186060 (746121), страница 39
Текст из файла (страница 39)
Относительно же их полномочий, указанных в федеральных законах, отметим следующее. В круг этих законов прежде всего входят законодательные акты, регламентирующие организацию и деятельность российских правоохранительных органов и спецслужб (см. комментарий к ст. 4). Из числа последних, согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона, оперативно-розыскную деятельность в полном объеме проводят подразделения семи государственных органов (см. комментарий к ст. 13). Анализ содержания законодательных актов об этих субъектах оперативно-розыскной деятельности дает основания для следующего вывода.
Во-первых, три закона — «О милиции», «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и «О федеральных органах налоговой полиции» — хотя и содержат нормы о вневедомственном контроле (см. соответственно ст. ст. 27, 38 и 21), однако возможная ссылка на них в рассматриваемом случае неуместна, так как эти законодательные акты принимались ранее ныне действующей Конституции и их нормы о вневедомственном контроле требуют приведения в соответствие с ней; не являются федеральными законами.
Во-вторых, в двух других, действительно федеральных законах изложено буквально следующее: «контроль за деятельностью (определенного органа. — А.Ш.) осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации... в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами '. В Федеральном законе «О внешней разведке» установлено, что «парламентский контроль за деятельностью органов внешней разведки Российской Федерации осуществляется в порядке, устанавливаемом федеральными законами...» (см. ч. 1 ст. 24). Таким образом, в этих федеральных законах отсутствуют правила, предусматривающие конкретные полномочия контролирующих инстанций2.
В-третьих, в Таможенном кодексе (основополагающем законодательном акте для таможенных органов, чьи оперативные подразделения проводят оперативно-розыскную деятельность) вообще не содержится норм о контроле со стороны субъектов, указанных в комментируемой статье.
С т а т ь я 21. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью
(1) Надзор за исполнением законов Российской Федерации органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры.
(2) По запросу уполномоченного прокурора в связи с поступившими в прокуратуру материалами, информацией и обращениями граждан о нарушении законов при проведении оперативно-розыскных мероприятий, а также при проверке установленного порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий и законности принимаемых при этом решений руководители органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, представляют указанному прокурору оперативно-служебные документы, послужившие основанием для проведении этих мероприятий.
(3) Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, и о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются прокурору только с письменного согласия указанных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности. Сведения об организации, о тактике, методах и средствах осуществления оперативно-розыскной деятельности в предмет прокурорского надзора не входят.
(4) Руководители органов прокуратуры создают условия, обеспечивающие защиту сведении, содержащихся в представляемых прокурору оперативно-служебных документах.
1. Статья заменила собой ст. 19 ранее действовавшего Закона об оперативно-розыскной деятельности. Основные изменения и дополнения состоят в следующем:
более точно сформулирован предмет прокурорского надзора;
уточнено, что надзор за исполнением законов Российской Федерации при осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводит Генеральный прокурор и уполномоченные (а не подчиненные, как ранее) им прокуроры;
статья дополнена указанием на то, в каких случаях руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, обязаны представлять прокурору оперативно-служебные документы;
руководителям органов прокуратуры вменено в обязанность создавать условия, обеспечивающие защиту сведений, содержащихся в представляемых прокурору оперативно-служебных документах.
2. Цель статьи — нормативно определить предмет прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью (с учетом наличия в последней сведений, составляющих государственную тайну).
3. Предписания статьи распространяются на всю оперативно-розыскную деятельность, за исключением той ее части, сведения о которой составляют государственную тайну.
4. Диспозиция статьи бланкетная (отсылочная), поскольку в ней нет формально определенных предписаний, которые подробно устанавливали бы полномочия прокурора за исполнением законов в сфере оперативно-розыскной деятельности, а также правовые формы и способы прокурорского надзора. Надзирая за оперативно-розыскной деятельностью, прокуроры должны руководствоваться соответствующими предписаниями Федерального закона о прокуратуре. Кроме того, некоторые вопросы прокурорского надзора разрешаются в соответствующих приказах и указаниях Генерального прокурора (см. комментарий к ст. 4).
5. В развитие предписания части первой комментируемой статьи о том, что надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, осуществляет Генеральный прокурор и уполномоченные им прокуроры, приказом Генерального прокурора № 48 «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» возложена обязанность по осуществлению такого надзора на прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и других специализированных прокуроров, прокуроров городов и районов, других территориальных, военных и иных спецпрокуроров, а также выделенных для этой цели приказами прокуроров субъектов Российской Федерации уполномоченных прокуроров, а в Генеральной прокуратуре — на заместителей Генерального прокурора, Главного военного прокурора и его заместителей, начальников управлений и отделов и их заместителей (старших помощников и помощников), старших прокуроров и прокуроров в соответствии с их функциональными обязанностями.
