Для студентов по предмету ИсторияКурсовая работа - Журнал «Мир искусства» и его роль в жизни страны в конце ХIХ - начале ХХ векаКурсовая работа - Журнал «Мир искусства» и его роль в жизни страны в конце ХIХ - начале ХХ века
2021-11-052021-11-05СтудИзба
Курсовая работа: Курсовая работа - Журнал «Мир искусства» и его роль в жизни страны в конце ХIХ - начале ХХ века
Описание
Уникальность по системе Антиплагиат 53 %.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Современная Россия переживает непростой период, во многом еще не преодолены тенденции переходного характера. Чтобы обрести уверенность, человек ищет аналогий в прошлом. И такие аналогии без труда обнаруживаются в том периоде русской истории, который отстоит от современности на сто лет. Это был и период расцвета русской культуры серебряного века. В истории культуры есть периоды, сохраняющие притягательность независимо от своего хронологического «возраста». Рубеж XIX и XX столетий относится именно к таким эпохам: переломным, пограничным, революционным по мировоззрению.
Мировоззрение человека в конце ХIХ - начале ХХ века, психологическая атмосфера рубежа веков во многом родственны «предчувствиям» современной социокультурной действительности. Решающая рефлексия переходной эпохи в культуре этого периода связана с русским символизмом, который пытался создать новую философию культуры, выработать новое универсальное мировоззрение путем переоценки ценностей.
Главный мотив журнала «Мир искусства» – обретение абсолютной свободы, прежде всего, в литературном творчестве, музыке, живописи, а в перспективе – в способности социального и социокультурного творчества в широком смысле. Отсюда их повышенный интерес к общественному процессу предреволюционной России. А. Бенуа, Г. Чулков, Н. Минский, А. Блок, А. Белый и даже Д.С. Мережковский – все шли навстречу буре, в полном сознании ее неизбежности и очистительной силы. И даже мера идеализации в оценке этого процесса объективно или культурологически работала на будущую революцию в ее социальном и духовном измерении как тотального реформационного процесса, захватившего русскую культуру уже в начале ХХ века, периода, который «демонстрирует или перманентную цепь следующих одна за другой переходных ситуаций, или сплошное переходное состояние…».[1]
Особое культурологическое измерение имеет излюбленная тема «Мира искусства» «интеллигенция и народ»… И это еще один аспект глобальной проблемы переходной развивающейся культуры, ибо она построена на прямом вовлечении широких народных масс в культурный процесс, на его глубинной демократизации. У этой проблемы есть серьезный социально-политический аспект, но он выходит за рамки настоящего исследования.
Феномен «развивающейся переходной культуры» характеризует такую стадию становления национальной культуры, когда процесс секуляризации приобретает необратимый и прогрессирующий характер, когда культура начинает искать и находить иные основания для своего саморазвития. Особенность мирискусников заключалась в том, что они были заняты поиском компромисса между старыми традициями и новыми культурными веяниями. Как уже было отмечено, ситуация современной России (проблема выбора, поиска компромисса, тенденция возрождения ценностных основ культуры) во многом схожа с серебряным веком. Необходимость переосмысления опыта культурно-исторического наследия, как в теоретическом, так и в практическом плане обостряет актуальность выбранной темы.
Культурфилософский дискурс мирикусников начала ХХ-го века актуален и сегодня, так как целый ряд принципиальных проблем современной цивилизации не изменил своего качества за последнее столетие. Это прежде всего: тема судьбы человека в бесчеловечном мире; признание неустранимой трагичности человеческого бытия; кризис человека, проявляющийся в кризисе жизни, междоусобиях, войнах, «коллективном помешательстве». (А. Белый); критика поверхностного рационализма и абсолютизации политико-экономической сферы бытия человечества; призыв к углубленному самосознанию, обращенный к мыслящей части человечества; вера в силу свободной Мысли, как единственно реальную силу, способную преобразить человека и окружающий мир; поиск путей становления единого человечества и утверждение человека как Чела-Вечности; утверждение духовных основ культуры как выход из цивилизованного кризиса современности.
Журнал «Мир искусства» составил особое явление отечественной культуры серебряного века, благодаря которому культурное пространство России превратилось в настоящий, многоголосный хор, где одновременно солировали и философы, и литераторы, и поэты, и композиторы. Эта интегративность привлекает к нему повышенное внимание.
Новейшие тенденции в осмыслении роли и значения «Мира искусства» в современной культурфилософской мысли России очевидны. Современная парадигма гуманитарного знания во многом сфокусирована на проблемах культуры, которые предвидели мирискусники.
