131505 (721144), страница 4
Текст из файла (страница 4)
Учебная деятельность - процесс приобретения человеком умений, знаний и навыков, совершенствование и развитие своих способностей. Результатом учебной деятельности является научение — приобретение человеком новых психологических качеств и свойств (Давыдов В.В., 1991; Леонтьев А.Н., 1983; Лингарт Й., 1970). Существует несколько видов научения: по механизму импринтинга (Лоренц К.), условно-ркфлекторное (Павлов И.П., ), оперантное, в том числе викарное и вербальное (Немов Р.С, 2000). Научение^ как деятельность осуществляется следующими интеллектуальными механизмами: формирование ассоциаций; подражание; различение и обобщение; инсайт; творчество. Требования, предъявляемые к учебной деятельности: мотивационное разнообразие; наличие гибкой и развитой структуры; разнообразие форм; современные технические средства обучения.
Кроме того, учебная деятельность реализуется через фронтальную, индивидуальную, непосредственную и опосредованную деятельность, а также через деятельность, организуемую по типу общения или сообщения. Существуют также групповые формы организации и проведения учебной деятельности. Наиболее часто используемыми видами учебной деятельности являются по Р.С. Немову (2001) опрос, семинар, дискуссии.
Применительно к спортивной деятельности, можно сказать, что это особая социально детерминированная форма психомоторной активности, развивающая и совершенствующая физические и психические качества человека в соответствии с целями и потребностями спорта.
Как известно, спорт - это одна из разновидностей деятельности, основной формой которой является спортивное соревнование. Кроме того, спорт сегодня становится разновидностью профессиональной деятельности и может быть охарактеризован теми же психологическими категориями, такими, как труд, учение и игра (Немов Р.С, 2001). По мнению Б.Г. Ананьева (1986), можно выделить четыре стадии профессиональной деятельности, которые даже терминологически очень близки спортивной: подготовка, старт, кульминация и финиш. Как отмечает А.Ц. Пуни (1984), спортивная деятельность имеет и свою специфику. Прежде всего, предметом этой деятельности выступает человек, увлечённый спортом. Профессиональная деятельность многих специалистов - тренеров, судей, врачей и психологов - направлена на него. Однако, этот же человек (спортсмен) является ещё и объектом и субъектом спортивной деятельности. Это выражается в том, что вся деятельность спортсмена направлена на формирование собственных качеств, как физических, так и психических (Лозовая Г.В., 2003). Кроме того, этот вид деятельности характеризуется необычными по длительности и. интенсивности физическими и психическими напряжениями, часто предельными для спортсмена. Как уже было отмечено, основной формой спортивной деятельности является соревнование. Наконец, продуктом и результатом этой деятельности должно явиться спортивное достижение (Гогунов Е.Н, Мертьянов Б.И., 2000).
Спортивную деятельность можно подразделить на собственно спортивную, то есть активное участие спортсмена в тренировках и соревнованиях, и организационно-педагогическую (работа тренеров, судейско-арбитражного института и так далее). Нас интересует феномен собственно спортивной деятельности. Можно сказать, что эта деятельность воплощает и реализует не только психический образ необходимого спортсмену спортивного достижения, но и те особые отношения, которые складываются в спорте (Попов А.Л., 2000).
Спецификой спортивной деятельности является, как уже отмечалось, социальный характер, который постоянно объективизируется спортивными результатами, координирующими цели субъекта и объекта этой деятельности. Спортсмен часто вынужден в процессе своей спортивной карьеры концентрировать психофизические усилия и проявлять максимальные психомоторные возможности. А это чревато эмоционально-волевыми перенапряжениями и угрозой здоровью (Момот Д.А., 1998).
