Аскерова Н.В., Белова Е.В., Мельникова Н.А. - Шпаргалка по социологии, страница 9
Описание файла
PDF-файл из архива "Аскерова Н.В., Белова Е.В., Мельникова Н.А. - Шпаргалка по социологии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 5 семестр, которые можно найти в файловом архиве МПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПУ, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "книги и методические указания", в предмете "социология" в общих файлах.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 9 страницы из PDF
литические и государственно-правовые институты);4) поддержанием и сохранением духовных ценностей (институты культуры) и др.Понятию «социальный институт» отводится центральное место в системно-структурном анализесоциальных явлений, оно подразумевает возможность обобщения абстрагированных из многообразных действий людей наиболее существенныхтипов деятельности и социальных отношений путем соотнесения их с фундаментальными целямии потребностями социальной системы.
В этомсмысле социальный институт может быть определен как ведущий компонент социальной.структурыобщества, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни.оС\125.СОЦИАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕОБЩНОСТИ26. СОЦИАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ27. МАЛАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА:ЛИДЕРСТВО И ГРУППОВАЯ ДИНАМИКАОдним из важных элементов социальной структуОбщество, понятое как «продукт взаимодействияСоциальная группа - это своеобразный посредникры является социальная группа. Важное значениелюдей», как целостность общественных отношениймежду отдельным человеком и обществом в целом.в обществе выполняет такая социальная группа, каклюдей к природе и друг к другу, состоит из мноНо группа - это еще и та среда, в которой возникасоциально-этническая общность. Этнос - это сложества разнородных элементов, среди которыхют и развиваются коллективные процессы. Рассмотжившаяся на определенной территории совокупэкономическая деятельность людей и их отношерим такую группу в социологии, как малая группа,ность людей, которые имеют общие культурные ценния в процессе материального производства являкоторой называют небольшое число людей, хорошоности, язык, психологический склад.
Определяющимиются наиболее значительными, основными, но незнающих друг друга и постоянно взаимодействующихмоментами этой группы являются быт, одежда, жиединственными. Напротив, жизнь общества состомежду собой.лье, т. е. все то, что называют культурой этноса.ит из множества разнообразных видов деятельВ рамках микросоциологического направленияФормирование этноса происходит на основе единости, общественных отношений, общественныхмалые группы характеризуются как «первичныенения экономической жизни и территории, хотяучреждений, идей и других социальных элементов.группы». Отличительными признаками этих группмногие этносы в дальнейшем развитии утрачивалиВсе эти явления общественной жизни взаимно межКули считал постоянные непосредственные межобщность территорий (переселенцы).ду собой связаны и всегда выступают в определенличностные контакты, высокую степень эмоциоСуществуют определенные свойства, которыеной взаимосвязи и единстве.нальности.'отделяют один этнос от другого: народное искусДжорж Хомас утверждает, что малая группа предЭто единство пронизывают материальные и псиство, язык, традиции, нормы поведения, т.
е. таставляет собой число лиц, взаимодействующих межхические процессы, а целостность общественныхкультура, в которой люди живут всю жизнь и педу собой в течение определенного времени, чтобыявлений находится в процессе постоянных изменередают ее из поколения к поколению (этническаяиметь возможность контактировать друг с другом безний, принимая различные формы.культура).посредников.Изучение общества как целостности общественныхИсторики и социологи создали теорию развитияДругое определение дал Роберт Мертон - малойотношений во всех его разнообразных проявленияхэтноса: от родовых объединений к тотемическимгруппой он называл совокупность людей, которыетребует сгруппирования разнородных элементов обкланам, а затем к кланам, которые объединилисьопределенным образом взаимодействуют друг с друщества в отдельные целостности в соответствии с ихи образовали народности, а затем возникли нации.гом, осознают свою принадлежность к ней и счиобщими признаками и затем выявления взаимосвяЭтатеорияпостояннопретерпеваларазличныеизтаются членами данной группы с точки зрениязей таких групп явлений.менения.других.Одним из важных элементов социальной структуСвою точку зрения по вопросу об этнических общМожно перечислить еще более ста определений,ры общества является социальная группа.
