести чувство безопасностии защищенности.
Анализируя историю человечества,Э. Фромм выделяет несколько типов социальногохарактера: рецептивный (пассивный), эксплуататорский, накопительский и рыночный. Макс Вебер заоснову типизации берет специфику социальногодействия, более конкретно - степень его рациональности, Карл Маркс - формационную и классовую принадлежность.В социологии выделяются модальный, идеальныйи базисный типы личности.
Модальный тип личности - тот, который реально преобладает в данномобществе. Идеальный тип личности не привязанк конкретным условиям. Это тип личности как пожелание на будущее, например всесторонне и гармонично развитая личность у К. Маркса или новыйВ повседневном и научном языке очень частовстречаются термины «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Обозначают ли они одини тот же феномен или между ними есть какие-торазличия?Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, но если подходить к определению этих понятийстрого, то можно обнаружить существенные смысловые оттенки.Человек - понятие самое общее, родовое.Индивид понимается как отдельный, конкретныйчеловек, как единичный представитель человеческого рода и его «первокирпичик» (от лат.
Individ «неделимый, конечный»).Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разныхуровнях - биохимическом, нейрофизиологическом,психологическом, социальном и др.Понятие «личность» вводится для выделения,подчеркивания неприродной («надприродной», социальной) сущности человека и индивида, т. е. акцент делается на социальном начале.В социологии личность определяется как системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении. Личность это субъект социальных отношений и сознательнойдеятельности.Развитие человека как социального существа представляет собой развитие его как личности, представляющей собой вершинный уровень психики.Следовательно, основанием психологической периодизации развития должны выступать закономерности становления личности.Во время создания периодизации возрастного развития, исходящей из системных критериев, понятия«личность» и «мировоззрение» были «недостаточно точными и научными терминами».
В понятие мировоззрение Л. С. Выготским было вложено представление о наличном способе отношения ребенка к миру,а под личностью понималось социальное образование, возникающее на поздних этапах развития и охватывающее единство поведения, которое характеризуется признаком овладения. Анализ контекстаиспользования понятия «личность» обнаруживает еетрактовку как орудия овладения процессами собственного поведения.Развитие личности связывается с развитием в различных сферах культуры и предполагает овладение:1) культурными орудиями;2) внутренним миром.Это реализуется единством всех процессов, входящих в состав высших форм поведения на основедвух моментов:1) единства задачи, стоящей перед человеком;2) средств, которые диктуют структуру поведения.Основными критериями периодизации выступаютновообразования, возникающие к концу возрастного периода (концепция Л.
С. Выготского).Формирование личности невозможно в рамкаходной-единственной деятельности: личность является продуктом всей совокупности социальных отношений индивида, продуктом его образа жизни.Следовательно, путь к формированию (управлениюразвитием) личности лежит в сфере проектирования и управления развитием образа жизни.человек Э. Фромма. Базисный тип личности - тот,который наилучшим образом отвечает потребностямсовременного этапа общественного развития. Иными словами, социальный тип личности - это отражение того, как общественная система влияет наценностные ориентации человека и через них - наего реальное поведение.Также в современной социологии рассматриваются типы личности в зависимости от их ценностныхориентации.У идеалистов, наоборот, сильно выражены критическое отношение к традиционным нормам, независимость и пренебрежение авторитетами, установки на саморазвитие во что бы то ни стало.Традиционалисты ориентированы в основном наценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а выраженность таких качеств, как креативность, стремление к самореализации, самостоятельность, у данного типа личности весьма низкая.Гедонистические материалисты ориентированыв первую очередь на получение удовольствий «здесьи сейчас», и эта погоня за «наслаждениями жизни»приобретает прежде всего форму удовлетворенияпотребительских желаний.Для фрустрированного типа личности характернынизкая самооценка, угнетенное, подавленное самочувствие, ощущение себя как бы выброшенным изпотока жизни.Реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной исамоконтролем.стремящегося к удовольствию, а общество - как систему запретов, табу.
Бессознательные (в первую очередь сексуальные) стремления личности образуют еепотенциал и основной источник активности, задаютмотивацию ее действий.В силу невозможности удовлетворения инстинктивных потребностей в их естественно-природной форме из-за социальных нормативных ограничений человек вынужден постоянно искать компромисс междуглубинным влечением и общественно приемлемойформой его реализации.Другая концепция личности - это поведенческая концепция. В соответствии с этой концепцией поведение каждого человека обусловливаетсяи контролируется социальной средой через язык,обычаи, социальные институты, средства массовойинформации и т.
д.Деятельностный подход: в рамках культурноисторической школы Л. С. Выготского сложилось Опонимание человека как деятельностного существа, СОпреследующего свои цели, задачи, чье поведениеи поступки невозможно объяснить только с точкизрения рациональности. В основе личности лежитбогатство связей человека с миром, проявляющееся в предметной деятельности, общении, познании.Центральной категорией анализа, дающей ключк пониманию личности, является категория «деятельность».Деятельность рассматривается при этом в структурном и функциональном аспектах.
Структурныйаспект предполагает выяснение строения самой деятельности и определение составляющих ее элементов. Функциональный аспект концентрирует внимание на том, как, каким образом осуществляетсядеятельность.4 0 . СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕЛИЧНОСТИ4 1 . СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ4 2 . ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС»И «СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ»Социализация - процесс формирования личности,1«Личность» - одно из центральных понятий социоВ противоположность макросоциологическомув ходе которого индивид усваивает умения, образвзгляду «сверху вниз» микросоциология рассматлогии. Оно играет важную роль в «строительстве»цы поведения и установки, свойственные его социриваетпроблематику личности непосредственносоциального знания, помогая понять, почему челоальной роли.в поле межличностного взаимодействия.
Поэтомувеческий мир так отличается от остального природДанный процесс не следует понимать как мехаи процесс очеловечивания (социализации), и проного мира и почему он остается человеческим тольническое перенесение извне вовнутрь, посколькуцедуры встраивания личности в разнообразные общко на основе сохранения богатства индивидуальныхв ходе социализации человек преобразует ценноности и структуры здесь рассматриваются преимуразличий между людьми.сти своего окружения в свои собственные.щественно сквозь призму ролевых концепций.На социологию личности заметно влияют филоСоциализация включает в себя как стихийное, такВ социальной системе каждый человек занимаетсофские концепции и психологические теории.и целенаправленное воздействие.