Реферат: Философия Платона
Описание
Содержание
1. Философская система Платона 4
1.3. О познании и диалектике 6
2. Учение Платона об идеальном государстве 8
Введение
«Если кто заслуживает названия учителей человечества, - пишет Гегель в «Лекциях по истории философию», - то это - Платон и Аристотель» [1]. Платон (427-347 гг. до н. э.) - великий афинский философ, ученик и последователь Сократа, создатель философской школы - Академии, просуществовавшей 915 лет.
В философской системе Платона можно выделить все четыре составные части философского знания того времени: онтологию, космологию, гносеологию и этику. Изучение онтологии и гносеологии Платона позволяет нам сделать вывод, что в его учении впервые ставится вопрос об отношении бытия и мышления, материально-чувственного и идеально-существенного мира. Следует признать, что им была положена основа идеалистической линии в философии, которая в античной философии получила свое дальнейшее развитие у Аристотеля и неоплатоников, а наиболее ярко представлена в средневековой философии.
Отец идеализма оказал огромное влияние на всю нашу философию и даже на нашу современную культуру. Ныне, как и 24 столетия назад, философское учение Платона стимулирует развитие человека, общества. В этом, пожалуй, состоит главная тайна многовековой значимости философии Платона.
Цель работы – дать характеристику философии Платона и определить ее влияние на культуру.
В ходе работы предполагается решить следующие задачи:
- - рассмотреть основные идеи философии Платона;
- - раскрыть суть учения Платона о государстве.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух пунктов, заключения и списка литературы.
[1] Гегель, Г. В.Ф. Лекции по истории философии. Кн. 2 / Г. В. Ф. Гегель. – СПб.: Наука, 2015. – С. 116.
1. Философская система Платона
1.1. Учение об идеях
Платон является основателем идеализма. Платон считает, что речь идет не только о нахождении абсолютных ценностей в области морали и политики: во всех областях знания необходимо углубить смысл вопроса «Что есть такое то или это?», чтобы определить «истину» каждой вещи, чтобы выявить, что делает возможным научное познание вещей, и дать ему надежное и точное определение.
Он считал, что материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование. Более того, окружающий мир («мир вещей») временен, изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция.
По мнению Платона, это само бытие вещи, то, без чего вещи не было бы. Это сущность и причина вещи, ее форма, ее вид (греч. - эйдос, идея), который превосходит, превышает ту или иную конкретную вещь[1].
Идеи – это совершенные, нематериальные вечные сущности, а вещи являются несовершенными, сотворенными материальными «тенями идей».
Идеи, существующие вне чувственного материального мира, являются прообразами вещей (т.е. Платону присущ телеологизм - утверждение целесообразности устройства мира, при котором всё происходящее трактуется как соответствующее природным или божественным целям). Весь мир является отображением царства идей, которое обладает своей иерархией. Между идеями существуют отношения подчинения и соподчинения. Внизу находятся идеи конкретных объектов, выше - более общие идеи. Венчает же «пирамиду» идеи Блага (или Единого).
Идея блага подобна Солнцу. То, что является в чувственном мире Солнцем, в идеальном мире – идея блага. Идея блага безлична. Идея блага выражает безличный аспект объективного идеализма Платона, тогда как бог-творец – личное начало. Но, конечно, бог и идея блага весьма близки. Идея блага увенчивает пирамиду идей Платона[2].
Для объяснения многообразия чувственного мира Платон вводит понятие материи. Материя, по Платону, это первичный материал, то, из чего делают все чувственно-существующие вещи. Платон считает, что материя может принять любую форму потому, что она совершенно бесформенна, неопределенна («апейрон»), как бы только возможность, а не действительность.
Учение Платона об идеях, как пишет Виндельбанд: «обладает непреходящей и могучей жизненной силой; оно поныне осталось основным творческим моментом научного познания и постоянно воскресающим
мотивом философского мышления, точно так же, как произведения Платона были и будут источником возвышенного наслаждения для многих и многих тысяч людей» [3].
Характеристики реферата
Список файлов
- Философия Платона.doc 133 Kb