ВажноеностяхимелЛ.Н.Гумилев:этнососновавсехно в каждом из них имеются особые признаки, позначение имеет социально-территориальная группа,элементовиформсоциальнойструктуры.Всюискоторым можно отличить малую группу от других:представляющая собой объединение людей, кототорию Гумилев рассматривал как взаимоотношенияэто формы малой группы, внутренняя структура,рое обладает единством отношений к определеннойэтносов, которые имеют свою структуру и поведевзаимодействие в малой группе.
Малая группа приосвоенной ими территории. Примером таких общние, отличающие один этнос от другого. Гумилевнимает множество форм, верхний предел ее составностей могут быть: город, село, а в некоторых асговорил о понятии субэтноса, который является неляет двадцать человек, нижний - два человека.пектах - отдельный район города или государства.Малая группа, в отличие от большой, держится наотделившейся частью этноса, но имеющей собВ этих группах существует взаимосвязь их с окруV индивидуальной неповторимости и незаменимости\/ственные отличия (поморы в России).жающей средой.ее членов. Существует две исходные формы малойгруппы - это диада и триада. Диада состоит из двухчеловек.
У них формируются устойчивые межличностные отношения, основанные прежде всего начувствах.Триада - активное взаимодействие трех человек.В триаде зарождается феномен большинства, а вместе с ним по-настоящему рождаются социальноеотношение, социальное начало.Лидерство - это способности, качества и поведение, связанные с ролью группового лидера. Лидером в малой группе именуют члена группы,пользующегося наибольшими симпатиями и принимающего решения в самых важных ситуациях.Это качество может присваиваться индивидуумамна основе личных качеств и опыта либо посредством традиции и (или) занимаемой позиции.
Лидера в малой группе не назначают, он выявляетсяблагодаря своим личным качествам. Когда лидеров несколько, группа распадается на подгруппы.Хотя лидер один, авторитетных лиц может бытьмного, на них опирается лидер, навязывая группесвои решения.Взаимодействие в малой группе формируется припостоянном сотрудничестве членов группы. В результате между ними возникают определенные симпатия и чувства, создаются установки и привычки.Постепенно в малой группе возникают собственныенормы и этикет поведения, называемые неформальными отношениями.Структура группы определяет характер ее динамики. Исследование динамических процессов, протекающих в данный отрезок времени и знаменующихсобой движение группы от одной стадии развитияк другой, получило название групповой динамики.С точки зрения Гумилева, есть такие формы общностей, как конвиксия - люди, объединенные жизненными условиями (семья), и консорция - люди,объединенные общими интересами (партия).
Мывидим, что Гумилев говорил о принятых в социологии определениях социальных общностей и организаций.Можно сказать, что этносом является только такультурная общность, которая осознает себя какэтнос и обладает этническим самосознанием. Этнические явления меняются очень медленно, иногда в течение столетий.Если признак этнического самосознания не утрачен, то, как бы ни была мала группа людей, она неисчезает (например, «расказачивание» не привелок исчезновению такой этнической группы, как казаки).Сегодня в мире проживает более 3000 различныхэтносов.
С вопросом об этнических общностях возникают и вопросы межэтнических конфликтов. Этосвязано с религиозной нетерпимостью. Проживаниена одной территории различных этносов способствует межэтническим конфликтам, а иногда следствием этого является ущемление прав этнического меньшинства и главным образом считываниеинтересов крупных этносов (например, межэтническая политика КПСС).Чтобы избежать этого, каждая личность должнасочетать в себе навыки общения с людьми иных национальностей, уважение к языку другого народа,знание языка коренной национальности.Таким образом, процесс развития социально-этнических общностей сложен и противоречив и во многом зависит от экономических, социальных и политических условий общества.Территориальные группы имеют схожие социальные и культурные черты, которые возникли под влиянием определенных ситуаций. Это происходит даженесмотря на то что члены этой группы имеют различия: классовые, профессиональные и др.