Диссертация (793016), страница 29
Текст из файла (страница 29)
Сверх того, и разум будет в нас излишним, ибо мы, небудучи господами никакого дела, излишне обдумываем про себя; но разумдан нам непременно для обсуждения, почему всѐ разумное одарено также исвободною волею… добровольное есть то, чего начало, то есть причинанаходится в самом делающем, знающем всѐ в отдельности, чрез посредство198Там же. С. 27.139чего совершается действие и в чѐм оно заключается»199. Как писал Н.А.Бердяев, «если бы не было свободы, не было бы и истории.
Свобода естьметафизическая первооснова истории»200.К антропологическому основанию христианской философии историиможно также отнести представление о статусе человека в творении. Еслигреки понимали его как «микрокосм», то можно сказать, что в библейскойтрадиции человек, скорее, «микро-Бог» в силу творения его «по образу иподобию» Божию. То есть «онтологический статус человека в христианскойантропологии выше статуса космоса и всего, что в нѐм содержится.
Этоозначает, что человек есть центр, смысл и цель всего мироздания, всейистории»201. Христианская идея об уникальности человеческой личности,уникальности события боговоплощения придаѐт всей истории глубоколичностныйхарактер.КакписалН.А.Бердяев,«однократностьинеповторяемость есть основная особенность всего «исторического»»202. Фактбоговоплощения представляет собой уникальное событие соединениявременного и вечного, божественной и тварной природ в одном Лице. Этобыло откровение Бога в истории, определившее историчность христианства.«К этому неповторяемому центральному факту вся мировая история шла, иот него вся история идѐт»203.
Мессианская идея, бывшая стержнемисторического бытия еврейского народа, «выпрямила историю», развернув влинию кольцо еѐ циклической модели языческой античности. Воторганичный для христианского сознания взгляд на исторический процесс:«Через все дни и ночи все люди, а с ними и вся тварь, спешат к последнемудню, в котором завершится таинство этого мира и человеческая история... Икак по окончании сотворения мира Господь совершил осмотр всехсотворѐнных Им существ и вещей и обо всѐм вынес Свой суд Ибо, если мывсѐ делаем вследствие течения звѐзд, то совершаем то, что делаем, по199Иоанн Дамаскин.
Точное изложение православной веры. М., 1992. С. 61.Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. С. 46.201Бахтин М.В. Богословское осмысление истории. М., 2006. С.31.202Бердяев Н.А. Указ. соч. С. 84.203Там же.200140необходимости, а то, что происходит по необходимости добра зело (Быт. 1,31), так и в последний день Он совершит смотр всех существ и вещей в концеих пути через историю и вынесет Свой непогрешимый суд обо всем и овсяческом»204.Антропологическим основанием христианской философии историиявляется идея единства человечества. Иудеи возводили своѐ родство кединому предку – Адаму. Христианство утверждает кровное родство всегочеловеческого рода.
И не только родство. Проповедуя Его учение, согласнопоследней заповеди Христа, всем народам, христианство осуществляло,таким образом, смысловое единение человечества, преобразуя его в единоекультурное сообщество. Можно сказать, что христианство задало не простоисторию, но метаисторию, где еѐ земной отрезок является частью драмывселенского масштаба, выходящей за пределы здешнего бытия человеческогорода. Согласно христианской модели исторического процесса, в историидействуют две силы, две воли – Божественная и человеческая.
Инымисловами, вся история – Бого-человеческий процесс. При этом, что касаетсячеловека, то его историческое бытие, как следствие грехопадения,характеризуется трагической неустойчивостью, потерянностью, неполнотойзнания смысла своего существования. Всей полнотой исторического знаниявладеет Бог – Творец и Промыслитель о судьбах мира. Важное место вхристианской философии истории занимает учение о Промысле Божием.«Промысл Божий – божественная деятельность в мировой жизни,сохраняющая мир и направляющая его к предназначенной ему цели бытия,непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией,которым Господь сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благимцелям, вспомоществует всякому добру, а возникающее через удаление отдобра зло пресекает и обращает к добрым последствиям»205.
