Диссертация (Процесс преемственности культурных ценностей в современной транзитивной России), страница 2
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Процесс преемственности культурных ценностей в современной транзитивной России". PDF-файл из архива "Процесс преемственности культурных ценностей в современной транзитивной России", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГТУ им. Н.Э.Баумана. Не смотря на прямую связь этого архива с МГТУ им. Н.Э.Баумана, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "остальное", в предмете "диссертации и авторефераты" в общих файлах, а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
Сорокина, а также в фундаментальных трудахА.Тойнби, К.Р. Поппера, К. Ясперса, М. Хайдеггера.Социальноебытиеобществановейшиеисследователиопределяют как бытие хаотическое, вероятностное и случайностное,неподдающеесяпростымдетерминациямиклассическомурационалистическому осмыслению, пониманию и истолкованию, какэто было характерно для прошлого, ХХ века.Отечественные авторы – М.К. Мамардашвили, К.Х Делакаров,Ф.Д. Демидов, Б.С. Щеглов, В.В. Попов и другие исследователиновейшейсоциальнойреальностивполноймереразделяют8современныепредставленияэвристическомпотенциалеонеклассическойрациональноститеоретико-познавательныхиконцепций,подчеркивая необходимость различения процессов знания, понимания иистолкования,наосновечегоформируетсякартина,адекватнаяпознаваемому социальному объекту.Современная новая и новейшая методология познания социальнойреальности основывается на трех главных методологических принципах.Это – толерантность как способ отношения к любому типу знания осовременном мире; холизм как принцип целостного и всестороннегоисследования объекта, исключающий как его механицистскую, так иантропоморфистскую интерпретации; плюрализм в понимании современнойсоциальной реальности, которая имеет бесконечное множество модификацийобъектов, равно и возможностей их познания, истолкования и понимания.Крометого,помнениюавторитетныхисследователей,постмодернфактически распространил принципы синергетики на общество и культуру,подчеркнув нелинейность, неустойчивость и децентрированность этихсамооргани-зующихся систем.В современной отечественной социально-гуманитарной научной ипопулярнойлитературеимеетсянемалоеколичестворазногородаэнциклопедий, справочников и монографий, в которых проанализированынаиболеезначимыетрудызападныхисследователей,посвященныеактуальной проблематике постмодерна.Немаловажную роль для понимания процессов формирования разныхоттенков новейшего массового сознания сыграли труды философов икультурологов, общественных и политических деятелей, рассматривающихпроблемы феминизма и гендера, когда проблемы преемственности ценностейкультуры приобретают несколько другой оттенок.В условиях современного демографического перехода, происходящеговновойРоссиидостаточноспецифически,былонеобходимо9проанализироватьубедительнобольшойпоказываетэмпирическийтипическиематериал,различиявкоторыйпроцессепреемственности культуры представителями главных возрастныхкогорт – детьми, молодежью, людьми экономически активноговозраста и старшими возрастами современной России.Вся проблематика преемственности культуры и ее ценностейнеразрывно связана с вопросами генезиса культуры и рольюсоциальных институтов в этом процессе.
В процессе преемственностиценностей культуры доминирующую роль выполняет семья, какбазовая, фундаментальная инстанция приобщающая ребенка к мирусоциума и осуществляющая формирование его языковой культуры, азначитидуховноевосхождение кнациональной культуреиментальности.Очевиднойкачественнойособенностьюпроцессапреемственностиценностей культуры для современной Россииявляетсяисторически-необходимоеналожениетакоенапроцессобстоятельствопреемственностикультурыкакпроцессовстановления в стране материально-технических основ и новейшихинформационных технологий, норм и ценностей информационнойкультуры и характерной для этой культуры новой социальнойтипологии, а именно коммуникативно-компетентной личности.Завершается работа обзором литературы по семье, которая врамкахдиссертационногоисследованияпреимущественнорассматривается в рамках основных понятий современной социальнойфилософииикультурологии,атакжетехбазовыхпонятийменеджмента, которые позволяют более точно определять все быстроменяющиеся роли и статусы в семье под влиянием происходящей встране и мире информационной революции.10Объектом исследования диссертационной работы является процесспреемственности ценностей культуры в условиях транзитивного общества,как социально-философская проблема.Предметом исследования является специфика преемственностикультурных ценностей в современной России, выявленнаяна основефилософского,знания,социологическогоикультурологическогоиэмпирических исследований, посвященных этой проблематике.Цели и задачи диссертационного исследования определялись самойтемой, избранной автором для того, чтобы выявить, определить иохарактеризоватьпроцесспреемственностиценностейкультурывсовременной транзитивной России, в условиях демографического перехода,когда все возрастные когорты населения осуществляют этот процессдостаточно специфически, осложняя и существенно тормозя историческинеобходимый процесс трансформации страны на базе модернизации.Основные исследовательские задачи были объединены в три блока,соответственно трем главам работы.Первая группаисследовательских задачкасается теоретико-методологических оснований исследования, в ней сосредотачиваетсявнимание на таких вопросах:анализ новейших философских концепций познания общества;рассмотрение теорий культуры как формы и способа бытияобщества и выявление их познавательных возможностей;исследование возможностей познания новейшей социальнойреальности на основе социокультурного подхода;обоснованиепониманияфеминизмакакобщественно-политического феномена и способа интерпретации ценностей материальнойи духовной культуры;выявление возможного познавательного потенциала гендерныхтеорий для новейшего процесса преемственности культуры.11Втораягруппаисследовательскихзадачрассматриваетсоциокультурную типологию возрастных групп современной Россиикак субъектов процесса преемственности ценностей культуры.