Следующей специфической особенностью спортивной деятельности является неоднократно доказанное влияние последней на развитие не только моторных, но и психических процессов, а так же личностных свойств спортсмена (Стамбулов А.В., 1980). В.И. Енин установил (1986), что в процессе регулярных занятий определённым видом спортивной деятельности изменяются не только уровневые показатели психических процессов, состояний и свойств, но и формируется специализированная их структура, то есть интегративная деятельность интеллектуальных и психомоторных центров, обеспечивающих высокие спортивные результаты. Р.Н. Загайнов (1992) доказал, что спортсмены высокой квалификации проявляют такие свойства, как высокая ответственность, мотивация достижения, высокая эмоциональная устойчивость, твёрдость характера, уверенность в себе^ самоконтроль, самостоятельность, настойчивость и упорство, инициативность и смелость. Кроме того по мнению Н.Б. Стамбуловой (1999) спортивная деятельность расширяет адаптационные возможности человека.
Суммируя особенности спортивной деятельности можно согласиться с мнением Е.В. Боченковой (2000, С.12), что «спорт в целом и физические упражнения в частности, оказывают существенное влияние на формирование психологических свойств личности».
Специфической особенностью спортивной деятельности является формирование личности спортсмена как субъекта этого вида деятельности. Так, А.Ц. Пуни (1973, 1984) отмечает, что одной из особенностей личности спортсмена является развитие спортивного характера, этого важного элемента успешного выступления в соревновании, где он по-настоящему проявляется и закрепляется. К таким же важным свойствам личности относится самооценка, которая является основой и в то же время результатом самоутверждения (Жилин СВ., 2003). У людей с высокой самооценкой наблюдается большая выраженность мотива достижения социального успеха, независимо от их пола и возраста (Кубышкина М.Л., 1997).
1.2.2. Особенности характеристик самооценки спортсмена
Долгое время в психологии царила точка зрения, согласно которой, спортсмены имеют высокий показатель уровня самооценки (Жилин СВ., 2003; Плашко Р.В., 2001; Шаболтас А.В., 1998). В последнее время всё чаще появляются данные о том, что это не совсем так. Например, Г.В. Лозовая (2002) отмечает, что лицам, занимающимся профессиональным спортом, свойственна довольно высокая самооценка, но в процессе профессионального самоопределения уровень её меняется. Это выражается в том, что изначально высокая самооценка у абитуриентов физкультурного ВУЗа снижается особен-. но, к четвёртому курсу, а затем, к моменту окончания учёбы, и во время профессиональной тренерской деятельности, уровень самооценки заметно повышается. При этом она влияет на показатели профессионального самоопределения, но это влияние не существенно. Это согласуется с данными, полученными Р.В. Плашко (2001), согласно которым уровень самооценки спортсменов до четвёртого курса снижается, а затем повышается. Таким образом, для самооценки спортсменов характерна определённая динамика её уровня в связи с самоопределением личности в выбранной профессии. Но, несмотря на такую динамику, спортсмены в среднем имеют более высокую самооценку, чем люди, не занимающиеся спортом ( Волков О.И., 2003; Лозовая Г.В., 2002, 2003). Так, СВ. Жилин (2003) отмечает, что для самооценки детей-спортсменов, характерны более высокий уровень и меньшая её вариативность по сравнению с их сверстниками, не занимающимися спортом. Однако, вариативность показателей самооценки с возрастом, видимо, меняется, поскольку у тренеров были обнаружены очень высокие коэффициенты вариации (Лозовая Г.В., 2002). Кроме того, имеются данные, говорящие о том, что уровень самооценки связан с уровнем квалификации спортсмена. У высококвалифицированных спортсменов самооценка достоверно выше (Лозовая Г.В., 2002).
Некоторыми исследователями отмечена специфика дифференцированное самооценки спортсменов (Жилин СВ., 2003). Данное свойство самооценки редко упоминается в изученной литературе, тем более, относительно спортсменов. Имеющиеся же данные показывают, что самооценка спортсменов менее дифференцирована, чем самооценка не спортсменов. Это значит, что спортсмены не склонны давать разные оценки различным своим проявлениям, их частные самооценки не отличаются вариативностью.
Самооценка спортсменов более интегрирована, чем у не спортсменов (Жилин СВ., 2003). Кроме того, чем выше спортивный разряд, тем более интегрированной оказывается самооценка спортсмена (Лозовая Г.В., 2002).
