Диссертация (793016), страница 13
Текст из файла (страница 13)
URL: http://www.pravenc.ru/text/389563.html (Датаобращения 27.07.2016 г.)7361«личность».В.Н.Лосскийвсвоейработе«Богословскоепонятиечеловеческой личности» осуществил их последовательное сопоставление(противопоставление). Он утверждает, что всякое учение о личности должновыстраиваться на христологическом основании. Он пишет: «В троическомбогословии<…>понятие«ипостась»несоответствуетпонятию«индивидуум» и «Божество» не есть понятие некоей «индивидуальнойсубстанции» Божественной природы»74.
Если перейти на уровень человека,то его «ипостась» – в апофатическом определении – есть несводимость киндивидуальной природе человеческой, также как Божественная Ипостасьнесводима к усии – природе Божественной. Признавая, что нередко вбогословии (как восточном, так и западном) понятия «человеческаяличность» и «индивидуум» используются как синонимы, В.Н. Лосскийутверждает необходимость двигаться дальше, не останавливаясь на этом,переходить к другому пониманию личности, которое уже не будеттождественно понятию «индивидуум», за которым стоит нечто лишѐнноеэкзистенциальной цельности, раздробленное, участнѐнное.Аналогичную позицию по отношению к понятиям «личность» и«индивидуум» занимает митрополит Пергамский Иоанн (Зизиулас).
Синдивидуумом он связывает сферу природной необходимости, личность же,понимаемая через Христа и Церковь, трактуется им исключительнобогословски – как образ и подобие Божие. Христианство есть принципиальнопреодоление «индивидуума». «Величайшая тайна Христа состоит в том, чтоХристос как событие не замкнут на Себя. Его невозможно представить такимни на одно мгновение, даже в теоретическом отвлечении.
Христос-событиеесть всецело неотъемлемая часть икономии Святой Троицы. Говорить оХристе – значит в то же время говорить об Отце и Святом Духе»75 – подобноэтому, тайна человека также восходит к тайне Церкви, в которой еѐ члены,74Лосский В.Н. Богословское понятие человеческой личности // Лосский В.Н. По образу и подобию. М.:Издательство Свято-Владимирского Братства, 1995. С. 108-109.75Иоанн (Зизиулас), митрополит. Бытие как общение. Очерки о личности и Церкви.
М.: СвятоФиларетовский православно-христианский институт, 2006. С. 110.62преодолеваясвоюограниченность,свойственнуюсостоянию«индивидуумов», становятся единым Телом Христовым: «Тайна Церкви естьне что иное, как тайна «Одного», Который одновременно есть «многие». Этоне «Один», первичный по отношению к «многим», но «Один» и «многие» – водно и то же время»76. Остановимся подробнее на экклезиологическомаспекте личности, существенно важном для христианства. Отделенностьлюдей друг от друга, их взаимонепроницаемость, являющаяся следствиемгреха, по учению Церкви, преодолевается еѐ благодатным действием. Помере углубления в жизнь Церкви, люди становятся ближе друг к другу,образуя Тело Христово.
Учение о «соборной» природе человеческого духа сбольшой силой было развито в русской философии, искавшей путипреодоления индивидуализма, активно проявившегося в западной культуре.В трудах славянофилов, опиравшихся на святоотеческие тексты, можнонайти глубокое обоснование православной церковности как важнейшегоаспекта антропологии. А.С. Хомяков писал: «Каждый человек находит вЦеркви самого себя – не в бессилии своего духовного одиночества, а в своѐмдуховномединениивосстанавливаетсясбратьями»77.первоначальноеТакимединствообразом,вчеловеческогоЦерквирода,проявляющееся в секулярном мире в естественном «социальном инстинкте»сближения людей – рудиментарной, не утраченной с грехопадением, силе.«Всѐ естество, – писал св.
Григорий Нисский, – простирающееся от первыхлюдей до последних, есть некий единый образ Сущего»78. В силу этогочеловек причастен падению Адама – Церковь же даѐт возможностьприобщения к искупительному подвигу Спасителя: антропология теснопереплетается с экклезиологией и сотериологией. Кн. С. Трубецкой, Н.О.Лосский затрагивали гносеологический аспект соборности, утверждая, что на76Там же.Хомяков А.С.