Историография. В последнее время в культурологической мысли России наметились тенденции интенсивного изучения творческого наследия самых ярких представителей «Мира искусства» (Андрея Белого, А.Н. Бенуа, С.П. Дягилева, К.А. Сомова, М. В. Добужинского, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумовой-Лебедевой и мн. др.).
Концептуальное построение данного исследования связано с теоретическими разработками проблем русской культуры серебряного века. Это, прежде всего, фундаментальные исследования отечественной классики – Н. А. Бердяева, А. Ф. Лосева, К. Н. Леонтьева.
Современные исследователи – Л. А. Рапацкая, А.А. Русакова уделяют особенное внимание деятелям объединения «Мир искусства», их жизни, творчеству.
Рапацкая Л.А. прослеживает деятельность объединения «Мир искусства». Особое место в книге занимают такие личности как Л. Бакст, А. Бенуа, С. Дягилев.
Русакова А.А. ставит вопрос о принадлежности представителей «Мир искусства» к символизму. С этой целью рассматривает творческую деятельность А. Бенуа, Л. Бакста, А. Белого, К. Сомова, М. Добужинского.
Такие исследователи как Милюков П.Н., Пластова Т., Никольский В., Хренов Н.А. исследуют объединение «Мир искусства» в контексте культуры серебряного века. Важными в их работах оказываются не отдельные представители объединения, а «Мир искусства» как единое целое.
Исследования касающиеся объединения «Мир искусства» представлены в работах А.Г. Асташкина, Н. Глебкиной, Е. Ермолаевой, В.Е. Журавлёвой, И. Зильберштейна, П. Павлинова.
Статья А.Г. Асташкина посвящена уточнению типологических признаков модернистского журнала «Мир искусства» и его места в типологии журнальных СМИ начала ХХ века. Автор рассматривает взгляды ключевых участников журнала на цели нового художественного издания, сравнивая функциональные признаки журнала с классической типологией журнала-манифеста.
Работы Н. Глебкиной посвящена личности А. Бенуа, Е. Ермолаевой – творчеству Л.С. Бакста, Е.Е. Лансере; И. Зильберштейна – роли С.П. Дягилева в деятельности объединения «Мир искусства».
Несмотря на внушительный список учёных, исследовавших объединение «Мир искусства», тему нельзя назвать достаточно изученной. Для нас очевидна слабая разработанность круга вопросов, касающихся роли объединения «Мир искусства» в культуре серебряного века.
Цель курсовой работы: охарактеризовать журнал «Мир искусства» и выявить его роль в жизни страны в конце ХIХ - начале ХХ века.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
Курсовая работа выполнена в русле междисциплинарного подхода – на стыке культурологии, эстетики, истории философии и литературоведения. Наиболее адекватными философии культуры мирискусников автору представляются феноменологические и герменевтические методы изучения феноменов культуры.
Общую теоретическую и методологическую основу работы составили принципы диалектического и сравнительно – исторического метода. Наконец, центральную методологическую проблему представляет соотношение методологий историко-философского и собственно культурологического исследований.
В целом исследование основывается на широком спектре теоретических источников, имеющих культурологическое значение: трудах выдающихся отечественных философов, писателей, композиторов, поэтов; периодической печати, на современных культурологических, философских, исторических и искусствоведческих исследованиях.
Научная новизна результатов курсовой работы состоит в том, что журнал «Мир искусства» представлено как целостное культурное явление переходной эпохи в диалектическом единстве литературных манифестов и эстетико-культурологических практик, обладающих не только высокой эвристичностью по отношению к реальностям бытия и способностью интегрировать в себе различные культурно-исторические пласты и дискурсы, но и мощной теоретической рефлексией в отношении мировой культуры как целого.
Источники. Источники, использованные в настоящем исследовании, делятся на две группы: источники личного происхождения (воспоминания, переписка), периодику исследуемого периода, а также исследования А. Бенуа, посвящённые живописи.
Источники личного происхождения – это, прежде всего, воспоминания А. Бенуа. Они дают представление о современниках Бенуа, об отношениях внутри журнала, об отношении А. Бенуа к своим соратникам.
Пожалуй, главнейшую роль в исследовании приобрела статья Бенуа «Возникновение «Мира искусства».
Важное значение для исследования приобрели труды А. Бенуа, касающиеся живописи (как русской, так и зарубежной).
Статьи журнала «Мир искусства» также легли в основу исследования.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Современная Россия переживает непростой период, во многом еще не преодолены тенденции переходного характера. Чтобы обрести уверенность, человек ищет аналогий в прошлом. И такие аналогии без труда обнаруживаются в том периоде русской истории, который отстоит от современности на сто лет. Это был и период расцвета русской культуры серебряного века. В истории культуры есть периоды, сохраняющие притягательность независимо от своего хронологического «возраста». Рубеж XIX и XX столетий относится именно к таким эпохам: переломным, пограничным, революционным по мировоззрению.