Дляэтого анализируются:особенности современного демографического перехода идается теоретический анализ возрастных характеристик человека;выявляются тенденции и перспективы детской возрастнойкогорты новой России;характеризуются социально-типологические особенностимолодежи современной России;рассматривается современная социокультурная динамикаэкономически-активной возрастной когорты в условиях системногокризиса общества;анализируются особенностипроцесса преемственностикультуры в старшей возрастной когорте, как диалектика культурныхтрадиций и новаций.Третья группа исследовательских задач посвящена анализупроцесса преемственности ценностей культуры, происходящему всемье–базовомсоциальноминститутеобщества.Здесьформулируются и решаются задачи:выявление особенностей и тенденций социокультурныхпроцессов новой России;рассмотрение базовых понятий процесса преемственностиценностей культуры в рамках междисциплинарного подхода;характеристика информационной культуры и описание ееспецифики в современном российском обществе;анализ современной семьи как социального института итранслятора социально типических норм и ценностей культуры;12раскрытие типичных социальных коммуникаций современнойсемьи как транслятора и коммуникатора ценностей культуры.Проблемная ситуация диссертации может быть сформулирована какмеждисцилинарный анализ процесса преемственности ценностей культуры вусловиях современного транзитивного российского общества или обществариска, все социальные институты, социальные структуры и массовыепроцессыкоторого находятся в радикальных несоответствиях, чтосущественно затрудняет и кардинально видоизменяет функционирование идальнейшее развитие материальной и духовной культуры новой России.Основная гипотеза исследования предполагает сформировать итеоретическиосмыслитьсовременноепредставлениеопроцессепреемственности ценностей культуры в современном мире в условиях еготранзитивности и особой специфичности в современном российскомобществе,гдепостепенновсовременнойсемьеформируетсякоммуникативно-коммуникационный человек, адекватный как современномуобществу риска, так и самоактуализирующемуся творческому человеку,творцу и созидателю новой культуры.Теоретическая база и методологическая основа диссертационногоисследования определяется сложностью и многоаспектностью объектаисследования,чтоиспользованияпотребоваломеждисциплинарногопознавательныхвозможностейподходаифилософских,общесоциологических и культурологических теорий и концепций, в которыхисследуетсяпроцесспреемственностиценностейкультуры,включаяпроцессы социализации и социокультурной адаптации всех возрастныхгрупп новой России, являющейся транзитивным обществом и обществомриска.Автор руководствовался принципами современной познавательнойпарадигмы, утверждающей плюрализм, толерантность и холизм как главныеметодологические подходы к социальной реальности и стремился отойти от13идеологической тенденциозности и узкопартийных шаблонов анализасовременных социокультурных процессов, происходящих в стране.Вработеконцепцийиспользовалисьмножествапознавательныефакторов,возможностисоциокультурнойдинамики,деятельностно-культурной теории и многих других концепций итеорий,разрабатываемыхотечественнымиисследователямиимеждународным научным сообществом.В работе использовались общенаучные принципы и методыпознания – анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизирующаятипологизация, а также методологические принципы историзма,социального детерминизма, генетический и социокультурный анализ,которые обеспечивали всестороннее и адекватное познание процессапреемственности культурных ценностей.Информационнаяиэмпирическаябазаисследованияопределялась:обращениемсвязаннымсанализомкнормативно-правовымпроцессадокументам,преемственностикультурывсовременном российском обществе;использованием информационно-статистических данных,необходимых для характеристики возрастных когорт современнойРоссии,выступающихсубъектамипреемственностиценностейкультуры;систематизациейиобобщениемразнообразнойэмпирических и фактологических исследований и периодическойлитературы, посвященной широкому кругу проблем, связанных спроцессамипреемственностисоциального бытия новой России.