цит. по: Зеньковский В.В. Принципы православной антропологии. // Русская религиознаяантропология. Т. II. Сост., общ. ред., предисл. и примеч. Н.К. Гаврюшин. М.: Московский философскийфонд, Московская духовная академия, 1997. С.444.78Св. Григорий Нисский. Об устроении человека. // О человеке. Сборник трактатов / Пер. с греческого.СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2011. С. 81.7763уровне индивидуальногопроявляет себя надиндивидуальное, соборное,начало, сказывающееся на каждом акте познания. Ни вдохновение, нигениальность отдельного ума не гарантируют истины, которая дана лишьсоборному разуму. В Церкви происходит «преображение собрания в собор»,человеческого коллектива в Богочеловеческий организм. Это соборноеначало, разум Церкви, присущий ей как Богочеловеческому организму,является непогрешимым. Он засвидетельствован в классической формуле«Изволися Духу Святому и нам» (Деяния 15.28), принятой уже на первомСоборе в Иерусалиме.
Истина на соборах, в соответствии с православнымучением,обеспечиваетсянепротиворечивостьюне«правильностью»догматическихформул,илиалишьлогическойучастием«благодатного действия Св. Духа, что узнается Церковью через рецепциюрешений Собора»79. В этом аспекте существует расхождение с католическойцерковью, для которой критерием истинности соборных решений является ихканоничность и логическая непротиворечивость. На Западе в пониманииличности главенствует дух глубоко укоренившегося там римского права,делающегоакцентнаиндивидуальныхособенностяхчеловека,егосвоеобразии.
В католическом богословии нет строгой границы междуличностью (Persönlichkeit) и человеком (Person) – с эпохи Средневековья онииспользуются как синонимы. Фома Аквинат пишет: «… то, что человексоздан по образу Божию, значит, что он является существом разумным(intellectuale), существом, обладающим свободной волей (arbitrium liberum) исамоопределяющимся (per se potestativum). Ибо эти свойства и обозначаютсясловом «образ»» (Summa theologiae, I-II Prolog)80.Рассмотрим еще ряд вопросов, связанных с православной теориейличности, теснейшим образом переплетенных с православной антропологией79Зеньковский В.В.
Принципы православной антропологии. // Русская религиозная антропология. Т. II.Сост., общ. ред., предисл. и примеч. Н.К. Гаврюшин. М.: Московский философский фонд, Московскаядуховная академия, 1997. С.447.80Цит. по: Ингеборг Габриэль. Личность / Этика личности (католич.) // Богословская антропология. Русскоправославный / римско-католический словарь: издание на русском и немецком языках / Под науч. ред.
прот.Андрея Лоргуса, Б. Штубенрауха. М.: Паломник; Никея, 2013. С. 73.64как таковой. Среди множества выделим такие, как происхождение человека,образ Божий в нѐм, вопрос о теле, о природе зла – эти темы стягивают к себемножество других проблем, некоторые из которых уже были намирассмотрены.Что касается происхождения человека, то общехристианским подходомявляется утверждение появления человека не в ходе естественной эволюцииживых существ, но путѐм сотворения его отдельным актом творения. Нодарвинистская теория эволюционного происхождения человека в разныхсвоих модификациях всѐ ещѐ сохраняет авторитетность в науке.
Хотя «нетныне ни одного серьѐзного ученого, который отрицал бы чрезвычайныезатруднения в объяснении того, как появился человек на земле, но всѐ жестремление обойтись без библейского учения об особом творении человекаостаѐтся, к сожалению, руководящим у подавляющего большинстваученых»81. Следует отметить, что признание библейского учения о творениичеловека не разрешает ещѐ всех вопросов о связи человека и природы. Тем неменее, Библия притязает на знание, основанное на Откровении, опроисхождении человека. Без понимания этого, без учета особого местачеловекавкосмосеневозможнопостроитьникакойхристианскойантропологии.Для этой антропологии принципиально важно, что созданию человекапредшествовал «предвечный совет», результатом которого было сотворениечеловека Богом «по образу и подобию Своему». Причѐм, как утверждалосьуже в ранней христианской письменности (у Оригена и Иринея Лионского),образ Божий был дан, подобие – задано. Этим перед человеком ставитсяидеал и жизненная задача уподобления Богу – обожения.
Это соответствуетсловам Христа (Мф. 5, 48): «Будьте совершенны как совершен Отец вашНебесный». Этот идеал повлиял на всѐ моральное учение христианства. При81Зеньковский В.В. Принципы православной антропологии. // Русская религиозная антропология. Т.
II.Сост., общ. ред., предисл. и примеч. Н.К. Гаврюшин. М.: Московский философский фонд, Московскаядуховная академия, 1997. С. 435.65этом вопрос об образе Божием различно толковался в разных христианскихисповеданиях. Особенно остро ставится вопрос о том, сохранился ли образБожий после грехопадения. В протестантском богословии утверждается, чтов грехопадении человек утратил образ Божий.