Мировоззрение человека в конце ХIХ - начале ХХ века, психологическая атмосфера рубежа веков во многом родственны «предчувствиям» современной социокультурной действительности. Решающая рефлексия переходной эпохи в культуре этого периода связана с русским символизмом, который пытался создать новую философию культуры, выработать новое универсальное мировоззрение путем переоценки ценностей.
Главный мотив журнала «Мир искусства» – обретение абсолютной свободы, прежде всего, в литературном творчестве, музыке, живописи, а в перспективе – в способности социального и социокультурного творчества в широком смысле. Отсюда их повышенный интерес к общественному процессу предреволюционной России. А. Бенуа, Г. Чулков, Н. Минский, А. Блок, А. Белый и даже Д.С. Мережковский – все шли навстречу буре, в полном сознании ее неизбежности и очистительной силы. И даже мера идеализации в оценке этого процесса объективно или культурологически работала на будущую революцию в ее социальном и духовном измерении как тотального реформационного процесса, захватившего русскую культуру уже в начале ХХ века, периода, который «демонстрирует или перманентную цепь следующих одна за другой переходных ситуаций, или сплошное переходное состояние…».[1]
Особое культурологическое измерение имеет излюбленная тема «Мира искусства» «интеллигенция и народ»… И это еще один аспект глобальной проблемы переходной развивающейся культуры, ибо она построена на прямом вовлечении широких народных масс в культурный процесс, на его глубинной демократизации. У этой проблемы есть серьезный социально-политический аспект, но он выходит за рамки настоящего исследования.
Феномен «развивающейся переходной культуры» характеризует такую стадию становления национальной культуры, когда процесс секуляризации приобретает необратимый и прогрессирующий характер, когда культура начинает искать и находить иные основания для своего саморазвития. Особенность мирискусников заключалась в том, что они были заняты поиском компромисса между старыми традициями и новыми культурными веяниями. Как уже было отмечено, ситуация современной России (проблема выбора, поиска компромисса, тенденция возрождения ценностных основ культуры) во многом схожа с серебряным веком. Необходимость переосмысления опыта культурно-исторического наследия, как в теоретическом, так и в практическом плане обостряет актуальность выбранной темы.
Культурфилософский дискурс мирикусников начала ХХ-го века актуален и сегодня, так как целый ряд принципиальных проблем современной цивилизации не изменил своего качества за последнее столетие. Это прежде всего: тема судьбы человека в бесчеловечном мире; признание неустранимой трагичности человеческого бытия; кризис человека, проявляющийся в кризисе жизни, междоусобиях, войнах, «коллективном помешательстве». (А. Белый); критика поверхностного рационализма и абсолютизации политико-экономической сферы бытия человечества; призыв к углубленному самосознанию, обращенный к мыслящей части человечества; вера в силу свободной Мысли, как единственно реальную силу, способную преобразить человека и окружающий мир; поиск путей становления единого человечества и утверждение человека как Чела-Вечности; утверждение духовных основ культуры как выход из цивилизованного кризиса современности.
Журнал «Мир искусства» составил особое явление отечественной культуры серебряного века, благодаря которому культурное пространство России превратилось в настоящий, многоголосный хор, где одновременно солировали и философы, и литераторы, и поэты, и композиторы. Эта интегративность привлекает к нему повышенное внимание.
Новейшие тенденции в осмыслении роли и значения «Мира искусства» в современной культурфилософской мысли России очевидны. Современная парадигма гуманитарного знания во многом сфокусирована на проблемах культуры, которые предвидели мирискусники.
Историография. В последнее время в культурологической мысли России наметились тенденции интенсивного изучения творческого наследия самых ярких представителей «Мира искусства» (Андрея Белого, А.Н. Бенуа, С.П. Дягилева, К.А. Сомова, М. В. Добужинского, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумовой-Лебедевой и мн. др.).
Концептуальное построение данного исследования связано с теоретическими разработками проблем русской культуры серебряного века. Это, прежде всего, фундаментальные исследования отечественной классики – Н. А. Бердяева, А. Ф. Лосева, К. Н. Леонтьева.
Современные исследователи – Л. А. Рапацкая, А.А. Русакова уделяют особенное внимание деятелям объединения «Мир искусства», их жизни, творчеству.
Рапацкая Л.А. прослеживает деятельность объединения «Мир искусства». Особое место в книге занимают такие личности как Л. Бакст, А. Бенуа, С. Дягилев.