При этом204Прп. Иустин (Попович). Догматика Православной Церкви: Эсхатология. М.: Издательский Совет РусскойПравославной Церкви, 2005. С.67–68.205Полный православный богословский энциклопедический словарь. Т. 2. Репринтное издание. М.: Концерн«Возрождение», 1992. С. 1919.141реальной движущей силой истории является человек, обладающий свободнойволей. Но как сочетается свобода воли с учением о Промысле Божием?Человек свободен выбирать между добром и злом, между спасением ипогибелью. Его свободный выбор, по Божественному предведению, заранееизвестен Творцу, направляющему и зло к добрым следствиям.
История знаетнемало таких примеров. Множество таких ситуаций описывает библейскоеповествование. Разрушение Навуходоносором храма царя Соломона иВавилонский плен израильского народа был следствием отпадения от Бога.Но этот болезненный урок привѐл к религиозному возрождению Израиля,духовнойконсолидацииобществаистроительствуВторогохрама.Христианская история также даст нам подобные примеры. Огромнымбедствием было разграбление Константинополя крестоносцами в 1204 году.Но многие из них в качестве трофеев захватили и вывезли в Европу великиехристианскиесвятыни,притоккоторыхсодействовалутверждениюхристианства в ней и сохранению самих этих святынь от уничтожения,неизбежного при падении Константинополя спустя несколько столетий.Революция в России в 1917 году привела к эмиграции (в том числе –насильственной) русских философов и богословов в Европу – в результатетам возникают очаги православной мысли, что содействовало обновлениюдиалога между западным и восточным христианством и их позитивномувзаимовлиянию.
В христианской традиции впервые был поставлен вопрос опериодизациисознаниямировойфактистории.Боговоплощения«Дляхристианскогоявляетсяисторическогоединственнымтеолого-онтологическим основанием глобальной периодизации метаистории»206. ВтрудахпервыхКесарийскогомировойхристианскихисториков,в(III–IV века), осуществляетсяисториисеѐсинхронизациейчастности,уЕвсевияпопытка систематизацииотносительнособытияБоговоплощения. Над этой задачей трудились также Исидор Севильский (VIIвек) и Беда Достопочтенный (VIII век), доводя систему до совершенства.206Бахтин М.В.
Богословское осмысление истории. М., 2006. С. 38.142Введение нового летоисчисления «от Рождества Христова» (VI–VIII века)привело к тому, что исторические судьбы различных народов были встроеныв единую всемирную историю.Наиболее последовательно и глубоко развил концепцию христианскогопонимания истории Августин (Блаженный), епископ Иппонийский (354–430).В его труде «О граде Божьем» изложены принципы его историософии. Онвыделяетвчеловеческомобществедваантагонистическихначала,противостояние которых определяет весь ход всемирной истории: «ГрадБожий» (civitas Dei) и «град земной» (civitas terrena).
Град Божий – Церковь;в еѐ окончательной победе Августин видит смысл истории. Град земной –светская власть, а также люди, живущие «по плоти». Заслугой Августинаявляется его попытка осуществить синтез библейского историзма, гдеглавным действующим лицом был еврейский народ, с историей европейскихнародов.
Таким образом, Августин явился первым мыслителем, толковавшимисторию как единый универсальный процесс. Он оказал существенноевлияние на развитие европейской философии истории.Европейский Ренессанс, разделивший историю Европы не простохронологически – он явился водоразделом онтологически различных культур– Средневековья и Нового времени – принѐс с собой процессыдемифологизации, десакрализации и секуляризации культуры, а также сменуантропологической парадигмы. Переход от средневекового теоцентризма кантропоцентризму, автономизации человеческой личности, повлекли засобой и изменения в историософском сознании – в сторону переоценкидвижущих сил истории.
Начавшийся в XVI веке процесс Реформациирадикально повлиял на европейское сознание, в том числе, на историческое.Реформация, отрицая Священное Предание Церкви, дошла и до разрушенияавторитета Священного Писания. Иначе и быть не могло, ибо СвященноеПисание представляет собой часть Священного Предания. Историческаяжизнь Церкви, еѐ священная история, как часть Предания, также подвергласьдеструкции.