ценностейкультурывусловиях14Достоверность результатов диссертационного исследования былаобеспеченанепротиворечивостьюсформулированныхтеоретико-методологических принципов, применяемых в работе; использованиемобширной базы теоретических и эмпирических работ по анализируемойпроблеме, очевидной согласованностью полученных автором выводов сосновнымитеоретико-методологическимиположенияминовейшегосоциально-философского и культурологического знания.Научная новизна диссертационного исследования заключается втом, что в работе:охарактеризованы и систематизированы новейшие философскиеконцепциипознаниясовременной,качественнодругойсоциальнойреальности, которые существенно детерминируют процесс преемственностикультурных ценностей в условиях транзитивного общества;показан познавательный потенциал и выявлено теоретическоезначение социокультурного подхода для адекватного познания, понимания иинтерпретации исследуемого объекта – процесса преемственности ценностейкультурывмежпоколенномвзаимодействииисучетомвлияниясовременных теорий и практик современного феминистского и гендерногодвижений какзначимыхаксиологических принципов, формирующиесоциально-типические характеристики возрастных когорт населения РФ;на основе анализа происходящего в мире демографическогоперехода и его особенностей в новой России, рассмотрена типологиявозрастных когорт современного населения РФ и охарактеризованыособенности преемственности ценностей культуры, их сохранения иизменения,трансформациииконсервациивусловияхстановленияинформационной культуры и сетевого общества;рассмотреныосновополагающиеитеоретическитенденцииновейшихпереосмысленысоциокультурныхнекоторыетеорийи15выявленопознавательноезначениерядабазовыхпонятий,раскрывающих процесс преемственности культурных ценностей вновейшихтипахсообществ–глобальных,региональных,этносоциокультурных масштабах и разных по значимости социальныхинститутах;определена роль и показано значение семьи: как базовогосоциальногоинститута,трансляторакультурныхтрадицийименталитета, главного актора культурных инноваций и значимойсоциальной составляющей общества, постоянно осуществляющеймежпоколенный процесс преемственности культуры и формированиекоммуникативно-компетентной личности – гражданина новой России.Основные положения, выносимые на защиту:1.Впервойглавеработырассмотренкомплексисследовательских задач, решение которых способствует выборунаиболееэффективныхтеоретическихподходовдляпознания,понимания и адекватной интерпретации процесса преемственностиценностейкультурывсовременномтранзитивномроссийскомобществе.Решение первой исследовательскойзадачи было связано сизучением и систематизацией новейших общефилософских теорийпознания, а также, с анализом тех познавательных теорий, которыебыли созданысоциальнойна основе изучения особенностей современнойреальности,качественно–другоепредставляетсобойпостнеклассическуюхарактеристикасоциальноебытие.нелинейнуюрациональностькоторойпредстаетНовейшаяметодологиюсоциума.ВикакгносеологияутверждаетработахП.-К.Фейерабенда утверждается не только исторический радикализм, но иобосновывается принцип новейшего теоретико-методологическогоплюрализма.16Дальнейшее развитие новейшего понимания социальной реальности,основанное на единстве научного, аксиологического и праксеологическогознания с необходимостью предполагает использование познавательныхвозможностей и инициатив современной синергетики.Современное общество как общество риска представляет собойпрактическую реализацию антиэволюционистской модели общества, на базекоторой сформировалась и в достаточной степени укрепилась философия,идеология и духовная культура современного мира, получившая названиепостмодерн.Большинство современных исследователей считают, что новейшиесоциальные системы, особенно все модели общества потребления, являютсяочень сложными, а их дальнейшее существование непредсказуемым, так какэти системы могут развиваться в самых неожиданных направлениях,увеличиваявлюбомизнихстепеньмногообразныхприродно-биологических, геополитических и социокультурных рисков, равно как ивысокийуровеньперманентнойнеопределенностиихроническогобеспокойства населения.Весь ХХ век в области социальной философии представляет собойэпоху расхождения форм и типов анализа социальной реальности наидеографические исследования, посвященные анализу ценностей культуры, иномотетические, предполагающие анализ эмпирических данных, полученныхпреимущественносоциологами,культурологами,этнографамиидр.эмпирическими исследователями.