Диссертация (793016), страница 24
Текст из файла (страница 24)
Виртуальный опыт лежит за пределами простого обыденногоопыта и также составляет предельное проявление человека. Эта совокупностьиз 3-х элементов и составляет целое Антропологической границы.113Рассмотрим подробнее топику Антропологической границы.Граница с ИнобытиемАнализАнтропологическойграницыследуетначинатьсонтологической Границы, которая определяет ориентацию человека в бытии.Напрямую с бытийным, онтологическим статусом человека связанопыт смерти – феномен, занимающий во всей ситуации человека уникальноеместо. Переживание человеком факта присутствия смерти в бытиипроявляется как еѐ активное неприятие. Пафос этого неприятия в ФилософииОбщего дела Н.Ф. Фѐдорова, к примеру, разворачивается в программуконсолидации всего творческого потенциала человечества для преодолениясмерти как величайшего зла. Основа неприятия смерти человеческимразумом кроется в трудности совместить его притязания на бесконечность стем пределом, который ему ставится фактом смертности.Однако, можно увидеть, что наряду с тенденциями к вытеснениюопыта смерти, имеют место и тенденции противоположного рода,направленные на углублѐнную проработку этого опыта.Эти тенденции разворачиваются в двух направлениях.На одном пути сознание воспринимает самоѐ смертность каксодержательный граничный феномен человеческого существования – иставит задачу осмысливания существования человека в свете этого феномена,т.
е. задачу обретения смысла жизни через смысл смерти. Это древний путь,зародившийся в архаических культах (напр., у орфиков), затем у Платона, встоицизме и затем у многих других философов, вплоть до М. Хайдеггера.Этотпутьлучшевсеговыраженвплатоновском«Федоне»:«Философствовать значит упражняться в умирании» или: «Те, кто подлиннопредан философии, заняты, по сути вещей, – только одним – умиранием и114смертью»; «истинные философы много думают о смерти, и никто на свете небоится еѐ меньше, чем эти люди»161.Рассматривая такой вариант выстраивания отношений со смертью,можно увидеть, что в них происходит деконструкция первичного импульсанеприятия смерти, его нейтрализация путѐм самонастраивания, «воспитания»мысли, возвышения еѐ до возможности преобразования изначальногоорганического неприятия смерти в еѐ «философическое приятие».
По сутиэто – психологический приѐм, трюк, попытка уговорить сознание.Другой подход ставит в центр рассмотрения не саму смерть, а процессеѐ неприятия. Здесь выстраивается другая логика, более внимательнооценивающая ситуацию человека. В ней смерть воспринимается как нечтоестественное, природное. Уясняется, что она не может быть преодоленабесконечным удлинением биологического существования. Но возможнодругое: «чтобы изменить природу смерти, надо изменить природу жизни»162.Факт неприятия смерти становится порождающим началом для выстраиванияопределѐнной стратегии достижения онтологической трансформации.Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод: существуют такиечеловеческие проявления, коренящиеся в отношениях человека со смертью,которые выстраиваются в холистическую антропологическую стратегию,ориентированную к онтологической Границе Человека. На этом базируется«парадигма Духовной Практики».
Автор этой концепции производиткомпаративный анализ основных мировых школ духовной практики(классическая йога, буддизм, школа дзэн, даосизм, суфизм, античнаятрадиция, православный исихазм)163. Можно утверждать, что духовныепрактики, реализуемые в различных религиозных традициях, выстраиваютсяв русле взаимодействия человека со своей онтологической границей.161Платон.
Сочинения в 3-х тт. Том 2. М., 1970. С. 21, 26.Хоружий С.С. Очерки синергийной антропологии. М., 2005. С.30.163Хоружий С.С. О старом и новом. СПб, 2000. С. 356–420.162115Тема Онтологической границы привлекает к себе целый свод духовнопрактической и богословской проблематики, раскрывающей важнейшиесвойства и стороны человека.Синергийная антропологическая модель С.С. Хоружего опирается натеоретическую и практическую (выстроенную на основании мистикоаскетическойтрадиции)базуПравославия.Вполномсогласиисдогматическим учением Церкви, Богообщение мыслится как энергийныйпроцесс, что определяет антропологию и, соответственно, сам принципорганизации антропологической модели.Любая стратегия, направленная к Онтологической Границе, естьхолистическая практика, имеющая ступенчатый характер: множество всехэнергий человека здесь последовательно преобразуется, проходя рядступеней, своего рода лестницу, поднимающуюся к Границе.Описанная структура позволяет заметить еѐ сходство с процессами,описываемыми синергетической парадигмой.
Лестница ступеней духовнойпрактики может рассматриваться как иерархия динамических структурсамоорганизации.Граница с бессознательнымЖ. Лакану принадлежит фраза: «Человеческое бытие нельзя понять внебезумия». Подходя с философской строгостью к этому утверждению, можно,принимая его за основу, определить ту грань, которая очерчивает обычноечеловеческое существование. В исследуемой модели эта грань и определяетодну из частей Антропологической границы – Границу с бессознательным.Следуя хайдеггеровскому различению категорий сущего и бытия, как,соответственно, онтических и онтологических категорий, границу сБессознательным можно назвать онтической, границу с Инобытием –онтологической границей.