6. Предметом прокурорского надзора является неукоснительное исполнение органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность Конституции, Федерального закона, других законов, содержащих нормы, относящиеся к этой деятельности (см. комментарий к ст. 4), а также приказов и указаний Генерального прокурора.
Согласно Федеральному закону существенная часть розыскной деятельности регламентируется нормативными актами органов, которые ее осуществляют. Это касается наделения соответствующих руководителей данных органов полномочиями на вынесение мотивированных постановлений о проведении оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан (см. чч. 1 и 2 ст.) определения перечня дел оперативного учета и порядка их ведения ( 10), а также порядка представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд.
Приказ Генерального прокурора от 9 августа 1996 г. № 48 предписывает исходить из того, что предметом прокурорского надзора являются соблюдение прав и свобод человека и гражданина, порядок выполнения оперативно-розыскных мероприятий, установленный законами и иными актами, принятыми в развитие этих законов, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
В частности, в приказе № 48 содержатся следующие положения:
прокуроры, уполномоченные надзирать за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности, должны иметь для работы с документами допуск, оформленный надлежащим образом (см. п. 1);
при осуществлении или организации надзора исходить из того, что предметом прокурорского надзора являются соблюдение прав и свобод человека и гражданина, порядок выполнения оперативно-розыскных мероприятий, установленного законами и нормативными актами, принятыми в развитие этих законов, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (см. л. 2);
уполномоченные прокуроры вправе требовать у руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, подлинные оперативно-служебные документы, послужившие основанием для заведения дел оперативного учета, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий и их учета (см. п. 4);
прокурорам надлежит использовать определенные законом методы прокурорского надзора и, в частности, опротестовывать противоречащие закону приказы и указания руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (см. подп. «е» п. 5).
7. На основании анализа положений ст. 29 Федерального закона о прокуратуре, а также предписаний комментируемого Федерального закона правомерно выделять и отдельно рассматривать важнейшие элементы предмета прокурорского надзора в сфере оперативно-розыскной деятельности.
Значительная часть прокурорского надзора касается соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также юридических лиц в ходе оперативно-розыскной деятельности. Прокуроры обязаны по собственной инициативе выявлять нарушения органом (должностным лицом), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, прав и законных интересов юридических и физических лиц, а также в связи с поступающими к ним жалобами и заявлениями (см. чч. 2 и 8 ст. 5). Средствами прокурорского надзора прокуроры должны пресекать нарушения прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций и принимать меры привлечения виновных к установленной законом ответственности.
Прокурор рассматривает жалобы на действие органа (должностного лица), осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, которые не подведомственны суду. Такие жалобы должны рассматриваться не позднее месячного срока. Жалобы на нарушения конституционных прав граждан Генеральная прокуратура рекомендует рассматривать в пятидневный срок.
Прокурор дает на жалобу мотивированный ответ. В случае отказа в удовлетворении жалобы гражданину должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если оно предусмотрено законом.
В случае рассмотрения жалоб судом прокуроры участвуют в судебных заседаниях при условии, если этого требуют интересы защиты прав и свобод личности, безопасности общества, государства и необходимость такого участия признана судом.
8. Режим законности в оперативно-розыскной деятельности во многом зависит от строгого соблюдения порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий и законности принимаемых при этом решений. Приказ Генерального прокурора от 9 августа 1996 г. № 48 предписывает проверку установленного порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий и законности принимаемых при этом решений осуществлять:
по мере необходимости по материалам в связи с отсутствием положительных результатов при розыске — обвиняемых или подозреваемых по уголовным делам; лиц, совершивших преступления; без вести пропавших;
по информации о ненадлежащем реагировании — на поручения следователя, органа дознания и суда по уголовным делам, находящимся в их производстве; на указания прокурора;
в других случаях с учетом состояния законности в этой сфере деятельности.
Прокуроры прежде всего должны обращать внимание на то, чтобы при осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводились только те оперативно-розыскные мероприятия, перечень которых определен Федеральным законом. Такой перечень может быть изменен и дополнен только федеральным законом (см. ст. 6). Следовательно, никакое должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, ни в какой форме делать этого не вправе. Особо пристальное внимание прокуроры должны уделять общим правовым основаниям проведения оперативно-розыскных мероприятий. Поскольку такие основания перечислены в Федеральном законе (см. ст. 7), то правомерен вывод о том, что перечень их также является исчерпывающим.
Значительная часть оперативно-розыскных мероприятий проводится по основанию, которое в Федеральном законе сформулировано в п. «а» ч. 1 ст. 7. Использование указанного основания предполагает осуществление соответствующими должностными лицами познавательной деятельности, важнейшими элементами которой являются оценка имеющихся сведений, а также оперирование такими правовыми понятиями, как «признаки противоправного деяния» и «данные, достаточные для решения вопроса о возбуждении уголовного дела». Поэтому прокурорский надзор в этом случае приобретает особо важное значение.
















