Отзыв ведущей организации (793020)
Текст из файла
сударственного кального учреждения нный университет» ской Федерации .В. Мишуткин 3 — тг <Фя сентября 2018 г. ОТЗЫВ ведущей организации — федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации — по диссертации Руповой Розалии Моисеевны на тему: «Неопатристический синтез как религиозно-философское течение ХХ вЂ” ХХ1 веков: религиоведческо-антропологический анализ», представленной на соискание ученой степени доктора философских наук по специальности 09.00.13 — философская антропология, философия культуры Глобальная динамика и масштабность социальных преобразований современности нередко оставляет вне поля зрения тот факт, что параллельно происходит достаточно интенсивная антропологическая динамика.
Какой человек воспользуется плодами преобразований? Способен ли будет человек, переживший антропологический кризис в одной из форм, которые в изобилии предлагает Новейшее время, брать на себя ответственность решать сложный комплекс общественно-исторических задач, управлять социальными институтами и определять политику? Актуальность проведенного Р.М. Руповой исследования определяется тем, что оно вливается в русло осуществляемых в настоящее время практически всеми направлениями науки изысканий резервов — экологических, зкономических, психологических, социокультурных и др.
— для повышения стабильности жизни человека и общества. Ресурсы для преодоления кризисно-катастрофического состояния современного социума и перехода к позитивной социокультурной динамике автор видит в обращении к духовной традиции христианства. Именно этот императив является главной установкой в концепции неопатристического синтеза, оформившейся в интеллектуальное движение ХХ вЂ” ХХ1 веков.
Философское исследование религиозной проблематики приобретает особую актуальность в наши дни, когда заметная активизация религиозной жизни сочетается с недоопределенностью отношений между религией и обществом. Кроме того, следует констатировать, что практически невозможно найти какую-либо сферу, которая бы так или иначе не затрагивала вопросов религиозной жизни. Автор справедливо указывает на то, что универсальность секулярного дискурса, который на протяжении столетий приобретал все большую силу в европейском обществе и стал доминировать, теперь ставится под сомнение и воспринимается лишь как одна из возможных коммуникативных систем (стр.
4-5). Из того факта,что религия утверждена в обществе частным делом отдельной личности, делается ошибочный вывод, что и сам религиозный дискурс как таковой принадлежит частной сфере и не имеет широкого социального значения. К числу достоинств осуществленного Р.М. Руповой исследования можно отнести актуализацию духовного и интеллектуального потенциала святоотеческого наследия, демонстрацию его способности реально участвовать в решении самых насущных проблем современности.
В обстановке острого политического, идеологического противостояния с западной цивилизацией, навязывающей свои этические стандарты и профанирующей на разных уровнях ценности христианской духовной и культурной традиции, такая работа представляется весьма важной. В ней рассматривается целый ряд критических выступлений против святоотеческого наследия, являющегося фундаментом Восточно-христианской традиции, дается их научный анализ и аргументированное опровержение. Новизна исследования и полученных результатов, выводов и рекомендаций сформулированных е диссертации.
Рассматриваемое в диссертации религиозно- философское течение «неопатристическнй синтез», обращенное к святоотеческому наследию, принадлежит руслу характерной для отечественной мысли апелляции к трудам «отцов Церкви» вЂ” великих мыслителей Восточнохристианской традиции. Автор дает картину (стр. 9,10) систематического изучения святоотеческого наследия — как в дореволюционной России, так и в ситуации религиозно-философской диаспоры, создавшейся после революции и образовавшей очаг русской мысли в Европе — именно в этой среде и было положено начало неопатристике.
Анализ новейших публикаций по теме исследования, а также защищенных за последние десятилетия диссертаций (стр. 12-1б) позволил автору сделать вывод о том, что проблематика, даже отдаленно затрагивающая смежные с современной религиозно-философской темой вопросы, неизменно требует обращения к неопатристическому синтезу, который упомянут в очень многих работах. При этом только в единичных ученых трудах он действительно исследуется по существу, но и в них — лишь «по касательной», без подробного и основательного рассмотрения.
Этим определяется своего рода уникальность осуществленного Р.М. Руповой исследования, восполняющего следующие научные лакуны: 1) идея неопатристического синтеза была провозглашена более 80 лет назад. За истекший период появилось множество исследований, посвященных отдельным аспектам поставленной Г. Флоровским задачи.