Явления, порождаемые бессознательным –область психоанализа, который стал в ХХ веке самым популярным и116доминирующимизвсехдискурсов,формирующихсовременноепредставление о человеке. К ним относятся различного рода неврозы,психозы, мании, фобии и т. п. Феномены бессознательного обладаютмногимиспецифическимиотличиями,определѐннойхарактернойструктурой; они возникают незаметно, непреднамеренно, не по воле самогочеловека и без осознания сути происходящего его разумом. Эта печатьбессознательности, как правило, сохраняется и на всѐм течении процесса:хотя феномены безумия холистичны, т. е.
разум и сознание несут в нихопределѐнные функции, однако при этом управляемости процессом невозникает, как и понимания его сути. Паттерны онтической границыобнаруживают специфическую связь с низшими уровнями сознания. Какописывает Лакан сферу психоаналитической теории: это – «теория, полекоторой… включает в себя известное количество человеческих реалий,главным образом психопатологических, субнормальных феноменов, т. е. тех,какими обычная психология не занимается: снов, ляпсусов, осечек,нарушающих так называемые высшие функции»164. Юнг называл их «фигурыбессознательного».Всеэтиявлениясферыбессознательногохарактеризуются эффектами нарушенной связности сознания и активностиего низших уровней.
Тот факт, что в конституцию его феноменов входятнарушения или деформации различных уровней и функций сознания,определяеттеснуюсвязьфеноменовбессознательногосболезнью,аномалией. Подобно этому и психоанализ изначально строился и как наука, икак терапия, занятая устранением подобных аномалий. В строгом следованиивероучениюВосточнойЦеркви,«процессы,индуцируемыеизбессознательного, суть в точности те явления, которые в аскетике именуютсястрастями164и,посвятомуИсаакуСирину,представляютсобойЛакан Ж.
Семинары. Кн. 1: Работы Фрейда по технике психоанализа (1953–1954). М., 1998. С.161.117«противоестественныеустроениядуши»,делающиеневозможнымБогообщение»165.Если обратиться к современной культуре, то мы увидим, что многиеплоды еѐ могут быть интерпретированы как страсти в координатахправославной аскезы. К сожалению, приходится констатировать, что многиеиз них в самых разнообразных обличиях гораздо опаснее и губительней техстрастей, от которых предостерегали древние подвижники.
Таким образомсфера страстей современного человека чрезвычайно обогатилась, разрослась,чудовищно усилилась. Это позволяет диагностировать рассматриваемая намимодель синергийной антропологии. Более того, в современных условияхдревняя практика борьбы со страстями, применѐнная к наличной ситуации инадлежащим образом развитая, могла бы оказать неоценимую услугучеловечеству. Неопатристический синтез это подразумевает.Граница с виртуальностьюФилософская трактовка виртуальных явлений до сих пор не развита.
С.Хоружий предлагает собственную концепцию виртуальности166 на основаниианализа еѐ разработок в классической и квантовой физике, а также с учѐтомпсихологической виртуальной реальности. Наблюдение показывает, чтоглавнейший признак виртуального явления – недостаток, отсутствие в нѐмтех или иных определяющих черт (каких-то измерений, структурныхэлементов, базовых предикатов и т. п.) по сравнению с явлениями обычнойэмпирической реальности, так что ему присуще своего рода частичное,недовоплощѐнноеявленияможносуществование. При этом, у любого эмпирическогоаприорипредставитьнедо-актуализованными,недостроенными любые его измерения, программы и т. п.165Хоружий С.С. Православно-аскетическая антропология и кризис современного человека // Православноеучение о человеке. Избранные статьи. Москва-Клин: Синодальная Богословская Комиссия. Издательство«Христианская жизнь», 2004.
С. 166.166Хоружий С.С. Род или недород? Заметки к онтологии виртуальности. // О старом и новом. CПб., 2000. С.339–353.118Эти выводы имеют прямые следствия для конституции виртуальнойАнтропологической границы. Те проявления человека, которые связаны свыходами в виртуальную реальность, могут рассматриваться как предельные,происходящие на Антропологической Границе в силу соприкосновениясферы наличного бытия, сущего – с областью недовоплощѐнности,лишѐнности тех или иных черт. Совокупность таких явлений образуетнекоторый ареал Границы – «виртуальную Границу».Нетрудно увидеть, что этот новый ареал обладает принципиальноновойархитектоникойиприродой,чемранееописанныеареалыонтологической и онтической Границы.
В нѐм не происходит созданияпринципиально новых типов антропологических динамических структур, какв двух других областях Границы. Феномены виртуальной Границыпринадлежат «виртуальной оболочке» обычных, непредельных человеческихпроявлений и потому представляют собой лишь неполные актуализации техили иных явлений обычной эмпирической реальности.Вместе с тем, снятие ограничений и законов, присущих этим явлениям,способно изменять их облик и ход сколь угодно радикально и глубоко.Поэтому явления антропологической виртуальной реальности, виртуальныепрактики,наальтернативойвидпредставляютсяобычному,человекуобыденномупорядкунеменееподлиннойсуществования,чемфеномены онтологической и онтической Границы, и присущее человекуособенно в наше время устремление к Границе, может направлять его квиртуальной сфере.