Некоторые авторы исследовали не самооценку личности, а субъективную оценку спортсменами своих достижений или мастерства. Так, В.И. Палий (1987) утверждает, что самооценка спортсменами своего реального мастерства-более дифференцирована. Самооценка же будущего мастерства носит более обобщённый, интегрированный характер. Такое положение вещей кажется вполне понятным, поскольку любой человек, и спортсмен в том числе, будет давать более детальную, разностороннюю и критическую оценку тем своим качествам, которые он имеет «здесь и сейчас», чем тем, которые только могут быть в перспективе. К тому же, оценка себя в будущем характеризует скорее такое свойство личности, как уровень притязаний.
Наконец, имеются данные о связи характеристик самооценок спортсменов с их возрастом и полом. Так, уровень самооценки выше у юношей (Жилин СВ., 2003), а её интегрированность меньше у спортсменов мужского пола (Жилин СВ., 2003; Лозовая Г.В., 2002).
Однако экспериментальных работ, в которых нашли бы отражение особенности адекватности самооценки спортсменов по сравнению с людьми, не занимающимися спортом, нет. Но именно степень адекватности, как уже упоминалось выше, может свидетельствовать об уровне адаптации личности, которая, в свою очередь проявляется в успешности и удовлетворённости человеком своей деятельностью (Николаев А.Н., 1984). Поэтому, ответ на вопрос о существовании специфики адекватности самооценки у спортсменов, прольёт свет на проблему возможностей спорта в коррекции самооценки личности.
Итак, специфика свойств самооценки спортсменов касается в первую очередь её уровня, который в среднем оказывается довольно высоким. С этой точки зрения спорт оказывает позитивное влияние на самооценку личности, что может оказаться полезным для успешности деятельности, как спортивной, так и учебной и вообще повседневной.
1.3. Взаимосвязь самооценки и адаптированности спортсмена к деятельности
Спортивная деятельность понимается как многосторонний процесс активности человека, в котором, наряду с физическими, развиваются и совершенствуются психические свойства личности (Словарь-справочник под ред. В.У. Агеевца, 1996). Действительно, факт единства деятельности и сознания (следовательно, и личности) в отечественной психологии является аксиоматичным, ставшим одним из основополагающих методологических принципов (Рубинштейн С.Л., 2001). Самооценка, как свойство личности очень тесно связана с различными характеристиками деятельности спортсмена (Дашкевич О.В., 1981; Лозовая Г.В., 2003) Так, Н.Б. Стамбулова (1999) отмечает, что одним из симптомов кризиса спортивной карьеры является снижение самооценки. Какими же характеристиками, по которым она может быть изучена, обладает деятельность спортсмена? В изученной литературе довольно развёрнуто представлен анализ особенностей соревновательной и тренировочной деятельности, черт спорта, как вида деятельности, наиболее характерных личностных особенностей спортсменов в связи с их деятельностью (Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И, 2000; Лозовая Г.В., 2003; Медведев В.В., 1993; Попов А.Л., 2000; Пуни А.Ц., 1984). Однако чётко сформулированного ответа на вопрос о тех свойствах деятельности спортсмена, по которым она может быть оценена, нет. Есть лишь разрозненные, несистематизированные мнения на этот счёт. Объединив имеющиеся данные, можно сделать вывод о том, что деятельность спортсмена характеризуется по степени адаптированности к занятиям спортом, надёжности и эффективности спортсмена, уровню его спортивного мастерства. Следует также отметить, что в качестве критериев адаптированности человека к деятельности часто рассматривается его успешность и степень удовлетворённости (Дмитриева М.А., 1991; Жмыриков А.Н., 1998; Николаев А.Н. 1984; Руфова Н.Л., 1999). Поскольку успешность спортсмена во многом связана с его надёжностью, эффективностью и уровнем его спортивной квалификации, то можно говорить о том, что главной характеристикой деятельности спортсмена и одновременно критерием, по которому она может быть оценена, является степень адаптированности спортсмена, проявляющаяся через успешность и удовлетворённость.