Русакова А.А. ставит вопрос о принадлежности представителей «Мир искусства» к символизму. С этой целью рассматривает творческую деятельность А. Бенуа, Л. Бакста, А. Белого, К. Сомова, М. Добужинского.
Такие исследователи как Милюков П.Н., Пластова Т., Никольский В., Хренов Н.А. исследуют объединение «Мир искусства» в контексте культуры серебряного века. Важными в их работах оказываются не отдельные представители объединения, а «Мир искусства» как единое целое.
Исследования касающиеся объединения «Мир искусства» представлены в работах А.Г. Асташкина, Н. Глебкиной, Е. Ермолаевой, В.Е. Журавлёвой, И. Зильберштейна, П. Павлинова.
Статья А.Г. Асташкина посвящена уточнению типологических признаков модернистского журнала «Мир искусства» и его места в типологии журнальных СМИ начала ХХ века. Автор рассматривает взгляды ключевых участников журнала на цели нового художественного издания, сравнивая функциональные признаки журнала с классической типологией журнала-манифеста.
Работы Н. Глебкиной посвящена личности А. Бенуа, Е. Ермолаевой – творчеству Л.С. Бакста, Е.Е. Лансере; И. Зильберштейна – роли С.П. Дягилева в деятельности объединения «Мир искусства».
Несмотря на внушительный список учёных, исследовавших объединение «Мир искусства», тему нельзя назвать достаточно изученной. Для нас очевидна слабая разработанность круга вопросов, касающихся роли объединения «Мир искусства» в культуре серебряного века.
Цель курсовой работы: охарактеризовать журнал «Мир искусства» и выявить его роль в жизни страны в конце ХIХ - начале ХХ века.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- Проследить как происходило создание журнала.
- Охарактеризовать журнал «Мир искусства»: идеологию, цели и задачи.
- – Рассмотреть деятельность А.Н. Бенуа в рамках журнала «Мир искусства».
- – Раскрыть роль Новой программы журнала 1899 года.
- – Определить значение иллюстраций журнала.
- – Выявить роль выставок мирискуссников.
- – Рассмотреть причины распада мирискуссников.
Курсовая работа выполнена в русле междисциплинарного подхода – на стыке культурологии, эстетики, истории философии и литературоведения. Наиболее адекватными философии культуры мирискусников автору представляются феноменологические и герменевтические методы изучения феноменов культуры.
Общую теоретическую и методологическую основу работы составили принципы диалектического и сравнительно – исторического метода. Наконец, центральную методологическую проблему представляет соотношение методологий историко-философского и собственно культурологического исследований.
В целом исследование основывается на широком спектре теоретических источников, имеющих культурологическое значение: трудах выдающихся отечественных философов, писателей, композиторов, поэтов; периодической печати, на современных культурологических, философских, исторических и искусствоведческих исследованиях.
Научная новизна результатов курсовой работы состоит в том, что журнал «Мир искусства» представлено как целостное культурное явление переходной эпохи в диалектическом единстве литературных манифестов и эстетико-культурологических практик, обладающих не только высокой эвристичностью по отношению к реальностям бытия и способностью интегрировать в себе различные культурно-исторические пласты и дискурсы, но и мощной теоретической рефлексией в отношении мировой культуры как целого.
Источники. Источники, использованные в настоящем исследовании, делятся на две группы: источники личного происхождения (воспоминания, переписка), периодику исследуемого периода, а также исследования А. Бенуа, посвящённые живописи.
Источники личного происхождения – это, прежде всего, воспоминания А. Бенуа. Они дают представление о современниках Бенуа, об отношениях внутри журнала, об отношении А. Бенуа к своим соратникам.
Пожалуй, главнейшую роль в исследовании приобрела статья Бенуа «Возникновение «Мира искусства».
Важное значение для исследования приобрели труды А. Бенуа, касающиеся живописи (как русской, так и зарубежной).
Статьи журнала «Мир искусства» также легли в основу исследования.
[1] Хренов [28, c. 46].
Характеристики курсовой работы
Предмет
Просмотров
24
Покупок
0
Качество
Идеальное компьютерное
Размер
991,69 Kb
Список файлов
- Приложение 1.doc 146,5 Kb
- Приложение 2.docx 69,69 Kb
- Приложение 3.doc 82 Kb
- Приложение 4.doc 112 Kb
- Приложение 5.doc 86,5 Kb
- Приложение 6.doc 199,5 Kb
- Приложение 7.doc 171 Kb
- Приложение 8.doc 114 Kb
- Приложение 9.doc 113 Kb
- курсовая 2.doc 153 Kb