Автор анализирует и сопоставляет большое количество изданных за этот период научных разработок, осуществляет философскую концептуализацию и осмысление антропологической составляющей неопатристического синтеза. К числу наиболее значимых научных результатов, достигнутых автором, можно отнести следующие: — в исследовании осуществлено обоснование эпистемологического статуса Восточно-христианской традиции (раздел 1.1). Это открывает перспективы сближения духовной традиции с современным философским дискурсом, теоло- гических и религиоведческих подходов в изучении аспектов религиозной жизни. Таким образом, настоящее исследование вносит вклад в философию религии; — осуществлен комплексный системный анализ концепции неопатристического синтеза как современного направления религиозной философии в логике «диахронии» и «синхронии», что позволило получить его многомерную динамическую модель.
Представлена панорама его взаимосвязей и взаимовлияний на различные области культуры (раздел 2.1); — осуществлена экспликация антропологической составляющей концепции неопатристического синтеза. В силу взаимодетерминации антропологии и культуры, это дало возможность формирования новой антропологической парадигмы, а также выстраивания модели современного общественного развития (раздел 2.2); — показан ресурс активизации социальных функций религии, содержащийся в концепции неопатристического синтеза (стр. 24-25); — в работе представлен процесс трансформации социокультурных форм последовательно сменяющихся эпох европейской истории и осуществлен их анализ с помощью предложенной модели антропологической границы (раздел 3.2); — в работе представлен неклассический антропологический дискурс, учитывающий реалии постмодернистского подхода.
Этот дискурс заложен как формообразующий принцип аналитической модели Антропологической границы (разделы 2.3 и 3.3); — интеграция в концепцию неопатристического синтеза модели антропологической границы, реализующей энергийно-процессуальный подход к человеку, созвучный паламитскому богословию энергий, позволила предельно расширить аналитические возможности рассматриваемой концепции. Значимость для науки и практики полученных автором результатов. Личным исследовательским вкладом автора в условиях современного расширения гуманитарного исследовательского поля имеет рассмотрение Восточнохристианской традиции в качестве эпистемы.
Это позволяет интегрировать христианский (православный) дискурс в систему современного знания, что важно для развития широкомасштабного диалога культуры и христианства. Такой диалог важен для актуализации христианских ценностей в секуляризовавшейся кризисной культуре. Большое теоретическое, а также практическое значение имеет культурно- антропологическая аналитика с помощью Модели антропологической границы С.С. Хоружего, осуществленная диссертантом на большом социокультурном материале, отражающем смену антропологических учений в европейской истории (раздел 3.2). Такое рассмотрение демонстрирует описательные возможности этой модели и пригодность ее выступать в качестве основы универсального языка антропологической дескрипции.
Теоретически-значимым является исследованный в работе процесс, происходящий в настоящее время, перехода исихазмом конфессиональных рамок православия, когда он уже выступает в качестве обширного поля междисциплинарных исследований — исторических, богословских, философских, антропологиче- ских, культурологических, социально-философских, религиоведческих — о чем свидетельствует огромное количество публикаций, научных исследований, защищенных диссертаций.
Также высокую теоретическую значимость имеет рассмотрение в работе форм связи уединенного монашеского служения с социальной жизнью, которые сложились в Византии и России, в их диалектической противоположности и взаимодополняемости. В частности, такое явление отечественной жизни, как «русское старчество», раскрывшееся в формах наставничества, врачевания или организационно-хозяйственной деятельности и отраженное в дневниках и литературных произведениях великих писателей; та роль, которую оно играло в общественной жизни последних 3-х столетий русской истории— свидетельство значения, которое может иметь исихазм для общества и для культуры.
Из этого опыта видно, что в случае духовных практик выход на социальный уровень происходит не институциональным путем, а антропологическим. Этот внеинституциональный способ личностной реализации приобретает все большее значение с развитием гражданского общества. Фактором практической значимости является возможность широкого использования материалов исследования в учебных курсах направления подготовки «теология» — таких как: религиозная философия, христианская антропология, поздневизантийское богословие, история христианства, а также других гуманитарных направлений подготовки в высшей школе. Обоснованность и достоверность научных положений выводов и заключений определяется корректностью применения Р.М. Руповой известных научных методов гуманитарного исследования, построением исследовательского алгоритма, критичностью к делаемым выводам и обобщениям.
Характеристики
Тип файла PDF
PDF-формат наиболее широко используется для просмотра любого типа файлов на любом устройстве. В него можно сохранить документ, таблицы, презентацию, текст, чертежи, вычисления, графики и всё остальное, что можно показать на экране любого устройства. Именно его лучше всего использовать для печати.
Например, если Вам нужно распечатать чертёж из автокада, Вы сохраните чертёж на флешку, но будет ли автокад в пункте печати? А если будет, то нужная версия с нужными библиотеками? Именно для этого и нужен формат PDF - в нём точно будет показано верно вне зависимости от того, в какой программе создали PDF-файл и есть ли нужная программа для его просмотра.