Рассмотрим роль самооценки в проявлении данных характеристик деятельности спортсмена. Изучая соотношение понятий самооценка и адаптро-ванность, есть основание утверждать, что независимой переменной является самооценка. При наличии корреляционных взаимосвязей между этими показателями можно говорить о влиянии показателей самооценки на уровень адап-тиованности, а не наоборот.
Функции самооценки (ориентировочная и регулятивная) служат для оптимизации процесса адаптации (Лозовая Г.В., 2003), которая, в свою очередь является базисной функцией всех психических явлений. СВ. Жилин (2003), вслед за Н.Б. Стамбуловой (1999) выделяет следующие показатели адаптированное™ к спортивной карьере: спортивные приобретения; спортивные ограничения; соответствие целей и результатов спортивной карьеры; затраты, связанные с карьерой; успешность спортивной карьеры; удовлетворённость спортивной карьерой. Чаще других в изученной литературе встречаются данные о взаимосвязи самооценки с последними двумя.
По данным Г.В. Лозовой (2002), личностная самооценка тренеров связана с различными аспектами их профессиональной удовлетворённости опосредовано, через профессиональную самооценку. Чем выше уровень последней, тем выше удовлетворенность тренеров достигаемыми результатами, отношениями с коллегами, руководством, содержанием своей деятельности и деятельностью в целом, своим профессиональным статусом, подготовленностью и уровнем собственного профессионализма. Эти данные дополняются результатами, согласно которым самооценка студентов АФК, магистров и тренеров связана с удовлетворенностью профессиональным выбором и интегральным показателем профессионального самоопределения (Лозовая Г.В., 2003), а самооценка коммуникабельности и адаптивности у юных спортсменов — с удовлетворенностью спортивной карьерой (Лозовая Г.В., 2002). Это согласуется с данными СВ. Жилина (2003), говорящими о том, что для удовлетворённых самореализацией в спорте спортсменов, характерны высокие показатели самооценок здоровья, интеллекта, воли, коммуникабельности и жизненно важных качеств, а также общей самооценки личности.
Многими исследователями (Гиссен Л.Д., 1990; Левит Л.З., 1987; Мальчиков А.В., Пегов В.А., 1988; Медведев В.В., 1993; Палий В.И., 1988) отмечается особая роль самооценки именно с точки зрения успешности и надёжности спортивной деятельности. Об этих показателях деятельности спортсмена может свидетельствовать уровень его спортивного мастерства. По данным разных исследований самооценка спортсменов связана со спортивной квалификацией, а именно, чем более квалифицирован спортсмен, тем выше уровень, интегрированность и меньше дифференцированность его самооценки (Лозовая Г.В., 2002). В.И. Палий (1987) отмечает, что для представительниц спортивной гимнастики, имеющих звание мастер спорта или мастер спорта международного класса, характерен высокий уровень самооценки, как реальных, так и будущих достижений. То, что спортсменки высоко оценивают свои будущие достижения может свидетельствовать о высоком уровне притязаний - свойстве, теснейшим образом связанном с самооценкой личности. Это согласуется с мнением М.В. Приставкиной (1979), о том, что более квалифицированные спортсменки (в художественной гимнастике) имеют более высокий уровень притязаний, который косвенно может свидетельствовать о высоком уровне самооценки. Но при этом показатели уровня частных самооценок могут понижаться. Так, СВ. Жилин (2003) отмечает, что чем выше спортивный стаж, тем ниже оценка спортсменами своего здоровья. В целом, многими авторами выявлен тот факт, что самооценка спортсменов высокой квалификации в различных видах спорта достоверно выше (Ганюшкин А.Д., Кутузова Е.И., 1988; Левит Л.З., 1988; Лозовая Г.В., 2002, 2003; Шаболтас А.В., 1998). Так, Жилин СВ. (2003) утверждает, что успешность деятельности зависит от выраженности общей самооценки.